В конце апреля по сложившейся традиции открывается навигация на реках, каналах и озерах Европейской части России. И также традиционно вновь возрастают тарифы на российские речные круизы. Однако на этот раз цены на водные путешествия подошли к своему потребительскому пределу. И если участники рынка – судовладельцы и туроператоры – не смогут организовать сообща действенных контрмер, то всю круизную отрасль в приближающимся сезоне может поразить кризис избытка предложений.

Главной причиной подорожания круизов на этот раз стал небывалый рост топлива - почти в два раза за прошедший год. Кроме того, заметно «подросли» и портовые сборы, экскурсионка, да и зарплаты персонала. За счет существенного сокращения внутренних издержек, судовладельцам удалось избежать значительного ценового скачка, тем не менее, увеличение цен, в зависимости от судна, составило от 10% до 30% в сравнении с прошлогодним уровнем. И как считают эксперты, круизные тарифы в этот раз подошли к своему потребительскому пределу, а возможно, даже и перешагнули его. Так, сутки пребывания на речном теплоходе, в зависимости от категории каюты и класса судна, обойдутся теперь туристам в сумму от 1 тыс. до 3 тыс. рублей с учетом питания, экскурсионного обслуживания и развлекательной программы на борту. При этом тысячу или около того стоит место в 4-местной каюте малокомфортабельного судна, знакомого, а прежде и вполне доступного, не одному поколению россиян. Кто имеет деньги - вряд ли согласится жить в подобных условиях. С другой стороны, вряд ли найдется много туристов, готовых выложить за более удобное путешествие по рекам и каналам, в среднем, $70-100 в день.
Подводные камни навигации
На внутреннем рынке речного туризма в настоящее время работают более 30-и судоходных компания и операторских фирм. В числе крупнейших игроков, обслуживающих наиболее комфортабельные лайнеры - компания «Водоходъ» - туристическая структура крупнейшей в Европе «Волго-Балтийской компании» и «Столичная судоходная компания», входящая в холдинг Московского речного пароходства. Первая представлена лайнерами «М. Калинин», «С. Кучкин», а также трехпалубником «Ильич», вторая обслуживает суда «А. Шемагин», «Г. Пирогов», «Н.Г. Славянов», «К. Маркс», «И. Крылов» и 4-палубный «Ф. Дзержинский». Обе структуры работают на самом объемном московском рынке. Кроме него, речные круизы в Волжском бассейне пользуются высоким спросом в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в Самаре.
Другие ведущие круизные операторы столицы эксплуатируют суда в основном более старых годов построек. Это компания «Речтурфлот», оперирующая четырьмя теплоходами, «Цезарь Трэвел», фрахтующая три 3-палубных судна, «Турфлот» с тремя двухпалубниками. Двумя судами владеют турфирмы «Паллада» (одноименный теплоход «Паллада» и «Арабелла») и «Агидель-круиз» («Белинский-2» и «Щорс»). Кроме того, немало небольших фирм, представленных в Москве, работают с одним теплоходом. И именно они, в особенности те из них, кто пришел «на реку» недавно, становятся главными возмутителями спокойствия на рынке водных туров.
В прошлогоднюю навигацию в российской столице туристов возили 25 круизных судов – рекордное число за последнее десятилетие. И то, что это явный переизбыток туроператоры ощущали в течении, практически, всего сезона. В приближающейся навигации ситуация будет еще сложнее, поскольку на московском рынке заявлено уже более 30 единиц круизного флота. Но и ими дело не ограничится. Как отмечают эксперты, наверняка еще около 20 судов, обслуживающих иностранцев, в том или ином объеме будут активно догружаться россиянами.
Дело в том, что уже сейчас очевидно, что 2005 год в России может стать годом серьезного падения объемов иностранного туризма. И в первую очередь, за счет все того же роста въездных цен. По наиболее скептическим прогнозам, число туристов из-за рубежа, ожидается почти вдвое меньше, чем год назад. По крайней мере, для речных круизов такой показатель вполне однозначен, поскольку их продажа на зарубежном рынке уже практически завершена. Так что, туроператорам и судовладельцам, работающим с иностранцами (а это, прежде всего, все тот же «ВодоходЪ», а также компании «Ортодокс», «Мостурфлот», и некоторые другие), ничего другого не останется, как открыть дополнительную продажу туров на свои лайнеры для внутреннего потребителя.
Есть и другие «подводные камни» на пути предстоящей речной навигации-2005. В частности, в среде речников много говорится о введения платного шлюзования. Скорее всего, это произойдет не раньше сентября, что опять же вызовет повышение стоимости круизного продукта. И опять же топливо - вряд сейчас может ответить какая цена на него будет предстоящим летом.
Когда качество отступает
Другой довольно болезненный, и нередко выходящий на передний план вопрос – уровень проведения речных поездок. Не у всех, хотя и у многих компаний организация туров, судовой сервис, да и само судно, оставляют желать лучшего. Весьма показателен в этом плане прошлый год, когда на внутренний рынок хлынул поток переоборудованных возрастных теплоходов, считать круизными которых можно было лишь вооружившись изрядной долей воображения. Владельцы же, не смущаясь, позиционировали их как комфортабельные, поскольку «в каждой каюте имеется туалет, душ и кондиционер». Путешествия на таких «суперлайнерах» стоило примерно втрое дешевле, чем на действительно комфортабельных четырехпалубниках типа «М. Калинин» или . Разочарование же у клиента наступало позже, когда он приходил на само судно, построенное в конце 50-х годов прошлого века и отчасти подремонтированное накануне навигации.
Конечно, можно изменить интерьер, поставить кондиционеры, за счет сноса перегородок увеличить размеры кают, но это еще не значит, что старый теплоход превратится в круизный лайнер. Как отмечают в Речном Регистре, полная реновация 3-палубного пассажирского судна проекта 588 требует порядка $2,8 млн. Она подразумевает далеко не только перестилку коврового покрытия и установку санблоков. В первую очередь требуется замена энергетической системы и переборка двигателей, что позволяет избавится от вибрации и высокого шума, а также замена всей электрики, коммуникаций, установка фекальных систем. Ничего этого обычно не делается, поскольку новоиспеченные круизные компании тратят на все про все не более $100-200 тыс. Закономерным выходит и результат.
Безусловно, низкий уровень флота у ряда владельцев серьезно лихорадил весь рынок в целом. Кроме того, в прошлом сезоне с молодыми операторскими фирмами связано и немало скандалов, касающихся качества питания, развлекательных и экскурсионных программ. Доходило до того, что все развлечения на борту некоторые из них пытались свести к песням и пляскам под баян. Происходило это не только из-за стремления к неоправданной экономии, но и во многом по причине отсутствия у новичков опыта грамотной организации круизного процесса.
И наверняка, побывавшие на таких судах клиенты, главным образом те, кто поехал в теплоходное путешествие впервые, вряд ли уже в скором времени вновь отправятся в речные туры. Впрочем, рынок и сам многое расставляет по своим местам: некоторые компаний, которые впервые вышли на него в прошлую навигацию, в этом году ушли из речного бизнеса. Это относится, например, к фирме «Технотур», фрахтовавшей год назад теплоход «Свешников». Другое дело, за их прошлогодние промахи теперь предстоит расплачиваться всей круизной отрасли.
Модель поведения продиктует кризис
Таким образом, в этом сезоне перед всеми участниками рынка, как никогда раньше, встанет серьезная проблема загрузки судов. Обычно больше половины туристов, выбирающих речной отдых - постоянные клиенты судоходных компаний, отправляющиеся в плавания не реже, чем раз в три года. И задача туроператоров во многом заключается в том, чтобы как можно больше туристов возвращалось обратно на их суда. А для этого требуется уделить особое внимание уровню организации речных туров. Однако качественный продукт стоит, естественно, уже заметно дороже. Потребитель же, в условиях переизбытка предложений, смотрит, прежде всего, на цену и психологически готов сделать выбор в пользу дешевых тарифов. (В прошлом сезоне скидки на путевки у ряда операторских фирм доходила до 50 % от первоначальной стоимости.) С другой стороны, закономерный финал «Технотура» и других фирм-однодневок заставляет задуматься о возможных последствиях ценового демпинга. Круг, что называется, замкнулся.
В то же время, по мнению некоторых специалистов, потребительский рынок речных круизов имеет достаточно высокий потенциал, и до сих пор по настоящему еще даже не сформирован. Все вместе взятые судовладельцы за навигацию перевозят не более 80 тыс. круизных пассажиров, что на самом деле капля в море даже для одной 10-миллионной Москвы. Как считает генеральный директор компании «Водоходъ» Александр Трофимов, информация о круизном отдыхе практически не доходит до потребителя. Необходимость создания положительного имиджа речных путешествий назрела давно, и добиться этого можно за счет проведения летом широкомасштабной рекламной кампании. «Водоходъ» и «Столичная судоходная компания» договорились о совместных рекламных акциях, однако этого мало - требуется объединение усилий всех серьезных игроков рынка. В противном случае, убежден г-н Трофимов, вопрос заполняемости теплоходов не удастся решить никому, а значит, речной бизнес в этом сезоне неминуемо ждет кризис.
Мнение, что отрасль находится если не в предкризисном, то, по крайней мере, в довольно тяжелом состоянии, разделяют и другие руководители операторских компаний. Согласны они и с тем, что необходимо объединяться хотя бы на базе проведения корпоративной рекламы. Но вот в то, что это объединение реально состоится, верят далеко не все, поскольку считают, что задачи, как и возможноси у фирм разные, а значит и «сражаться придется поодиночке».
В таком случае, речников ждут нелегкие времена, о чем они прекрасно пронимают. Как считают эксперты, многие уже заявленные на предстоящую навигацию суда так и останутся на приколе. Вряд ли этот удел ждет крупные компании, поскольку их запас прочности достаточно велик, и им вполне по силам переждать неблагоприятную ситуацию. Чего не скажешь о небольших частных судовладельцах. Кризис, таким образом, вполне может привести к переделу рынка. Так что, не исключено, что после нынешней навигации в речном круизном бизнесе останутся главным образом крупные игроки и те, кто успеет к ним вовремя примкнуть.
Игорь Горностаев