Похоже, то, о чем так давно мечтал российский круизный бизнес, свершилось. Морские путешествия становятся все более популярным, да к тому же модным и престижным отдыхом. И спрос на него растет несравнимо быстрей, чем в любом другом сеаменте отечественной туриндустрии, тоже, как известно, развивающдйся достаточно динамично. Первы? сигнал о том, ?то морские кру??ы начинают вер?? «набирать обороты», поступил еще в прошлом сезоне. Ушедший год стал для профильных турфирм удачным, однако о наметившемся прорыве морских туров, прежде упорно пребывавших на задворках туристической отрасли, говорить так и не пришлось. Однако если их уже нынешняя востребованность продержится весь высокий сезона, то можно будет смело констатировать начало самого настоящего круизного бума в России.

Приятные перемены
То, что водные туры вновь популярны, профессионалам стало ясно в начале года. Примерно с февраля, наши туристы начали активно, и главное далеко загодя, бронировать поездки – чего никогда прежде, в столь массовом порядке, не бывало. Дальше – лучше: майские праздники стали, по сути, круизным триумфом, поскольку турфирмы, также впервые, провели заезды групп, численность которых доходила до 80-ти человек. Причем в этот благодатный для всего турбизнеса период, многие агентства продали столько путевок, сколько в прошлом году реализовали за все лето. Сейчас операторы лихорадочно подсчитывают увеличение объемов продаж. По нашим данным, этот показатель составляет, для различных фирм, от «скромных» 15% до 40% и туда дальше.
К началу лета российский рынок морских странствий успешно пребывал в спокойствии или относительном спокойствии, поскольку клиентов хватало всем или почти на всем. Кроме того, его основные участники, путем долгих проб и ошибок, сумели, наконец, структурироваться. Каждый занял свою нишу: фрахтователи судов по ценам и маршрутам, а операторы и агенты определились с приоритетом в продаже иностранных компаний. Жесткая конкуренция прежних лет вроде бы отошла на задний план. Впрочем, как отмечают в ряде агентств, теперь конкурировать приходится с береговым отдыхом. Особо серьезное беспокойство, в первую очередь региональным турфирмам, доставили в мае недорогие туры в Турцию и Египет.
Произошли заметные перемены и в клиентской среде. Потенциальные туристы стали гораздо подготовленнее (об увеличении глубины бронирования туров уже говорилось), более требовательными, хотя и, что отрадно, менее привередливыми. По-прежнему наиболее оптимально раскупаются более дорогие каюты (с балконом – «сьюты» и «грандсьюты») от $3 тыс. и наиболее дешевые – $1-1.5 тыс. Но и в низком тарифном сегменте россияне отдают теперь предпочтение более комфортным вариантам: вместо «темной» (без окна) каюты, к примеру, большинство предпочитает хотя и подороже, но «светлую». Поэтому комфортабельность круизного лайнера и уровень сервиса на борту, в сочетании с известным показателем «цена-качество», стали определяющим при выборе круиза. А поскольку немалая часть туристов уже не раз ходила в морские просторы, то понятно, сориентироваться в нынешнем «море предложений» грамотным потребителям вполне по силам.
Кстати, именно ростом числа бывалых круизников, которые приводят за собой родных и знакомых, специалисты склонны объяснять нынешний подъем водных туров. Но не только. Конечно, экономическая стабилизация в стране говорит сама за себя, однако большое влияние на рост популярности теплоходного отдыха оказала и его массовая реклама в печатных СМИ и на ТВ, активно идущая с прошлого года.
Агенты, операторы, фрахтователи
Ведущих фигурантов российского рынка странствий по морям и океанам можно четко разделить на две категории: фрахтователи судов и агенты зарубежных судовладельцев. Первые фрахтуют (арендуют) морские теплоходы и проводят на них круизные поездки. Агенты, понятно, реализуют туры инокомпаний. (Сами руководители агентских фирм нередко зовут себя операторами. Если не вдаваться в терминологию, то название вполне корректно, поскольку им приходится организовывать групповые заезды на суда, заниматься продвижением продукта на рынке, да и всячески облегчать жизнь русскоговорящей публики на борту иностранных лайнеров.) Второй год подряд в роли фрахтователей выступают две российские турфирмы – «Метрополис-тур» и «ПАК Групп». А в число ведущих операторов входят четыре компании: «Ланта-Тур вояж», «Натали Турс», «Нептун» и «Бриз Лайн».
В этом году «Метрополис-тур» работает с новым судном. На смену прежнему «Асседо» пришла более комфортабельная «Ольвия» (бывшая «Карелия»), имеющая пассажировместимость 760 человек и обслуживаемая русскоязычным экипажем. С июня по конец октября «Ольвия» отправится в 8-мь круизов по Северному и Средиземному морям, а также вокруг Европы. Начинаться и заканчиваться путешествия будут в российских портах Сочи и Петербурга. Средняя стоимость двухнедельного тура - от $770 до $1,8 тыс. «Метрополис» работает давно, поэтому больше половины его туристов обычно составляют постоянные клиенты.
Вторую навигацию подряд фрахтует бывшее научное судно «Академик Вавилов» фирма «ПАК Групп». Но если прошлый сезон, как отмечают в турфирме, стал в большей мере «опытно-раскруточным», то теперь предстоит по-настоящему профессиональная работа. Идя навстречу пожеланиям клиентов, внесен ряд изменений в структуру проведения круизов. Как и прежде морские программы «Вавилова» строятся вокруг посещений норвежских фьордов. Но теперь к прошлогодним заходам в Норвегию, Исландию и на Фарерские острова добавились стоянки в портах Финляндии, Швеции, Дании, Шотландии и Гренландии. Продолжительность туров 10 суток, стоимость проживания в двухместной каюте от 890 евро. Всего, вместо девяти прошлогодних, запланировано выполнить семь различных круизных программ.
«Ланта-Тур вояж» - ветеран рынка продаж зарубежных круизов. Уже давно она стала первым и единственным генеральным представителем (General sales manager) ведущего круизного концерна США, в который входят компании Royal Caribbean Cruise Line и Celebrity Cruises. В текущем сезоне концерн отправил шесть лайнеров к берегам Европы - наиболее популярное направление у россиян. На одном из них, Brilliance of the Seas, следующем из Барселоны по Средиземноморью, «Ланта» организовывает групповые заезды. Пользуются спросом и круизы по фьордам на новейшем Jewel of the Seas, впервые отправившемся в плавание в мае этого года. Усредненная цена двухнедельного пребывания на судах Royal Caribbean составляет $2200, хотя в групповые и эконом-туры можно отправиться и за $1400.
Другой российский General sales manager – «Натали Турс». С прошлого сезона этот известный туроператор стал представителем самой крупной в Средиземноморье круизной компании Costa Cruises. В эту навигацию «Натали» планирует провести групповые заезды на 8-и теплоходах. Путешествие, к примеру, на Costa Fortuna, недавно вошедшим во флот компании, продолжительностью семь суток, стоит от 1400 евро, включая авиаперелеты и трансферы. Интересно, что в этом сезоне на круизы Costa с взрослым туристом может бесплатно отправиться ребенок до 18 (!) лет.
До начала нынешнего года круизный центр «Нептун» выступал генеральным представителем европейской круизной компании Festival Cruises. В настоящее время достаточно рейтинговая прежде компания из-за финансовых сложностей приостановила свою деятельность. А «Нептун» на правах приоритетного партнера продолжает успешно реализовывать круизы компаний Holland America, Cunand Cruises и P & O Cruises, и других именитых судовладельцев. Как сказали в Центре, особым спросом пользуются поездки на самом большом в мире лайнере Queen Mari II, спущенном на воду в начале года. На 10-суточный групповой заезд, который пройдет в августе, уже продано более 150 билетов. Это плавание по маршруту Лондон - Афины стоит от 1,4 тыс. евро. Из других востребованных туров можно назвать средиземноморские походы на новом лайнере Amsterdam, прошедшем инаугурацию в апреле (13 суток, $1,5 тыс.), и «экзотику» - путешествие из Пекина в Бангкок на Royal Princess.
Как и везде, важную роль на рынке круизов играют агентские фирмы. В число ведущих круизных агентов сегодня входят: «СВО-Конти. Туры и круизы», American Travel Company, «Примэкспресс РВБ», «Магазин круизов», «Каравелла». Кстати, еще одним показателем активизации рынка стали структурные изменения среди агентов. За год число фирм, продающих морские туры, заметно возросло, причем, главным образом в регионах. И что еще важно, появились турагентства, занятые реализацией только круизного продукта. Сам по себе факт довольно примечательный, поскольку до сих пор в турбизнесе считалось аксиомой, что прожить лишь на одних круизах просто нереально.
Игорь Горностаев