Ситуация на внутрироссийском рынке речных путешествий последние два года остается практически неизменной. В предстоящую навигацию также ощущается явный дефицит комфортабельных четырехпалубных круизных судов, обслуживающих россиян. Те же, что представлены вниманию наших туристов, можно пересчитать буквально по пальцам.

Начнем с Москвы, где «под русских» задействованы следующие речные лайнеры. В управлении филиала компании «Волга-Флот-Тур» находятся «Н. Чернышевский» (проект 301) и «К. Коротков» (92-016), а у «Столичной судоходной компании» - «Ф. Дзержинский» (92-016). Причем, все эти названные теплоходы трудятся на внутреннем всего-то не более половины навигационного срока, продолжительность коего обычно в среднем составляет 120 суток.

Может быть и удивительно, но гораздо больше «четырехпалубников» проекта 92-016 или в просторечье «крокодил», ассоциирующихся у наших людей с комфортным времяпрепровождением на реке, сосредоточено в нынешнем сезоне вне столицы.
Так, в Нижнем Новгороде в этом сезоне будут работать следующие теплоходы Волжского пароходства: «Г. Жуков» туроператора «Волга-Флот-Тур»; «М. Калинин» и «М. Фрунзе» местного оператора ГАМА; в Самаре – «С. Буденный» («Гермес Самара Тур») и «А. Суворов» («Экспресс»); «Ф. Шаляпин» («Волга-Флот-Тур»); в Казани – «С. Кучкин» («Волжские путешествия»). Между прочим, региональные операторы в сезоне начали активно реализовывать через агентов свои туры в Москве и ее окрестностях. (Особо преуспели в этом нижегородская ГАМА.) И хотя их путешествия начинаются и заканчиваются на неблизких от столицы берегах Волги, в среднем на 25-30% более низкие круизные цены привлекают немало москвичей-любителей речного отдыха. Более того, в прошлом году в круизной среде ходили разговоры, что в навигацию нынешнюю в златоглавой стоит ожидать появления кого-то из региональных фрахтователей комфортабельного флота. Но ни одна из волжских турфирм здесь так и не появилась. Впрочем, не исключено, что появится, но уже в следующем сезоне. Если, конечно же, оставшиеся еще «четырехпалубники» Волжского пароходства не уйдут на зарубежный рынок.
Как тогда будут проводить свой досуг российские фанаты комфортабельных речных путешествий, можно только гадать. Нынешним же летом, вопреки расхожему мнению, спрос на этот доступный далеко не каждому россиянину вид отдыха наверняка будет удовлетворен практически полностью. Ведь даже многочисленные лайнеры, возящие иностранцев по популярнейшему маршруту Москва-Петербург, довольно часто, как правило на 10-15%, «догружаются» нашими туристами. Так что, если побеспокоиться немного заранее, то практически стопроцентно можно попасть на «белоснежный красавец-лайнер», причем как в русскую, так и в иностранную компанию.
Сюрпризы погоды и маршруты
Весна в этом году выдалась долгой. В Хлебниковском затоне, где зимуют суда Московского речного пароходства, лед разбивать начали только в 20-х числах апреля, хотя обычно это делается в начале месяца. И в то же время в низовьях Москвы-реки отмечен сильный паводок: залило Луховицы и некоторые прибрежные села. И если еще вспомнить прошлое засушливое лето, то предстоящую водную обстановку угадать практически невозможно. Росгидромет, видимо для страховки, дает неутешительные прогнозы по водности на реках бассейна.
В этих непредсказуемых условиях речные операторы заранее составили свои маршруты на волжском направлении, не рискуя полноценно выйти на более мелководную Оку. Популярнейший речной тур «Московская кругосветка» - начинающийся на Южном речном вокзале столицы и по Москве-реке, Оке, Волге и каналу следующий на ее Северный речной вокзал – ССК в нынешнюю навигацию проводит на «Шемагине» лишь в начале сезона по «большой воде», а всю навигацию следует с ЮРВ лишь до Мурома и обратно.
Тем не менее, и здесь нашлась отчаянная (рисковая) фирма, не испугавшаяся возможных природных сюрпризов. «Речтурфлот», фрахтующий двухпалубные «Проф. Звонков» и «Р. Зорге», планирует выполнять «кругосветку» в течении всего лета, если конечно позволят окские глубины.
Из других относительно эксклюзивных маршрутов круизного плавания можно отметить следующие. «Столичная судоходная...» вновь ставит на водную трассу до Питера трехпалубные «Маркс» и «Крылов». И опять в пять 12-суточных рейсов до Соловков и обратно отправится теплоход «Г. Плеханов» под водительством опять же того же неугомонного «Речтурфлота».
Другие речные круизы – их направления, сроки, графики следования – остаются практически неизменными. Единственное, все меньше становится продолжительных маршрутов, которые в большинстве фрахтователи наметили провести в разгар сезона.
Итак, из Москвы, с «Северного склона» (СРВ) в предстоящую круизную навигацию, кроме уже упомянутых, будут отправляться следующие «трехпалубники» проекта 588: «Ильич», «И. Муромец» - оператор «Волга-Флот-Тур», «Н. Щорс» - «Агидель-круиз». Из двухпалубных 305-20 проекта представлены суда: «Бородино» (компания «Альба»), «Башкортостан» и «М. Гареев» («Турфлот»), «Н. Славянов» и «Г. Пирогов» (ССК), «Паллада».
В Петербурге, на рейсах до Валаама и Кижей, а также на продолжительных маршрутах будут ходить «И. Тургенев» («Волга-Флот-Тур»), «А. Попов», «Родина» («Русские круизы»).
В круизных центрах Поволжья, а также на Каме и Белой объемы некомфортабельного круизного флота, который планируется задействовать в большинстве своем летом, вполне сопоставимы с уровнем 2002 года. В Самаре местных путешественников обслуживают возрастные теплоходы проекта 588 «Кап. Пушкарев» («Волга-Флот-Тур»), «К. Рылеев» («Гермес Самара Тур»); в Нижнем – «Косм. Гагарин» и «Ф. Энгельс» («Волга-Флот-Тур»); в Череповце – «Д. Пожарский» и «М. Кутузов», и в Казани «Э. Тельман» и «А. Герцен» «Волжских путешествий». Все суда указанные компании, кроме казанской, фрахтуют у Волжского пароходства.
А в Перми начинается вотчина Камского речного пароходства. Его трехпалубные суда в этот раз распределены по фрахтователям следующим образом. «П. Бажов» и «Х-г Разумовский» находятся у местного «Спутника», «Прикамье» и «А. Фадеев» у фирмы «Кубань», «Ф. Панферов» и «Ф.-Ж. Кюри» у Бюро путешествий и экскурсий, «Ф. Гладков» - у «Охотника». Само пароходство загружает двухпалубную «Вишеру».
И наконец, Бельское речное пароходство контролирует Уфу и окрестности. С принадлежащими судоходной компании уже немолодыми теплоходами проекта 305 в Набережных Челнах работает турфирма «Зила Тревел» («Герой Головачев»), «Агидель ТТК» в Тольятти («Г. Тукай») и по всей Белой – ПБОЮЛ Мулина («Герой Ю. Гагарин»). Пароходству для круизной деятельности остались суда «Кибальник», «М. Вахитов» и «В. Чапаев».
В региональных речных турах также отчетливо обозначилось сокращение числа продолжительных круизов, за счет поездок на «коротком плече». При этом на длительных маршрутах основная масса круизных судов устремляется в низовья Волги – поближе на юг, «к теплу и фруктам». Одновременно, все меньше становится и их рейсов вверх по течению. И если речные туры в Питер, особенно в нынешнем году, пользуются устойчивым спросом, то поездки в Москву, в отличие от советских времен, становятся все менее и менее востребованными.
Тарифы и цены
Тарифы в эту навигацию выросли, но довольно неравномерно. И если по сравнению с прошлым годом путешествия на судах наиболее старых годов построек возросли в среднем на 10-15%, то туры на более комфортабельном флоте стали стоить уже на 20-30% дороже. Основная причина подорожания – нынешний рост топлива. Кроме того, выросли затраты на содержание экипажа и экскурсионные услуги на местах, однако все равно не так существенно, как «горючка».
В абсолютных величинах, путешествия в 2-местной одноярусной (и двухъярусной) каюте на средней и главной палубе, включая 3-разовое питание и экскурсионное обслуживание, в середине лета на различных судах имеет следующий объявленный туродень (цена проживания одного человека в сутки. В Москве на комфортабельных лайнерах (включая и прошедшие реновацию возрастные «двухпалубники) он усредненно составляет 2500-3200 руб. (1900-2800), а для малокомфортабельных теплоходов – 1500-1700 руб. (1200-1400 руб.). Для сравнения, туродень на теплоходе «М. Калинин», работающем в Нижнем Новгороде, аналогичный средний туродень составляет 1500-1650 руб. (1200-1400 руб.).
... Накануне прошлогодней навигации директор московского филиала компании «Волга-Флот-Тур» Александр Трофимов и ряд его коллег, комментируя сложившийся уровень круизных тарифов, отмечали, что они подошли к своему пределу. При этом прошлая навигация прошла для операторов достаточно успешно. Если придерживаться той же логики, то в нынешнем году расценки перешли допустимый для них разумный предел. Что это означает для российского рынка – остается только ждать, чтобы увидеть воочию. Ведь его непредсказуемость вполне может поспорить с погодными условиями.

Игорь Горностаев