Иртыш и Обь

Две крупнейшие реки Западной Сибири – Обь и ее приток Иртыш – предоставляют практически безграничные возможности для круизного бизнеса в здешних краях. Однако их использование сведено к минимуму – из-за отсутствия в этом благодатнейшем водном регионе пассажирского флота. Единственным комфортабельным судном всего этого бассейна считается 3-палубный дизель-электроход «Римский-Корсаков», построенный в начале 60-х, но полностью переоборудованный десять лет назад в Китае. Принадлежит теплоход Иртышскому пароходству, базирующемуся в Омске, а фрахтует его уже пятый год местная турфирма «Евразия Тур». В нынешнюю навигацию «Корсаков» выполнит четыре продолжительных рейса (12-15 суток) из Ханты-Мансийска по маршрутам: Омск, Томск-Новосибирск; Сургут-Салехард. В августе судно будет работать уже в Омске на коротких круизах (до четырех суток) до Большеречья. Стоимость круизного туродня на этом теплоходе составляет 1 тыс. руб. в четырехместной каюте и до 1,4 тыс. руб. – в двухместной.

И хотя «Римский-Корсаков» и лучшее пассажирское судно во всей Западной Сибири, уровень его комфортабельности, даже по нашим волжским меркам, весьма и весьма низок. Поэтому его основные, да и почто-то единственные пассажиры, жители региона. И несмотря даже на то, что у судна уже почти не осталось конкурентов, загружается оно всегда с превеликим трудом. Что же касается других пассажирских судов, то в рабочем состоянии их практически уже и не осталось. Так, стоявший зимой в Ханты-Мансийске «Н. Масленников» сгорел буквально перед самым открытием навигации. А находящийся в Сургуте трехпалубник «Карбышев» не известно пока, появится ли вообще на круизных трассах. Другие же серьезные пассажирские суда региона, такие как «Герой Ю. Гагарин», «В. Гашков», «А. Лумумба», пребывают в нерабочем состоянии уже давно, а потому используются лишь в качестве гостиниц. Правда, как альтернатива речным круизам здесь могут служить поездки на судах транспортно-пассажирской линии Омск-Салехард или двух-трехдневные путешествия из Новосибирска на небольшом 34-местном суденышке до Томска или по Обскому водохранилищу. Впрочем, такой вид отдыха вряд ли можно отнести к полноценным круизным турам.
Енисей
Несравнимо более оживленная круизная жизнь в Енисейском водном бассейне. Сам Енисей, разделяя Сибирь на Восточную и Западную части, протекает по нескольким климатическим и географическим зонам – лесостепи, лесотундре, тундре, пересекает Полярный круг. Для путешествий по великой реке Енисейское пароходство, находящееся в Красноярске, располагает несколькими пассажирскими судами.
Наиболее комфортабельный теплоход бассейна – «Антон Чехов». Трехпалубное судно австрийской постройки (проект Q-056) считается одним из лучших у нас в стране. Уже вторую навигацию подряд его фрахтует красноярская турфирма «Дюла-Сибирь». В нынешнем сезоне организаторы планируют провести три 12-суточных круиза по маршруту Красноярск-Дудинка-Красноярск. На маршруте «А. Чехов» останавливается в Енисейске, Туруханске, Лесосибирске, Игарке и других примечательных пунктах, где проводятся обзорные экскурсии. На «зеленых» и «рыбацких» стоянках туристы могут вволю отдохнуть в живописных енисейских местах, побывать в прибрежных сибирских деревнях и поселках, вдоволь порыбачить. Стоят круизы на «Чехове»....
С 1993 года «А. Чехов» бессменно фрахтовал швейцарский туроператор «Райзебюро Миттельтургау», и основными клиентами на борту судна были европейцы. Теперь же подавляющее число пассажиров, наоборот, россияне, в том числе и жители Центральной России. Местные же жители, тем не менее, большее предпочтение отдают все же водным поездкам, главным образом непродолжительным, на более возрастных, а потому менее комфортабельных и дорогих пассажирских теплоходх, построенных в 50-60-е годы прошлого века. Трехпалубные «В. Чкалов» и «А. Матросов», а также двухпалубные дизель-электроходы «Прокофьев», «Ипполитов-Иванов», «Лермонтов» и «Годенко», пассажировместимостью 200-240 человек, проект 785, в свободное от обслуживания пассажирской линии Красноярк-Дудинка время, обслуживают и круизы выходного дня продолжительностью от двух до четырех суток. Их организатором выступает само Енисейское речное пароходство, а начинаются эти непродолжительные туры как обычно в Красноярске, а с текущей навигации еще и в Дудинке. Кроме того, совместно с красноярской турфирмой «Полония» пароходство планирует провести 12-дневный тур на «В. Чкалове» по традиционному маршруту, связывающему две крайние круизные точки Енисея – Красноярск и Дудинку.
Лена
И вновь круизное затишье наблюдается теперь уже на великой реке Восточной Сибири – Лене. Хотя в этом водном бассейне и представлены два лайнера самого комфортабельного речного проекта в России – Q-065, строившиеся также в Австрии – «М. Светлов» и «Д. Бедный». Однако найти своего клиента ни одному из них последний десяток лет так и не удается.
Теплоходом «М. Светлов» четыре года владеет известный якутский концерн «АЛРОСА», создавший специально для его управления турфирму «Алроса-Круизы». Но как следует действовать на рынке речных круизов, похоже, ни сам алмазный монополист, ни девочки из его дочерней компании – либо не знают, либо и не хотят ничего о том знать. По крайней мере, в прошлую навигацию лайнер большую часть времени провел в порту города Якутска – многие объявленные на нем туры так и оставались невостребованные местным населением республики Саха. В этом сезоне «М. Светлов» в июле отправляется в два 10-ти и 12-дневных круиза по маршруту Якутск-Ленские Столбы-Тикси и в обратном направлении. Его заказчиками выступили немецкие туроператоры – «Олимпия Райзен» и ряд других. И как нам подтвердили в московском представительстве одной из фирм, их заинтересовали Ленские круизы исключительно фантастическим низкими тарифами, представленными «Алроса-Круизы». Кроме двух непривычно длительных для него плаваний, «Светлов» периодически отправляется в непродолжительные рейсы выходного дня, рассчитанные опять же на жителей Якутии. Однако, как и раньше, заполняемость лайнера оставляет желать лучшего.
Также не пользуются спросом у якутян и круизы на другом комфортабельном лайнере – «Демьяне Бедном», чьим владельцем является Ленское объединенное речное пароходство (ЛОРП).
Сейчас в речных кругах бродят упорные слухи, что ЛОРП собралось продавать свой последний лайнер, и что это дело уже согласовано в Москве на уровне руководства Росречфлота и Минтранса РФ. Покупателем же, вроде как, станет одна из столичных турфирм. А потому теплоход будут перегонять с Лены на Волгу, где после ремонта он и станет эксплуатироваться. Насколько верны эти слухи – пока сказать трудно, ясно одно – это вопрос уже следующей навигации.
Амур
Нет в навигацию 2003 года активного круизного движения и на Амуре. Из некогда оживленного круизного центра региона – Хабаровска – в туристические рейсы теперь отправится лишь один речной теплоход. Да и то небольшой «двухпалубник» 860-го проекта «Ерофей Хабаров», рассчитанный на перевозку 120 пассажиров. Судно принадлежит Амурскому речному пароходству, у которого его седьмую навигацию фрахтует местный оператор «Интур-Хабаровск». В нынешнем сезоне «Хабаров» отправляется лишь в двухдневные поездки – не далее 80 км от города. Дело в том, что в этом году из-за достаточно сложной паводковой ситуации произошло серьезное обмеление Амура. Отсутствие необходимых навигационных глубин в низовье реки сделало невозможным проведение традиционных недельных туров из Хабаровска до Николаевска и обратно. По той же причине на приколе находится двухпалубное судно пароходства «Миклухо-Маклай», находящееся в управлении у его дочернего предприятия порта Благовещенск.
Из-за отсутствия спроса на амурские круизы, вне этого рынка в этом году оказались два других теплохода хабаровского пароходства. Судно «Звезда Амура» проекта 860, построенное еще в начале 60-х годов, но прошедшее лет десять назад полную реновацию в соседнем Китае, используется как детский оздоровительный лагерь. На том же благородном социально-значимом поприще задействован в эту навигацию и лучший круизный лайнер Амура – четырехпалубник «Владимир Арсеньев» (проект 301). Как сказал начальник пассажирских перевозок Амурского речного пароходства Сергей Гушков, серьезный круизный спад начался еще в прошлом сезоне, в эту навигацию ситуацию серьезно усугубило положение с обмелением реки. «А атипичная пневмония тут абсолютно не причем».
Байкал
И в заключении – короткая информация о круизах по величайшему пресноводному озеру мира. Проведение их ограничено, опять же из-за отсутствия современного комфортабельного флота. В самых круизных здесь числятся два пассажирских судна, рассчитанных на перевозку до 30 человек – переоборудованные буксиры «Зайсан» и «Байкал». Принадлежат они Восточно-Сибирскому речному пароходству и находятся в аренде у иркутской турфирмы «Каравелла». Эти теплоходы по заказу клиентов, в том числе и иностранных, отправляются в плавание по озеру на срок от нескольких часов до недель. При этом наибольшей популярностью пользуются недельные туры из Листвянки до Малого моря.
Кроме того, круизные путешествия по Байкалу предлагают совершить и многочисленные частные владельцы различных катеров и небольших теплоходиков типа «Ярославец». Причем нередко многие из них весьма нормально оборудованы одной-тремя каютами на 2-4 человека. Маршруты и продолжительность водных путешествий на них также составляются по желанию отдыхающих. И чаще всего они предпочитают отправиться из Листвянки на 2-3 суток на остров Ольхон, к Байкало-Ленскому или Баргузинскому заповедникам. Часто любители рыбной ловли заказывают многодневную перевозку в устье реки Селенги.
На туристическом рынке спрос на Байкал имеется, поэтому практически весь этот флот без дела не остается. Другое дело, массовым водные путешествия по «славному морю» никак не назовешь, этот продукт еще долго останется в разряде единичного, эксклюзивного.

Подготовил Игорь Горностаев