С генеральным директором круизной компании «Волга Флот Тур» - дочернем предприятии Волжского речного пароходства беседует наш корреспондент:

- Александр Александрович, дайте оценку нынешней речной навигации: как она складывалась по сравнению с годом прошлым?
- Если сравнивать прошлый и нынешний год, то можно отметить, что рынок речных путешествий развивается успешно. Есть в нынешней навигации отдельные отрицательные стороны. Первое – сезон начался несколько позже, чем мы планировали из-за сложной ледовой обстановки. И пришлось отменить ряд круизов в мае, а на оставшихся сократить программу. Из-за войны в Ираке загрузка иностранных туристов снизилась на 10-15%. Как ни странно, отрицательно сказалось на загрузке и празднование 300-летия Петербурга: туристы опасались, что они не смогут посетить все намеченные объекты - так в отдельных случаях и получилось. Но в дальнейшем, с середины июня, динамика загрузки выровнялась и, начиная с конца июня, спрос превысил предложение: места на наших судах получаются теперь только крупные зарубежные операторы.

- Вы работаете на российском и зарубежном рынке. Какому из двух в дальнейшем вы собираетесь отдавать предпочтение?
- Тенденция у нас давно выработана – определенный процент судов работает с иностранцами, а остальные – с россиянами. Конечно же, тяжелее найти надежного зарубежного партнера, способного обеспечить устойчивую загрузку флота, но при этом работать с иностранцами гораздо проще. Иностранные туристы в основном пенсионного возраста, поэтому программа строится из расчета, что людям не требуется большого числа развлекательных мероприятий. Поэтому здесь мы работаем в той нише, которая называется «культурно-познавательный туризм». Пассажирам судов предлагается программа по изучению истории России, русского языка, фольклорные концерты, обширная экскурсионка. Для русских же туристов - бесконечная череда анимационных мероприятий, детские программы. И спецпрограммы для корпоративных клиентов. Причем наши программы примерно одинаковы, что для комфортабельных теплоходов, что для судов среднего класса.
- Что вы можете сказать о тарифах нынешнего года и о составе участников рынка?
- Состав участников практически не изменился: по России доминирует «Волга Флот Тур», по Москве мы в равных долях работаем со Столичной Судоходной Компанией. Замечу, наши отношения с ССК можно назвать цивилизованной конкуренцией. Каких-то принципиальных разногласий между нами нет. Мы согласовываем маршруты, совместно определяем ценовую политику. Что касается тарифов вообще, к сожалению, на внутреннем рынке они вновь поднялись, в среднем на 30%. Уверен, что это уже предел. Дальше расти некуда. Причины ценового роста все те же: подорожание топлива, инфляционные процессы. Соответственно, растет и вся затратная часть.
Внутренний туризм более рискованный, очень сильно зависит от погоды, цены, конкуренции, которая сегодня очень жесткая. Сейчас появилось очень много круизных компаний, которые приобрели, в том числе и у Волжского пароходства, круизные лайнеры. Это компании «Паллада», одна нижегородская компания, владеющая судами «Кабардин» и «Очарованный странник». Последнее судно работает практически в расписании нашего теплохода «Ильич», дублируя его маршруты, но его цены значительно ниже. Зафрахтовала «Странника» питерская компания, и он представлена на линии Москва-Петербург.
В этом сезоне, благодаря не очень хорошему началу навигации, недозагруз наших судов 588 проекта составил порядка 15%, это по российскому рынку. Чтобы стабилизровать ситуацию, нам пришлось с середины июня снизить тарифы, увеличить объем рекламы, и в результате в июле все места до начала сентября были проданы. Сентябрь грузится достаточно сложно, но, думаю, на плановые цифры нам выйти удастся. А финансовая часть по плану у нас больше, чем в прошлом году, хотя пассажиропоток, думаю, останется на прежнем уровне. Судите сами, двухместная каюта на теплоходе «Муромец» (588 проект) на 11 дней получилась в $800. Каюта двухместная, двухъярусная с умывальником. Поэтому сейчас основная наша забота – о том, как минимизировать тарифы, уменьшив для этого свои затраты.
- Последние несколько лет наметилась тенденция ухода комфортабельного флота на иностранный рынок. На ваш взгляд, как эта ситуация будет развиваться в дальнейшем?
- Что касается нашей компании, то у нас это продолжаться не будет. По всей компании «Волга Флот Тур» те суда, что присутствовали на российском рынке, на нем и останутся. Плюс к ним в Нижнем Новгороде добавится теплоход «Фрунзе».
- С навигацией следующего, 2004 года, вы уже определились или находитесь в процессе подготовки?
- Уверен что определились. С зарубежными партнерами все контракты уже подписаны. Те суда, что ходили под иностранцами, продолжат свою работу с ними и в следующем сезоне. У Волжского пароходства в общей сложности около 50 пассажирских судов. И только 19 из них находятся сейчас в управлении у «Волга Флот Тур», остальные, которые находятся в рабочем состоянии, сдаются во фрахт, но только надежным, проверенным годами операторам. Пока такое положение дел пароходство вполне устраивает. Я думаю, в ближайшие два-три года число судов, которыми управляет «Волга Флот Тур» вряд ли увеличится.
- В этом сезоне, на ваш взгляд, рынок речных путешествий пребывал в стабильном состоянии и не переживал, как прежде, тарифных потрясений?
- Тарифная борьба идет постоянно. В этом году, в частности, нижегородская фирма «Гама» привела в Москву свои суда «Калинин» и «Фрунзе» и попыталась их здесь загружать. Их эксперимент, как уже бывало, окончился неудачей, но при этом определенное волнение на столичном рынке речных круизов он, конечно же, произвел. Опять клиент во всем разобрался и все расставил на свои места. Кроме того, нередко небольшие частные компании демпингуют на рынке. Демпинг никогда не приводил ни к чему хорошему. Ведь их затратная составляющая не ниже, чем у нас, а то и выше. Поэтому игра с более низкой ценой ничего, кроме убытков, обычно не приносит.
- Дайте оценку нынешнего состояния российского рынка речных круизов.
- В этом году владельцы Волжского пароходства приобрели Северо-Западное пароходства, так что получился крупный речной холдинг. Другой холдинг, активно действующий на рынке – Столичная судоходная компания и Московское речное пароходство. «Столичная судоходная» купила у нас два 588 судна – «Маркс» и «Крылов». Она фрахтует у нас «Дзержинского», продает билеты на транспортные линии. Тарифная сетка у нас с ними одинаковая. Третий крупный игрок – компания «Ортодокс», владеющая судоходной компанией «ДонИнтурФлот». Причем, вопреки устоявшемуся меню, «Ортодокс» не только активно работает на зарубежном рынке, но и активно дозагружает свои суда россиянами, выставляя цену на 20-20% ниже, чем у нас. Эти три крупные компании будут и в дальнейшем определять политику на речном круизном рынке.
Далее идут многочисленные частные судовладельцы, которые будут играть по собственным правилам, но уже, видимо, конкурируя прежде всего между собой. Сейчас идет тенденция к их росту. В дальнейшем, думаю, Волжское пароходство останется на рынке комфортабельных судов, а некомфортабельный флот будут представлять частные судовладельцы.
- Расскажите о политике продаж вашей компании.
- На зарубежном рынке это, прежде всего, длительная работа с крупными национальными туроператорами. На российском рынке, наоборот, развитие розничной сети продаж, работа с единичным клиентом. И по возможности, как можно меньше корпоративных клиентов, работу с которыми нельзя назвать туризмом в чистом виде. У нас идет собственная продажа. Своим покупателям предоставляем гибкие тарифы: чем раньше покупка, тем ниже цена, есть скидки для постоянных клиентов, бронирование определенных кают. Поэтому 50% загрузки обеспечиваем мы сами, а остальное – дают агентства. Агентскую сеть мы стараемся развивать, но уже сейчас ясно, что по Москве основную продажу делают порядка 10 крупных агентств. Но мы активно развиваем региональные продажи, и сейчас у нас порядка 200 агентств, которые реально с нами сотрудничают на протяжении всего сезона. Это – «Турфлот», «Волго-Балтийские путешествия» и, прежде всего, VIP-Tours.
- В свое время бытовало мнение, что пароходство, вернее, его круизные отделы, не смогут работать на зарубежном рынке. А как вам приходилось осваивать эту деятельность?
- «Волга Флот Туру» пять лет, и третий год мы работаем с иностранными туристами. При этом тот персонал, который работает в московском филиале, занимается непосредственно круизами 10-15 лет. Поэтому связи, контакты они наработали за годы. Естественно, что мы начинали сотрудничество с теми, кого знали, и кто знал нас. Естественно, это не был процесс одного дня. Мы потратили на привлечение партнеров к себе практически два года, доказывая, что мы можем делать туры не хуже их прежних фрахтователей. При этом пришлось вложить огромные деньги в ремонт флота, что ни один фрахтователь не стал бы делать, организовали подготовку персонала судовых ресторанов, обучили обслуживающий персонал. Когда наши зарубежные партнеры побывали на рекламных рейсах «Волга Флот Тура», то воочию смогли убедиться: да, это действительно качественный турпродукт. Подписали контракт, причем по реальным рыночным ценам.
- Что касается маршрутов, на рынке по-прежнему будут превалировать туры Москва-Петербург, или же есть основания предполагать, что вторую жизнь получат волжские маршруты?
- В этом сезоне у нас успешно прошли два волжских маршрута – с немцами из Волгограда и французами из Астрахани. Круизы, можно отметить, удались. Но европейский клиент все же, посещая Россию, хочет увидеть Москву и Питер. И с этим приходится считаться. Думаю, для постоянных клиентов, когда эта база будет наработана, станут интересны и другие маршруты. Но это перспектива ближайшего будущего (конечно же, если удастся обеспечить навигационные глубины в районе Городецкого шлюза). А то даже в этом году была угроза разделения Волги пополам. С россиянами же у нас никакой проблемы в путешествиях по Волге нет. На этих направлениях работают главным образом самарский и нижегородский филиалы нашей компании.
- Каков ваш прогноз на следующую навигацию?
- Рынок речных круизов активно формировался последние три года и, думаю, к следующей навигации этот процесс в общих чертах завершится. Думаю, наступит определенная стабилизация, когда будет понятно, кто из его участников что конкретно из себя представляет. Доминантой московского филиала «Волга Флот Тура» будут иностранные туристы – порядка 70%. В следующем году из девяти наших судов три работают с россиянами, а шесть, соответственно, с иностранцами. К нам из питерского филиала переходит «Соболев». В рамках же всей нашей компании из 20 теплоходов девять будут представлены на зарубежном рынке, а остальные на отечественном. То есть, все равно, на российском рынке мы и дальше будем доминирующей компанией.

Подготовил Игорь Горностаев