В новом сезоне ранние продажи речных круизов в России идут намного активнее прошлогодних. По данным речных операторов, отмечается увеличение спроса на уровне 10-15%, а в некоторых случаях и выше. Громкая трагедия с теплоходом «Булгария» оказала негативное влияние на рынок речных круизов. В прошлом году продажи в навигацию упали в среднем на 30% по сравнению с 2011 годом. В нынешнем же году по акции раннего бронирования они, наоборот, возросли на 40%. И как отмечает директор по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрей Смолин, на конец февраля было продано уже треть мест. При этом наиболее востребованными оказались более длительные круизы продолжительностью от 7 дней. Рост ранних продаж отметил и генеральный директор компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев. Однако, по его мнению, обусловлен он, прежде всего, активностью постоянных клиентов, традиционно бронирующих путешествия заранее.

 

Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров считает, что недоверие к водным турам, которое возникло у туристов после трагедии с «Булгарией», практически удалось преодолеть. Хотя бы даже потому, что впервые за прошедшее время клиенты не задают так много вопросов о техническом состоянии теплохода, и о команде, которая его обслуживает. Впрочем, давать прогнозы относительно предстоящей навигации глава «Инфофлота» пока явно не спешат. Самыми показательными месяцами, по его мнению, будут февраль и март - основной период бронирований на предстоящий сезон. В прошлом году он оказался провальным, что повлияло на всю картину продаж.
По акции раннего бронирования, которые в большинстве турфирм действовали до Нового года, туристов привлекали скидки в размере 10%. Сейчас найти скидочный речной круиз стало намного сложнее. На сегодняшний день, по данным участников рынка, цены выросли в среднем на 5-10% и, судя по всему, будут расти и дальше. «Рентабельность речных круизов невелика, порядка 3-5%, а если учитывать, что в течение последних двух лет туроператоры не могли работать в «плюс», искусственно сдерживания цены, то вполне естественно, что сработал эффект отложенного роста цен», - считает Александр Сахаров. Его коллега из «Самарских путешествий» напоминает, что туроператорам пришлось потратиться не только на усиление мер безопасности на судах: топливо, которое в цене турпакета составляет не менее 25%, также все это время дорожало.
В такой ситуации некоторые клиенты ищут способы удешевить любимый вид отдыха. По словам Смолина, еще в прошлом году наметилась тенденция «ухода» москвичей в регионы. То есть жители столицы все чаще покупают круизы, которые стартуют не из Москвы, а, например, из Нижнего Новгорода. В этом случае круиз выходит дешевле. В то же время в компании «Мостурфлот», напротив, отмечают рост интереса туристов к круизам на речных лайнерах высококомфортабельного уровня 4-5*.

Иван Коблов