В Москве 20 апреля была торжественно открыта 79-я речная навигация. Традиционное мероприятие прошло на причале Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. В нем приняли участи руководители Московского речного пароходства, Столичной судоходной компании, федеральные и столичные транспортные и туристические власти, ветераны флота, курсанты кадетского корпуса и навигатской школы.

Всю навигацию на Москве реке работает главная водная линия столицы, связывающая причалы у Новоспасского моста и Киевского вокзала, ее обслуживают теплоходы типа «Москва». Кроме нее, к услугам любителей москворецких прогулок будут действовать и другие регулярные маршруты. И в частности, от ЦПКиО им. Горького до Новоспасского моста, от Воробьевых гор до Котельнической набережной, музей-заповедника «Коломенское» - причала Марьино. К тому же, в нынешнем сезоне речники анонсировали и новый экспериментальный маршруту Печатники - Китай-город (причал «Большой Устьинский мост»). Впрочем, он рассматривается как чисто транспортный, «водное метро», а потому будет дотироваться из городского бюджета. В начале на этом направлении будут курсировать скоростные теплоходы типа «Ракета», а в дальнейшем, примерно в середине лета, их должны сменить новые пассажирские суда катамаранного типа, не имеющее пока даже названия (в рабочем варианте - ВК-1м) и рассчитанные на перевозку до 30 пассажиров.

Продолжает развиваться и круговой маршрут по Водоотводному каналу с выходов на Москва-реку. Эта интересная линия в самом центре города была открыта несколько лет назад и постепенно завоевывает все большую популярность как среди москвичей и российских гостей столицы, так и среди иностранных туристов. Столичная судоходная компания (ССК), выполняющая перевозки на этой линии, на весь сезон заключила договора на обслуживание туристических групп с принимающими операторами «Интурист», «Академсервис» и другими. Всего же, как сказали в компании, за навигационный период туристов организованных групп на маршруте будет перевезено около 30% от общего числа пассажиров.

Возить туристов по Водоотводному каналу будут современные теплоходы типа «Столичный», рассчитанные на прием до 87 отдыхающих. Эти новые прогулочные суда имеют раздвигающиеся панорамные окна, оснащены установкой для кондиционирования воздуха и климат-контролем. К открытию навигации в строй вошел второй такой теплоход. В этом году ожидают и еще одно аналогичное судно, но оно будет представлено в открытом - банкетном варианте. А в следующем году, как сообщил генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов, флот «Столичных» прибавится еще на две единицы, которые, правда, будут примерно вдвое менее вместительными – в расчете на прием пассажиров одного туристического автобуса. Стоит также отметить, что сейчас экскурсионное обслуживание на этих судах ведется на четырех языках, а в ближайшее время будет проводиться уже на восьми языках.

Кстати, для операторов, специализирующихся на приеме иностранных групп в Москве, этот прогулочный маршрут, по ряду довольно важных показателей, представляет достаточно высокий интерес. Так, начинается он от причала «Лужков мост», находящегося на Болотной площади – одного из немногих мест в центре мегаполиса, где могут свободно припарковаться автобусы с туристами. Немаловажно также, что недалеко от места посадки находится Третьяковская галерея – один из «обязательных» объектов посещения. Так что, не удивительно, что операторы все чаще включают водную прогулку по Обводному каналу в свои программы.

В нынешнем году курировать речные прогулки по российской столице активно начал и московский комитет по туризму и гостиничному хозяйству. Его глава Сергей Шпилько на прошедшем в апреле тематическом круглом столе сообщил несколько интересных данных. В период навигации услугами столичного речного транспорта пользуются в среднем около 2 млн туристов и горожан. Причем, около 70% пассажиров - представители регионов страны. Близкие показатели, считает г-н Шпилько, сохранятся и в предстоящем сезоне. При этом, как на церемонии открытия нынешней навигации отметил генеральный директор «Столичной судоходной компании» Дмитрий Балыков, половина от общего числа перевезенных речным транспортом пассажиров приходится на ССК. Всего же в навигации по Москва-реке участвуют 165 теплоходов, из них около 100 работают как банкетные суда, около 40 – как прогулочные, около 20 – как прогулочно-банкетные. Речными перевозками в столице занимаются около 80 компаний, предлагающих в общей сложности 11 маршрутов.

Игорь Горностаев