В прошлом году объем перевозок пассажиров по внутренним водным путям России составил 14 млн человек, что на 3% меньше показателей 2011 года. Спад речного пассажиропотока эксперты склонны объяснять в большей степени субъективными причинами: пассажиры меньше доверяют речным перевозкам, выбирая для поездки, прежде всего, поезда и автомобили. Хотя, как отмечает статистика, водный транспорт по-прежнему остается наиболее безопасным способом перевозки, по числу трагических случаев значительно уступающий и авиации и железной дороге, не говоря уже об автотранспорте.

 По прогнозам участников рынка, в нынешнем году объем перевозки пассажиров по речным путям в нашей стране сохранится на уровне прошлого года. А в ближайшие годы количество круизных программ должно увеличиться. Что еще важно, предстоящая речная навигация в России открывается немного позже обычного. Самые первые суда с 1 апреля начали совершать рейсы по рекам юга страны - Азову и Дону. На Средней и Нижней Волге открытие судоходства будет происходить поэтапно, вплоть до 18 апреля. На Верхней Волге суда выйдут из портов 18 апреля, а на Москва-реке навигация откроется предположительно 19 апреля. На реках Сибири и Дальнего Востока, в зависимости от ледовой обстановки, судоходство начнется с первой декады мая. В Ленском бассейне водные артерии откроются не раньше конца мая.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2012 году аварийность на внутреннем водном транспорте сократилась на 54%, а количество претензий пассажиров уже в середине круизного сезона значительно сократилось, сойдя практически на нет. С августа 2012 года, сразу же после принятия поправок в законодательство, ужесточающих контроль за состоянием речных судов и судовладельцами, увеличилось количество плановых проверок водного транспорта. Надзор за речными судами при этом зависит от факторов риска: чем они выше, тем больше проверок на них будут проводить государственные контрольные органы. Уровень же риска, тоже зависим от многих параметров - типа судна, его возраста, района навигации и ряда других. Теплоходы, в том числе и круизные, с высоким риском - в плановом порядке проверяются каждые два месяца, со стандартным - раз в четыре месяца, малым - раз в год.

Иван Коблов