678-1-ВебВ отличие от морских круизов, круизы речные, как в нашей стране, так и в Европе, имеют ярко выраженную сезонность, пребывая в зимний период на вынужденном отдыхе. Тем не менее, в центральной России внутренние теплоходные путешествия стартуют уже в конце апреля – начале мая, а в западноевропейской части континента начинаются еще раньше: в конце марта – начале апреля. Расписания же предстоящих походов по рекам, каналам и озерам в основном бывают известны, как правило, уже к концу прежней навигации. Так что, мы решили узнать заодно и о том, какие речные программы ожидают туристов в предстоящем сезоне. О чем и попросили рассказать некоторых ведущих российских операторов, специализирующихся на их организации и продажи. И вот что удалось узнать:

 

Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» по туризму:
- Круизная программа «Мостурфлота» не сильно отличается от прошлогодней, хотя и не обойдется без некоторых изменений и новинок. В прошлом году, к примеру, хорошо зарекомендовал себя круиз «Острова», проводившийся на водном пространстве между Москвой и Петербургом. Продолжится он и в предстоящей навигации. И хотя этот маршрут вроде бы достаточно хорошо известен, но мы несколько поменяли его подачу, скомпоновав по-новому порты захода, после чего речное путешествие заиграло другими красками. Так, во время круиза лайнер останавливается не только в Кижах и на Валааме, но и на менее известных, хотя и не менее привлекательных островах Коневец и Пеллотсари, а также в прибрежном городе Сортавала. По «островному» маршруту отправятся два теплохода: 3-палубный «И.А.Крылов» проекта 588 и 4-палубный «Михаил Булгаков» проекта 301.
Несколько слов о последнем лайнере. Каждый год на этом теплоходе появляется что-нибудь новое. В прошлом году во время навигации на его борту работал молодежный театр, клуб тинэйджеров, СПА-салон с массажистками из Таиланда, бассейн. И в этот раз мы готовим сюрприз – интересную интерактивную программу. Кроме того на «Булгакове» появится пассажирская зона «Люкс» на шлюпочной палубе с высоким уровнем сервиса, с каютами площадью 14-28 кв.м., имеющими приват-балконы. Есть на «Булгакове» даже свое телевидение – «Мостурфлот-ТВ» (как и на теплоходе «Н. Карамзин»), где представлены сразу несколько телеканалов: для путешественников, детский канал, «Речные круизы России», а с предстоящего сезона к ним добавится канал «Речные круизы мира». Кстати, лидером наших продаж, прежде всего по их глубине, на середину января уверенно держится именно «М. Булгаков».
Еще одна новость – в предстоящую навигацию теплоход «Крылов» впервые отправится к Соловецким островам, для чего его придется немного переоборудовать. Хотя непосредственно к самому архипелагу этот теплоход, не имеющий морского класса, пройти не сможет, но туристов туда доставит специальный катамаран, рассчитанный на перевозку более 200 человек. Другая новинка, которая, думаю, заинтересует многих студентов и старших школьников. На теплоходе «Николай Карамзин» впервые в круизной практике намечено проведение историко-этнографических фестивалей. Они пройдут на двух маршрутах, следующих из Москвы: до Ярославля и до Петербурга. Их участники смогут ознакомиться с историей и бытом народов, живущих на берегах Волги, попробовать их кухню, побывать в музеях на берегу и даже принять участие в костюмированном представлении. Подготовку этих масштабных мероприятий «Мостурфлот» начал еще в прошлом году, а помогают нам в этом профессиональные историки и этнографы. Продолжается наше сотрудничество с театром кукол имени С.В. Образцова. Его артисты вновь будут давать спектакли на двухпалубном теплоходе, который не так давно получил соответствующее имя – «Сергей Образцов» (бывший «Н.Г.Славянов»), и теперь имеет соответствующее тематическое оформление кают и внутренних помещений. Стоит отметить и некоторые интересные пункты стоянок, куда из-за своих габаритов могут зайти не многие круизные суда. Это Белозерск, сюда нынешним летом отправятся теплоходы «С.Образцов» и «С.Есенин», последний также пойдет на Оку и дойдет до Касимова.
Лайнеры «Булгаков», «Крылов», «Образцов» в предстоящем круизном сезоне обслуживают исключительно россиян. Часть круизов с гражданами России, а часть с зарубежными туристами выполнят «Николай Карамзин» и «Сергей Есенин». Кроме того, самые комфортабельные лайнеры бассейна – «Александр Грин» и «Княжна Виктория», представленные на иностранном рынке, в майские праздники также будут обслуживать россиян. К тому же, в течение всего сезона российские туристы имеют возможность попасть на другие лайнеры «Мостурфлота», основными клиентами которых являются иностранцы – «А.Рублев», «И.Репин», «В.Сурков».

Александр Сахаров, генеральный директор круизной компании «Инфофлот»:
- Компания «Инфофлот», имея самую большую сеть региональных офисов среди круизных компаний России, в 2013 году выстроила свою схему работы в соответствии со спросом туристов и со своими планами развития в регионах. В Москве в течение всей навигации будут работать самые комфортабельные теплоходы компании «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа» и «Василий Чапаев», а в мае и с конца августа по октябрь – теплоход «Карл Маркс». В их каютах, кроме прочих удобств, есть телевизоры, принимающие сигнал со спутника, телефоны внутренней связи, фены. А «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» по праву считаются одними из самых комфортабельных на реках России.
Теплоход «Юрий Никулин», начавший работу под флагом компании в прошлом году, в нынешнем сезоне весной и осенью будет совершать круизы из Ростова-на-Дону продолжительностью от 3 до 23 дней. Стоит особо отметить его программу «В край Тихого Дона», пользующуюся отменным спросом после запуска в 2012 году. А в высокий сезон этот лайнер пойдет из Москвы на Соловки и в Санкт-Петербург. Кстати, в разгар навигации в Петербурге также работает фирменный теплоход «Инфофлота» - «Карл Маркс» - самый комфортабельный среди круизных судов Северо-Запада. О чем наглядно свидетельствуют и интерьеры судна, отделанные натуральными материалами, и размеры кают, большинство из которых превосходят каюты на 4-палубных лайнерах, и отличное питание по единому меню компании, и разнообразные развлекательные программы с участием профессиональных артистов. Кстати, путешествующим на «Марксе» мы предоставляем на Валааме в качестве подарка водную поездку, от борта судна до центральной усадьбы острова, на прогулочном судне типа «Ом».
Также в Санкт-Петербурге «Инфофлот» выступает генеральным агентом по продажам круизов комфортабельных 4-палубных лайнеров «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский». Подобный опыт работы в навигацию прошлого года показал их востребованность, поэтому в предстоящем сезоне общее число круизов на лайнерах увеличено вдвое. В расписаниях «Д. Фурманова» и «В. Маяковского» стоят любимые петербуржцами непродолжительные круизы по Ладожскому и Онежскому озерам с посещением островов Валаам и Кижи. В качестве генерального агента компания «Инфофлот» впервые выступит в Нижнем Новгороде, где представит путешествия на 2-палубном теплоходе «Габдулла Тукай». Среди жителей самой Волжской столицы уже отмечен спрос на его маршруты до Рязани, Перми и Уфы. К тому же, расписание этого судна во многом адаптировано и для туристов из Москвы, которые могут присоединиться к любому рейсу «Тукая», отправившись в путешествие из Ярославля, добраться до которого москвичам не составит труда.
Самарские туристы в этом году снова будут рады отправиться в плавание на «Салавате Юлаеве» – единственном в регионе теплоходе, который благодаря небольшой осадке выполняет рейсы по Оке и Белой. К тому же, впервые в Самаре всю навигацию будет работать модернизированный 3-палубный лайнер «Александр Невский». Специалисты компании «Инфофлот» констатируют большой спрос на его туры по Волге, поскольку на сегодня это наилучшее предложение на самарском рынке по соотношению «цена-качество». К тому же, ко всем круизам «Александра Невского» могут присоединиться и туристы из Казани, где «Инфофлот» также имеет собственный офис продаж. Его основная деятельность ориентирована на реализацию круизных продуктов других речных операторов, которых в предстоящем сезоне в Казани заявлено значительно больше, чем в прежние годы.
В целом же, специалисты компании «Инфофлот» отмечают существенный рост спроса в столичных регионах на комфортабельные лайнеры, в каютах которых есть все удобства - душ, туалет, телевизор, холодильник, кондиционер. Спрос же в остальных регионах страны по-прежнему более широк, и туристов интересуют как теплоходы эконом-класса, так и лайнеры повышенной комфортности.

Александр Турченко, коммерческий директор компании «Чайка-Тур»:
- «Чайка-Тур» выступает агентом одного из крупных речных судовладельцев, организующим круизы, в том числе, и по европейским рекам – американской американский круизный холдинг Viking River Cruises. Маршруты, которые оператор предлагает туристам, достаточно стандартные. У российских же путешественников наибольшим спросом традиционно пользуются круизы по Рейну. На европейском рынке Viking River Cruises продает места на теплоходе Amadeus Princess. Он ходит по маршрутам Амстердам – Базель и Базель – Амстердам. Amadeus Princess – типичный для Европы круизный лайнер. На трех его пассажирских палубах расположены 80 двухместных кают со всеми удобствами площадью от 15 до 22 кв. м. Все они «светлые», с окнами, небольшими на самой нижней и панорамными на всех остальных палубах. На самом верху судна находится солярий с небольшим бассейном, площадкой для мини-гольфа, шахмат . На борту также работают веллнес, фитнес-центр, массажный и парикмахерский салоны, есть бар и ресторан с панорамным видом, интернет-кафе.
Днем теплоход находится в пути, а на «ночлег» прибывает в очередной порт. Такое расписание составляется из учета того, что в ночное время движение по европейским рекам, из-за их быстрого течения и интенсивного судоходства, затруднено. Да и путешествовать по водным просторам континента лучше все же в светлое время, когда с борта открываются интереснейшие виды многочисленных городов, замков или же виноградников. А во время стоянок туристы отправляются на экскурсии. Те, кто следуют по Рейну, посещают, к примеру, Амстердам, Кёльн, Дюссельдорф, Кохем, Рюдесхайм, Кобленц, Мангейм (Гейдельберг), Страсбург и другие места. Есть как основные, так и дополнительные экскурсии. Единственное неудобство – проводятся они на немецком или английском языках, хотя за дополнительную плату можно заказать переводчика или даже индивидуальный тур.
Второе место по уровню спроса занимает Дунай. Здесь по маршруту Пассау – Будапешт – Пассау ходят теплоходы Amadeus Royal и Amadeus Diamond, а также Amadeus Brilliant Amadeus Elegant. На последних проводятся так называемые музыкальные круизы, в ходе которых путешественники имеют возможность, как на самом судне, так и в местах прибытия, побывать на тематических концертах. Далее идут походы по трем рекам: Майну, Рейну и Мозелю, где между Нюрнбергом и Триром ходят Amadeus Diamond и Amadeus Brilliant. Менее востребованы круизы по Эльбе на теплоходе Swiss Ruby. В нынешнем сезоне они выполняются рейсы из Берлина (а раньше из Магдебурга) до Праги или обратно. Это наши основные круизные направления. Кроме того, впервые в этом году мы предлагаем речной тур Берлин – Амстердам на Swiss Ruby. Хотя, думаю, желающих отправиться по этому достаточно интересному, но изобилующему переходами по каналам и шлюзам маршруту, найдется не так много. Вообще же, из России в европейские круизы едут в основном индивидуальные туристы или небольшие компании. Группы на мой памяти были не более 2-3 раз, хотя мы и занимаемся этим продуктом с 2000 года.
Для справки, теплоход Amadeus Princess построен в 2006 году, его уровень комфортабельности соответствует гостиничным 4*. Аналогичны и другие круизные суда Viking River Cruises, самый возрастной из которых 10-летний Swiss Ruby. Круизная навигация продолжается с конца марта до конца ноября, длительность водных путешествий стандартная - 8 дней. Туродень для европейских круизов компании, при условии полного пансиона на борту и основной экскурсионной программы, в зависимости от уровня каюты и сезонности составляет примерно от 140 до 215 евро. Но если покупкой тура озаботиться заранее, не позднее марта, действует специальная скидка в размере 20%, в связи с чем, сами европейцы приобретают поездки заблаговременно. Поэтому наши соотечественники, решившие ближе к лету отправиться на Рейн или Дунай, обычно с удивлением узнают, что свободных мест на приглянувшимся им круизе уже нет.

Подготовил Игорь Горностаев