Rayn G 716Речные круизы – один из самых зависимых, а возможно, и самый зависимый от погодных условий вид туристического бизнеса. Так что непрерывные дожди и почти полное отсутствие солнечных дней в первой половине нынешнего лета вряд ли радовали круизных операторов. (Как, впрочем, и всех остальных жителей центрального региона страны.) И вот, воспользовавшись моментом, когда тучи вроде развеялись, и пусть не особо уверенно, но все же сияет солнце, мы решили расспросить ведущих представителей российской круизной индустрии о текущей работе в непростых метеоусловиях навигации нынешнего года.

«Круизные теплоходы «Мостурфлота» сейчас, в разгар летнего сезона, заполняются очень хорошо», – сообщила заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова. Есть и стопроцентная загрузка, к примеру, на «Карамзине», который в июле выполнил несколько таких круизов и имеет все шансы продолжить это и в августе. И хотя не все теплоходы так отменно заполняются, но, если сравнивать объемы продаж нынешнего и прошлого года, то спрос все равно процента на два вырос. При этом в навигацию 2017 года на российском рынке не работают два теплохода – «Княжна Виктория» и «Александр Грин». И даже на оставшемся флоте загрузка компании в июле превышает прошлогоднюю: на лоукостере «Княжна Анастасия» – почти на 80%, на теплоходе «Сергей Образцов» – на 20%, на «Крылове» – на 5%, на «Михаиле Булгакове» и «Николае Карамзине» – примерно на те же 2%.

К тому же, год назад лето было гораздо лучше нынешнего. Как отметила Светлана Гончарова, если бы и этот сезон выдался таким же теплым и не дождливым, то пассажиров у «Мостурфлота» было, как минимум, на 20% больше - за счет тех мест, что не были заполнены в мае и июне. Достаточно высокий спрос в разгар не особо удачного сезона замгендиректора компании объясняет лояльностью клиентов и их «верностью» конкретным, полюбившимся им судам. К тому же, в этот раз на речном лоукостере путешествует много новых туристов, никогда прежде не отправлявшихся в речные туры. «Именно на это мы и надеялись год назад, когда запускали программу недорогого отдыха на «Княжне Анастасии», – сказала Гончарова.

Rayn 3 716Нынешний уровень продаж речных круизов, считает председатель совета директоров «Инфофлота» Александр Соснин, чуть хуже прошлогоднего, но далеко не критичен. Многие путевки приобретались заранее, и туристы до самого последнего момента надеялись на погодные изменения к лучшему. Отказы от поездок тоже есть, но совсем немного. А такие трехпалубные теплоходы компании, как «Н.А.Некрасов», «Александр Бенуа» (проекты 26-37), «Карл Маркс» (проект 588) – не самые дешевые на рынке, даже в июне ходили практически полностью заполненными. Интересно, что хуже всего грузились суда в Москве, в Петербурге же уровень спроса сохранился почти на прошлогоднем уровне.

Действительно, отмечает генеральный директор компании «Инфофлот Москва» Андрей Михайловский, в мае и начале июня наблюдалось «притормаживание» продаж. Но потом все восстановилось, и сейчас реализация круизов оператора на 15-20% выше, чем в годом ранее. Уже где-то месяц «Инфофлот» предлагает и речные туры на 2018 год, которые также пользуются нормальным спросом. Как и раньше, в первую очередь туристы выбирают длительные и эксклюзивные рейсы. К примеру, новинку компании – 25-дневный поход на «Некрасове» из Москвы до Астрахани и Ростова-на-Дону, или же тур по Вятке на двухпалубном теплоходе «Василий Чапаев» (проект 305).

«Плохая погода, конечно же, подпортила предсезонные ожидания, но лишь слегка, – говорит коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. – Думаю, что недополученная прибыль от непроданных туров в мае-июне составит где-то не более 7-10% от общего объема». Основной недогруз туристов пришелся на непродолжительные круизы выходного дня, более длительные туры оказались практически полностью укомплектованными. И опять же, на заполняемость судов «Водохода» в Санкт-Петербурге, в том числе и на коротких рейсах, погода практически никак не отразилась, в отличие от Москвы и Поволжья. Не произошло и ожидаемого массового оттока потенциальных пассажиров на турецкие курорты. Общий уровень круизных продаж компании остался на прошлогоднем уровне, плюс-минус 2-3%.

Rayn V 716В навигацию-2017, отметил Смолин, повышенным спросом в «Водоходе» пользуются речные поездки между двумя российскими столицами. Востребован и качественный сервис: места на комфортабельных трехпалубных судах «Александр Пушкин» и «Максим Горький» (проектов Q-040) распроданы почти до начала сентября. Что касается продолжительности навигации, то оператор не только не сокращает, а даже собирается продлить её. До конца сентября будут работать четырехпалубные проекты 92-016 - «Александр Суворов» в Казани, «Семен Буденный» в Самаре, и «Михаил Фрунзе» в Нижнем Новгороде, а также «Александр Радищев» (проект 301) и теплоходы эконом-класса «Феликс Дзержинский» и «Георгий Жуков» – в Москве. Кроме того, два судна в Петербурге, выполняющие короткие походы на Валаам, пробудут на маршруте до начала октября. Как надеются в компании, в начале осени будет хорошая погода, и те туристы, которые не пошли на круизы в начале сезона, отправятся в ручные туры в его конце.

«За 23 года существования нашей компании более дождливого, а, главное, холодного сезона еще не было, – сетует генеральный директор нижегородского круизного оператора «ГАМА» Дмитрий Галкин. – Уже 7-го, ну 10-го числа начиналась привычная июльская жара, а в этот раз и в конце месяца не так тепло как обычно. Погода явно не располагает к водному отдыху, да и к отдыху в России вообще». Тем не менее, в Нижнем Новгороде продолжают надеяться на рост продаж. А заодно прикидывают объем падения реализации круизов, который, по мнению Галкина, составляет не менее 20%. И если до середины августа погодные условия не изменятся, то компания «ГАМА» может отменить свои круизные туры, заявленные на сентябрь.

«Таких дождей и низких температур, как текущим летом, не припомнят даже волжские капитаны», – говрит Наталья Денисова, генеральный директор «Спутник-Гермеса» – крупнейшей в Самаре судоходной компании. Кроме того, ощутимую конкуренцию круизным операторам региона, по ее словам, составляют в этом году курорты Турции. И как результат, продажи «Спутник-Гермеса» упали на 12-15% в сравнении с прошлогодним периодом. Хотя после того, как погода несколько нормализовалась, число звонков (но не бронирований) от клиентов возросло вдвое. «Так что, закончим навигацию явно не с теми показателями, на которые рассчитывали, – говорит Денисова, – но, надеюсь, и убытков тоже не будет». При этом теплоход компании «Валерий Чкалов» (проект 26-37) завершит навигацию раньше заявленного срока – 6-го вместо 22-го сентября. Другие суда – «Хирург Разумовский», «Ф.И. Панфёров» (оба проекта 588) и четырехдек «Фёдор Достоевский» (проект 301) будут работать, как говорится, «по погоде».

Rayn 5 716«Неблагоприятные условия для круизного бизнеса в эту навигацию создала исключительно погода», – убежден совладелец компании «Волга Лайн» Юрий Павельев. По его словам, в первой половине сезона продажи оператора сократились в среднем на 15% по сравнению с навигацией-2016. Но стоило только прекратиться дождям и засиять солнышку, как число бронирований туров в компании восстановилось на прошлогоднем уровне. Так что, есть надежда, считает Павельев, что конец навигации выдастся ударным и позволит если не ликвидировать, то хотя бы по максимуму минимизировать майско-июньские потери. Перед началом сезона «Волга Лайн», работающая с двухпалубным теплоходом эконом-класса «Александр Свирский» (305 проект), объявила о желании ввести в эксплуатацию второе аналогичное судно – «Рихард Зорге». Однако неудачное лето внесло свои коррективы. Тем не менее, от прежних намерений компания не отказывается и собирается запустить новый теплоход теперь уже в следующем сезоне.

А вот генеральный директор и владелец компании «Белый лебедь» Михаил Сизин наоборот, считает, что погодный фактор если и повлиял на круизную работу, то не особо сильно. Заполняемость его судов «Бородино» (проект 305) и «Михаил Танич» (проект 26-37) в нынешнем сезоне несколько ниже прошлогодней, а нового для оператора теплохода «К.А. Тимирязев» (проект 588) – гораздо ниже. Однако, по мнению г-на Сизина, причиной тому стали, в первую очередь, возросшие тарифы за обслуживание туристов и флота. Значительно подорожали, в частности, лоцманская проводка, экскурсионные программы, а значит, выросли и расценки на сами круизы. И прежде всего, на Северо-Западном направлении, куда в основном и ходит «Тимирязев».

Rayn 6 716В нынешнем году этот теплоход завершает навигацию гораздо раньше запланированного срока - 13 августа, а последующие 7 круизов, выполнение которых должно было продлиться до октября, отменяются. Тем не менее, в следующем году «Белый лебедь» собирается вновь отправить «К.А. Тимирязева» на Северо-Запад, для чего, кстати, он и был не так давно приобретен. Что касается теплоходов «Танич» и «Бородино», то в речную навигацию-2018 они продолжат осуществление круизных туров по прежним маршрутам. При этом у «Бородино» станет больше рейсов продолжительностью 14-15 дней.

С небольшой загрузкой в 50%, также по Северо-Западным маршрутам, ходит нынешним летом и теплоход «Президент» (проект 588) компании «Цезарь-Трэвел». Но заместитель генерального директора Евгения Рамзина считает, что причина тому – погода, и только погода. Ну и, отчасти, высокие тарифы. Зато на волжских маршрутах, и прежде всего из Москвы в Казань, загрузка судна сейчас почти стопроцентная. Людей влечет южное, более теплое направление, считает Рамзина. «Президент», как и планировалось, продолжит выполнять круизы до сентября, после чего приступит к обслуживанию корпоративных рейсов.

Компания в этом году собиралась вывести на речные пути еще один свой теплоход – одноименный «Цезарь-Трэвел» (проект 588), но помешала, опять же, плохая загрузка, а, значит, и стоящая за ней плохая погода. Генеральным агентом по продажам круизов третьего теплохода «Цезаря» – «Ильи Муромца» (проект 588) в текущую навигацию выступает «Инфофлот». Заполняемость на его рейсах в полном порядке.

 

Подготовил Игорь Горностаев