VolgaВеб2Речная круизная навигация прошлого года выдалась крайне тяжелой. Она стала первой после громкой трагедии теплохода «Булгария», случившейся летом 2011-го. Ситуация усугубилась еще и гибелью в январе прошлого года морского лайнера Costa Concordia. Так чтодо начала сезона было очевидно, что легкой жизни на речных просторах не будет. Что в дальнейшем полностью подтвердилось. Реализация поездок шли из рук вон плохо, даже в пиковые даты и разгар сезона. Что особо расстраивало круизных операторов, практически полностью при этом отсутствовала глубина продажи.

Словом, правы оказались те угрюмые отраслевые прогнозисты, кто утверждал, что «Булгария» сделала провальными не только текущий, но и, как минимум, следующий сезоны. Впрочем, некоторые судовладельцы продолжают считать, что основной урон отечественным речным путешествиям наносит не призрак «Булгарии», незримо ставший за спиной круизного рынка, а его вынужденная конкуренция с турами за рубеж, которую он к тому же по основным - ценовым показателям полностью проигрывает. Однако конкуренция была всегда, но вот такого низкого спроса на теплоходный отдых как год назад не наблюдалось очень давно.

  Перемены, которых так ждут

Впрочем, приближающаяся навигация имеет шансы войти в историю как, к примеру, «навигация возрожденного спроса». Ведь в период межсезонья, отмечают туроператорские фирмы, продажи речных туров возросли, в сравнении с прошлым годом, на 30-50%. Что означают эти весьма обнадеживающие показатели? Увы, но пока что ровным счетом ничего. Дело в том, что к началу апреля операторам, даже при наиболее благоприятном раскладе, удается реализовать никак не более 40% мест на предстоящих круизных рейсах. Так что, продажи, по сути дела, только начинаются. И вестись они будут не среди благодарных постоянных клиентов и фанатов круизного отдыха, которые первыми и практически в плановом порядке выкупают интересующие их места, пусть и по скидочным ценам. Нет, теперь, с начала апреля, им на смену приходит самый желанный - массовый потребитель, которого еще только предстоит убедить, что недельная водная поездка до Беломорска лучше двухнедельного авиатура в Барселону...
Хотя пока что, к радости речников, все складывается, в сравнении с застойным прошлым периодом, волне удачно: растут объемы продаж, и что немаловажно, увеличивается их глубина. Ну а первым контрольным показателем предстоящей навигации по традиции станут майские праздники – как отрасль отработает в этот период, насколько успешно себя покажет, таковым и быть сезону. Хотя далеко не все операторы считают начало мая своеобразным мерилом будущей навигации. Судить о сезоне, считают они можно не раньше середины июня. Другие же в качестве ключевой даты называют конец июля. Словом, универсального средства оценки речной навигации, кроме как по ее итогам, не существует...
«ВодоходЪ» - крупнейший в Европы
Основными представителям российского бизнеса речных круизов, обслуживающих внутренний потребительский рынок, уже давно стали компании «ВодоходЪ», «Мосутрфлот» и «Инфофлот». «ВодоходЪ» - крупнейшая круизная компания не только России, но и континента, оперирует наиболее комфортабельным речным флотом. В предстоящую навигацию часть ее белоснежных 4-палубных лайнеров, как обычно, возит российских туристов. В Москве это «Нижний Новгород», «Александр Радищев», «Кронштадт» (проекты 301), а также «Феликс Дзержинский» (проект 92-016). В Санкт-Петербурге, где находится филиал компании, летом наших сограждан ждут теплоходы «Константин Коротков», «Виссарион Белинский» (проекты 301), «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов» (проекты 92-016). Кроме того, в Самаре задействованы «Семен Будённый», «Федор Шаляпин», в Нижнем Новгороде – «Георгий Жуков», «Михаил Фрунзе», в Казани – «Сергей Кучкин». Все эти лайнеры проекта 92-016. Еще один теплоход - «Санкт-Петербург» (пр. 302), возвращается на воду после ремонта, продолжив выполнять круизные программы из ряда волжских портов.
Остальные 4-палубные лайнеры «Водохода», которых в компании числится в общей сложности 26 единиц, продолжат перевозить иностранцев по наиболее популярной за рубежом водной трассе Москва – Санкт-Петербург. Как и прежде, к ним продолжат подсаживать и российских туристов. Впрочем, по слова генерального директора компании «ВодоходЪ» Александра Трофимова, допосадок в этом сезоне будет меньше, поскольку падение въездного турпотока, продолжавшееся несколько лет, в этом голу впервые остановилось.
«Мосутрфлот» - дочка МРП
Специализированная круизная структура Московского речного пароходства (МРП) – компания «Мосутрфлот», долгие годы успешно прибывает на второй позиции среди российских круизных грандов. С россиянами в предстоящей навигации вновь работает ее 2-палубный теплоход «Сергей Образцов» («Н.Г. Славянов») проекта 305, ставший своего рода плавучим театром кукол, а также 3-палубный «И.А Крылов» проекта 588 и 4-палубный «Михаил Булгаков» проекта 301. Из маршрутных новинок – «Крылов», прежде ходивший в основном между двумя столицами, в этом году впервые отправится и по Беломорскому каналу, в сторону Соловков. Еще важный момент – переоборудование «Булгакова»: на уже успевшем полюбиться многим путешественникам теплоходе появится целая модернизированная палуба с каютами класса «люкс».
Остальные лайнеры «Мостурфлота» представлены на иностранном рынке и летом ходят преимущественно по маршруту Москва – Петербург. Это - «Василий Суриков» (пр. Q-040), «Николай Карамзин» (пр. 301), «Сергей Есенин», «Александр Блок» (проект Q-065), «Андрей Рублев» и «Илья Репин». На них также практикуется «дозагрузка россиянами». Кроме того, на майские праздники лайнер «Александр Грин» - самый комфортабельный сегодня на наших реках и «Княжна Виктория» (реновированный проект 301), выполнят несколько отдельных рейсов с россиянами на борту.
Юбилейный год «Инфофлота»
Компания «Инфофлот» наиболее молодая в этой великолепной речной троице, в феврале ей исполнилось 10 лет. Ее головное руководство базирующаяся в Петербурге, кроме того, есть отделения в Москве и Самаре, где оператор работает не менее активно. В нынешнем сезоне главный флот компании составляют 3-палубные модернизированные теплоходы: «Александр Бенуа», «Н.А. Некрасов», «Карл Маркс», «Юрий Никулин», а также двухпалубное судно «Василий Чапаев». Именно оно в этом году в начале мая сделает то, что никто из других круизёров никогда не делал – отправится на реку Вятка. Новые, порой неизведанные направления, а также тематические круизы, которых в предстоящем сезоне у компании насчитывается уже более сорока, стали своего рода визитной карточкой ее речной деятельности. Кроме того, «Инфофлот» продолжает развивать агентский бизнес. В этом году он вновь выступает генеральным агентом комфортабельных 4-палубных теплоходов проекта 301 «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский», а также 2-х и 3-палубных судов «Салават Юлаев» и «Александр Невский».
Другие операторы Москвы
Кроме ведущих компаний, в Москве – главном рынке речных круизов, нынешним летом будут трудиться и другие операторы. Наиболее крупный из них, и давно работающий – «РечТурФлот». В предстоящем сезоне в ведении компания будут 5 судов: двухпалубники проекта 305 «Александр Свирский» и «Рихард Зорге», трехпалубники «Г.В. Плеханова» и « Рылеев» (проекты 588), а также небольшой «Мамин-Сибиряк» (пр. 646), который, тем не менее, может ходить непосредственно на Соловецкие острова. Другой теплоход, «Плеханов», также выполняющий туры на Соловки, доходит лишь до Беломорска.
Предствалены на московском рынке и более мелкие компании. В их числе и «Агидель-Круиз», вновь оперирующая двумя теплоходами – «Габдулла Тукай» (пр. 305) и «Шлиссельбург» (пр. 646). Последнее судно мореходного класса и также пойдет на Соловки, из Москвы и Санкт-Петербурга. Хорошее имя на круизном рынке завоевала турфирма «Альба», которая на нем неотделима от 2-палубного теплохода «Бородино». В начале навигации он пойдет на Оку, летом будет ходить по Волге, а в сентябре отправится в 16-суточный поход до Перми.
Далее, «Русская Пароходная Компания на Паях» обслуживает 3-палубный теплоход «Петр Первый», который вновь выйдет на линию Москва – СПб. В столице нынешнем летом также должен находиться трехдек «Президент» (пр. 26-37) принадлежащий судоходной компании «Цезарь Трэвел». Согласно расписанию, он побывает, главным образом, в непродолжительных турах. Наконец, на круизные перевозки в Москве заявлен трехпалубник «Космонавт Гагарин» (проект 588). Его оператором выступает турфирма «Плес» из Самары.
Ах, Самара городок
Кстати, Самару можно смело назвать нынешней круизной столицей Волги. Хотя бы даже по числу представленных в «городке» речных операторов. Свои отделения имеют здесь «ВодоходЪ» и «Инфофлот». Базируется в нем и один из ведущих операторов волжского бассейна «Спутник – Гермес». В этом сезоне он предлагает самые разнообразные круизы на 4-палубном лайнере «Фёдор Достоевский» (пр. 301), теплоходах «Ф.И. Панфёров», «Хирург Разумовский», ставших после модернизации 4-палубными, а также на 3-палубном судне «Валерий Чкалов» (проект 26-37).
По три пассажирских теплохода находятся в обслуживании у двух других самарских турфирм. Уже названный «Плес», кроме «Гагарина», выполняет походы из порта приписки на 3-палубных судах «А.И.Герцен» и «Дмитрий Пожарский» (проект 588). Аналогичными теплоходами в предстоящей навигации будет управлять и «Водолей Тур», это - «Алексей Толстой» и «Цезарь», полностью переоборудованный в 2004 году. Кроме того, под началом «Водолея» вновь будет находиться «Капитан Пушкарев» (проект 26-37). Кроме того, фирма «Самарские путешествия» в этом сезоне собирается привести из Питера в Самару теплоход «Кабаргин» (проекту 588) и некогда московский двухпалубник «Паллада» (проекта 305). Эти суда, посадка на которые возможна во многих волжских городах, побывают также на Оке, Каме и Дону.
Нижний, Казань и другие
Круизную славу волжской столицы – Нижнего Новгорода, сегодня на должной высоте поддерживает туристская компания ГАМА. В ее ведении находится бывшая транспортно-пассажирская, а ныне круизная линия Москва – Астрахань, которую теперь обслуживают три 3-палубных теплохода: «Иван Кулибин», «Афанасий Никитин» и «Октябрьская революция». Другое круизное судно ГАМЫ «А.С, Попов» (проект 588) вновь должно работает в Петербурге и ходит на Валаам. Двухпалубные же теплоходы компании «Александр Свешников» и «Алдан» отправятся в сезоне из Нижнего в самые разные походы.
Немало и других фигурантов речного рынка тщательно готовятся ныне к открытию круизной страды. Так, в Казани продолжит трудиться компания «Адмирал», представляющая 2-х палубный теплоход «Борис Полевой». Или же Бельское речное пароходство, базирующееся в Уфе, своими силами организовывает походы «Башкортостана» в Москву, Астрахань и другие города.
И еще одно интересное предложение. В нынешнем году архангельское бюро путешествий «Ладога» вновь проводит круиз на колесном теплоходе «Н.В.Гоголь», отметившим два года назад свое 100-летие. За сезон, только в середине июня по большой воде, проводится лишь одно путешествие на ветеране-колёснике. За неделю, отправляясь из Архангельска, туристы идут по Северной Двине, доходя до Котласа и Великого Устюга
Неизвестная Пермь
Но особо стоит сказать о Перми. На этом, малоизвестном для многих из нас рынке, действует значительное число речных операторов. В нынешнем году, к примеру, свою 19-ю навигацию откроет местное турагентство «Охотник». В этот раз оно работает с трехпалубными теплоходами «Федор Гладков» и «Николай Гоголь», которые отправятся как в 3-дневные туры до Чайковского, так и в дальние походы к берегам Астрахани, Питера и Ростова. Пермские компании «Кама Трэвел» и «Кубань» будут управлять каждая одним, но 3-палубным теплоходом проекта 588, у первой - «Козьма Минин», у второй - «Александр Фадеев». Аналогичные речные лайнеры – «Михаил Кутузов» и «Павел Бажов» - в предстоящем сезоне достались одному оператору: бюро туризма «Спутник РМК». Два судна в оперейтинге должно быть и у компании «Экспресс-тур». Ее «Родная Русь» (проект 26-37) пойдет из Перми до Волгограда, Самары, Астрахани. А другой трехдек «Русь Великая» (проект 588) после трех первых рейсов уходит в Петербург, где станет на линии до Соловков и Валаама.

Подготовил Игорь Горностаев