Навигация круизных лайнеров на реках, озерах и каналах европейской части России всегда стартует в конце апреля, как раз к началу длительных майских вакаций. Не станет исключением и этот год. Кроме того, майские праздники для речных туроператоров не только начало активной жизни, но и своего рода момент истины. Считается, что как пройдут самые первые водные туры, и главное – какова будет их загрузка, то также сложится и весь сезон.

Круизные взлеты и падения

Речная круизная навигация позапрошлого 2010 года была на редкость удачной. Почему почти два года назад народ сделал выбор в пользу теплоходного отдыха? Вспомните неимоверную жару и смог того лета и все станет понятно. В конце сезона судовладельцы и фрахтователи как обычно открыли продажи на следующий сезон. И опять же, все шло отлично. В межсезонье реализация круизной перевозки тоже оставалась на высоте, никаких тревожных симптомов не предвидел никто. Вплоть до конца марта – начала апреля. Именно в этот период на смену постоянным клиентам, друзьям и знакомым приходит массовый покупатель. И именно он несет основную прибыль речным компаниям.

Поскольку туриста-кормильца в тот раз так и не дождались, то в его отсутствие рынок попросту «просел». Причем, особенно в Санкт-Петербурге. Отчего это произошло, высказывались самые различные мнения и догадки. Что касается Питера, этой не только культурной, но и водной столице России, то здесь грешили на избыток круизных предложений, в данном случае – на паромы в Скандинавию, которые вроде как и увели возможных речных пассажиров.

Впрочем, в Москве – главном круизном рынке, клиент год назад тоже вдруг взял да отвернулся от теплоходных походов по рекам и озерам. Но вот почему – никто не может сказать до сих пор. Винили в том все что угодно – безденежье населения, демпинг коллег. Говорили даже о ценовом пределе, к которому подошли круизные тарифы. Хотя нигде, ни на столичных, ни на региональных рынках расценки на туры не повышались, или поднялись не более чем на инфляционные 3-5%.

Малоприятная динамика, тем не менее, угрожающей не выглядела. Ничего страшного, решили туроператоры после откровенного провала майских праздников, компенсируем. Если не в июне, так в июле-августе точно. И компенсировали… Именно в июле все и случилась.

Проваленная навигация

О трагедии дизель-электрохода «Булгария» сейчас говорить не будем, о ней и так сказано много, даже чересчур много. Потому многие речники и считают, что сезон им испортила вовсе не гибель круизного судна, а небывалая шумиха, поднятая СМИ вокруг этого печального происшествия. Мнение более чем спорное, но в любом случае, дальнейший спрос на речные туры в самый разгар лета – время, под которое как раз и заточен весь бизнес речных путешествий, резко сократился, отмечают сами операторы. (Хотя, иные и добавляют, что все могло быть и еще хуже). Продажи упали, причем, весьма значительно: по самым оптимистичным данным - на 20-30%.

После прошлогодней трагедии теплоходы ходили недогруженными, да к тому же еще и безжалостно выводились из эксплуатации судоходной инспекцией. Сократился и навигационный период многих действующих пассажирских судов, хотя первоначально, наоборот, планировалось удлинение их навигации. К тому же, в конце сезона обмелела Ока, и компании, оперирующие 2-палубными судами, не смогли вывести их на эту реку. Вдобавок, еще и цена на топливо подскочила на 60%. Словом, ничего даже мало-мльски положительного в последнем речном сезоне не было.

Из непростого положения выходили кто как мог. Компании «ВодоходЪ», к примеру, да и не только ей, «помогла заграница», поскольку половина обслуживаемого ей пассажиропотока приходится на иностранный рынок. Определенным плюсом для крупных судовладельцев стало и то обстоятельство, что туристы начали обращаться к ним напрямую, минуя агентства. Но в целом, прошлый год для туроператоров сложился крайне неудачно, как, наверное, никогда прежде за последний десяток лет.

В подвешенном состоянии

Ход реализации круизного продукта в нынешнем году, отмечают речные операторы, очень схож с прошлогодним. Процесс продаж, вопреки многим прогнозам и прошлогодним потерям, шел довольно хорошо. Но это данные того времени, пока в роли покупателей выступали, опять же, повторные туристы, которые не представляют своего отдыха без очередного странствия по рекам и каналам родной страны, но которые, увы, не делают кассы.

Правда, отдельные жалобы на спад поступали и в начале нынешнего года. Причем вновь на питерский рынок и не только: у некоторых столичных турфирм сократились продажи января и февраля. Да и топливо вновь подорожало. Далее, иностранный рынок, как уже говорилось, отработал в прошлом году вполне пристойно. Однако в преддверии нынешнего сезона он, похоже, сокращается - специалисты даже поговаривают о волне кризиса, которую ждали давно и вот дождались. Впрочем, есть и противоположное мнение, что все еще восстановится. Судя по всему, отмечают специалисты, в этот раз можно говорить скорее об отдельных, а не системных сбоях в реализации водных туров.

Однако как именно дальше будут развиваться события вокруг продаж круизов, даже после завершения мартовских выставок по туризму не брался предсказать ни один серьезный эксперт. Что и понятно, ведь судовые операторы и фрахтователи в это время вновь прибывают в ситуации тревожного ожидания, сравнимого разве что с первым свиданием, когда мучаешься извечным вопросом: придет или нет? В нашем случае - массовый клиент. Но и здесь, как и на любовном свидании, получить ответ можно, тоже только изрядно потомившись в ожидании. Так что все станет ясно не раньше конца апреля – как раз к открытию навигации.

Ну а пока участникам рынка остается лишь отмечать возможные плюсы и минусы идущего уже практически без их участия процесса. И поскольку у страха глаза велики, то сейчас очень многое у них вызывает опасение. К примеру, затянувшаяся зима. Но она вполне может в любой момент смениться веселыми, не по-весеннему теплыми, а главное – по-летнему солнечными деньками, которые лучше любой рекламы гонят потенциальных туристов в речные кассы.

И последнее, наверное самое неприятное. Даже если загрузка на майских и окажется на должном уровне, то и это вовсе не гарантия успеха. Старожилы рынка знают примеры, когда завидное начало сезона оборачивалось дальнейшим коллапсом. Причем, даже без форс-мажорных, как год назад, обстоятельств. Так что, расслабляться еще явно рано, ведь все еще только начинается.

Игорь Горностаев