или - «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Инфофлот» и другие... 

   «ВодоходЪ»

Значительным событием для российского рынка речных круизов стало объединение компаний «ВодоходЪ», «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» и «Волга-Флот-Тур». В нынешнюю навигацию предприятия работают под единой торговой маркой - «ВодоходЪ». Его московская компания и прежде был крупнейшим речным оператором Европы, теперь же единый холдинг наверняка первенствует и на мировом уровне. В любом случае, активы новой структуры более чем серьезные: 26 круизных судов, причем исключительно 4-палубных. (Это не считая многочисленных единиц скоростного и прогулочного флота.)

Теплоходы, обслуживающие россиян в навигацию-2012 следующие. В Москве будут базироваться «Нижний Новгород», «Александр Радищев» «Константин Коротков», «Кронштадт» (проекты 301), «Феликс Дзержинский» (проект 92-016), (проекты 302). ВСанкт-Петербурге – «Санкт-Петербург», «Виссарион Белинский» (проекты 301), «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов» (проекты 92-016) и опять же «Кронштадт». В Самаре - «Семен Будённый»,«Федор Шаляпин» (проекты 92-016), в Нижнем Новгороде – «Георгий Жуков», «Михаил Фрунзе» - все 4 лайнера из волжских регионов проекта 92-016 или, как их еще называют за длинный нос – «крокодилы».

Остальные суда единого теперь «ВодоходЪ» весь навигационный период будут развозить иностранцев, преимущественно на популярной у нас и за рубежом трассе Москва – Петербург. Однако, на все «инолайнеры» планируется досаживаться беспокойных, но экономически оправданных «русо туристо». В том числе и на суперлайнер уровня «4*+» «Мстислав Ростропович» (прежнее имя «Михаил Калинин»), который долгое время пребыл в процессе модернизации. Ну, разве что, сообщил директор по внутреннему туризму «Водохода» Александр Смолин, на ряд теплоходов «дозагрузка» россиянами будет проводиться не часто, как правило, в начале и в конце сезона. Как, к примеру, на «Федине» или «Ленине», или на том же «Ростроповиче», фрахтуемом американским оператором.

«Мостурфлот»

Компания «Мостурфлот» - на 100% дочернее предприятие Московского речного пароходства (МРП), в предстоящую круизную навигацию ставит на перевозки туристов-соотечественников модернизированные 2-палубные теплоходы «Григорий Пирогов» и «Сергей Образцов» (бывший «Н.Г. Славянов»)проектов 305, а также 3-палубный «И.А Крылов» проекта 588 и 4-палубный «Михаил Булгаков» проекта 301. На майские праздники в путь отправится и груженый русскими туристами лайнер «Княжна Виктория» (бывший «Александр Грибоедов», проект 301) – наиболее комфортабельное круизное судно московской компании. «Княжну» будут сопровождать «галантные кавалеры»: «Василий Суриков» (пр. Q-040) и «Николай Карамзин» (пр. 301). В дальнейшем, все они перейдут на обслуживание иностранных круизёров.

Под иностранцами будут ходить также «Андрей Рублев» и «Илья Репин», при этом, отправиться в плавание на них смогут и наши граждане. Также как на «Сурикове» и «Карамзине». А вот «Княжна Виктория» будет доступна россиянам лишь в первой половине мая. Другой весьма комфортабельный лайнер МРП «Сергей Есенин» (проект Q-065) и тоже с зарубежного рынка, пойдет с нашими туристами в 10-суточные «круизы здоровья» в июле, августе и сентябре. Аналогичный систер-шип «Александр Блок» того жепроекта и той же австрийской постройки, после очень долгой стоянки на приколе в Москве, в предстоящем сезоне наконец вырывается на речные просторы. Лайнер должен возить зарубежных путешественников, ну а возьмет ли он на борт еще и россиян – пока остается не ясным.

«Инфофлот»

Третью строчку в негласном рейтинге операторов, обслуживающих внутрироссийский рынок речных туров, уверенно занимает питерская компания «Инфофлот». В межсезонье ее флот снова пополнился некоторыми судами. Прежде всего, это 4-палубные теплоходы «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский». Прежде они ходили на линии Москва – Санкт-Петербург с иностранными туристами, но теперь их намечено использовать на российском рынке. По этим лайнерам проекта 301 компания выступает генеральным агентом по продажам.

Кроме того, «Инфофлот» будет оперировать и другими весьма интересными теплоходами. Включая и новые для него двухпалубники «Башкортостан» и «Салават Юлаев». Но главный флот – трехпалубные суда: «Александр Бенуа», еще не так давно работавший на французском рынке, под который и был в свое время переоборудован, «Н.А. Некрасов», «Космонавт Гагарин», «Карл Маркс», «Анатолий Папанов» и «Юрий Никулин». Причем два последних перешли в полное ведение компании, их владелец ростовская судоходная компания «Вояж» передала теплоходы в долгосрочный, без экипажа, бербоут-чартер.

К новому сезону «Инфофлот» вновь разработал достаточно обширную программу, включающую самые разнообразные – по продолжительности, направлениям и стоимости - виды водного отдыха. К тому же, в его круизной практике весьма важное место занимают необычные маршруты. В нынешнюю навигацию намечено провести 15 таких путешествий, и все они объединены в «Золотую коллекцию круизов». Но, конечно же, главной «фишкой» станут походы на 2-палубнике «Василий Чапаеве» по Вятке – реке, где круизные походы прежде не выполнялись.

Поволжье

Крупные речные операторы базируются также и на Волге. Самарский круизный рынок – третий в стране по объемам перевозок пассажиров, всегда славился обилием судовладельцев с фрахтователями и, соответственно, числом предложений от них. (Причем, нередко, в ущерб самому себе...) Так, самая известная далеко за пределами Самары и области компания «Спутник–Гермес» в этом году, как и «Инфофлот», обслуживает 4-палубный лайнер «Федор Достоевский». Кроме него, она организует волжские круизы на собственном 3-палубном теплоходе «Валерий Чкалов» и модернизированном судне «Хирург Разумовский», находящимся у нее в оперативном управлении.

Кроме «Гермеса», «Водохода» и «Инфофлота», в Самаре в предстоящем сезоне активно действуют и другие круизные операторы. Из них, «Самарские путешествия» с 3-палубными судами «Президент» и «Алексей Толстой»; «Плёс» - также стрехпалубниками проекта 588 «А.И. Герцен», «Дмитрий Пожарский»; «Водолей Тур» - с «Цезарем» и недавно приобретенным у «Водохода» «Капитаном Пушкаревым».

Далее, в Нижнем Новгороде – волжской столице, работает компания «ГАМА», которая теперьвыступает владельцем и эксплуатантом еще советской, как она тогда называлась, транспортно-пассажирской линии Москва – Астрахань. Причем эту дальнюю трассу, ставшую в полном объеме круизной, и теперь обслуживают, хотя и модернизированные, но прежние трехпалубники «Октябрьская Революция», «Афанасий Никитин» и «Иван Кулибин». Кроме того, «ГАМА» в этом сезоне предлагает походы на 2-палубных теплоходах «Алдан» и «Александр Свешников», а также небольшом колесном судне «Сура» (42 места), построенное в прошлом году. А вот ее 3-палубный «А.С.Попов» вновь отправится в Питер.

Нижняя Волга.В ведении волгоградской туркомпании с незамысловатым названием «Круиз» находится теплоход проекта 588 «Александр Невский». Из Волгограда предстоящим летом он пойдет в многодневные плавания до Астрахани, Саратова, Самары, Камышина, Казани, Елабуги, Ростов-на-Дона, Нижнего Новгорода.

Москва

Компания «РечТурФлот», специализирующаяся на круизах эконом-класса, вновь заметно выделяется по численности флота: она фрахтует 6 судов. Их состав остался неизменен с прошлого года: двухпалубники проекта 305 «Эрмитаж», «Александр Свирский» и «Рихард Зорге», 3-палубные суда «Г.В. Плеханова» и « Рылеев» (проекты 588), которые продолжат ходить до Беломорска, небольшой «Мамин-Сибиряк» (пр. 646), рассчитанный на перевозку не более 60 туристов, отправится уже непосредственно к Соловецкому архипелагу.

В Москве представлено также несколько операторских компаний, работающих с 1-2 пассажирскими судами. Компания «Агидель-Круиз» - старожил рынка, в предстоящем сезоне обслуживает два теплохода: «Михаил Танич» (пр. 26-37) и небольшой двухпалубник «Белинский» (пр. 646), который, как и его собрат «Мамин-Сибиряк», пойдет на Соловки. Два 3-палубных теплохода (проект 588), прошедших не так давно модернизацию, и у другой московской фирмы «Русская Пароходная Компания на Паях»: «Петр Первый» и «Прикамье». Турфирма «Альба» продолжит работать с 2-палубным теплоходом «Бородино», стараниями его сотрудников ставшим необычайно уютным. Агентство круизных путешествий «Речной вокзал» будет оперировать трехпалубным судном «Илья Муромец», которое из столицы пойдет вволжские походы. А в «немосковские» рейсы агентство отправит двухпалубный «В.М. Зайцев». К тому же, весьма возможно, что к ним присоединится и еще один 2-палубный теплоход «Герой Ю. Гагарин».

Санкт-Петербург

Кроме основных игроков речкуруизного рынка, в Петербурге уже давно представлена фирма «Латти». Несколько последних лет она обслуживает 3-палубные теплоходы «Кабаргин» и «Очарованный странник» (оба проектов 588). Другой санкт-петербургский фигурант речных путешествий - компания «Русские Круизы» работает с судном «Святая Русь» (проект 588), которое ходит в короткие туры, главным образом на Валаам, хотя в середине лета отправляется и в 4-дневные походы по Северо-Западу.

Круизный флот

Как нетрудно заметить, на рынке речных круизов, ориентированных на обслуживание соотечественников, в нынешнем сезоне заметно возрастет число комфортабельных лайнеров. Речь идет о 4-палубных теплоходах проекта 301 Камского речного пароходства – «Д.Фурманове», «В.Маяковском» и «Ф.Достоевском». Прежде они развозили иностранных туристов, но теперь переориентированы на россиян. Возвращение тройки четырехдеков на домашний потребительский рынок, турбизнес воспринял неоднозначно. Безусловно, для конечного потребителя, чем больше его вниманию представлено лайнеров - всяких и разных, тем лучше. Но вот грандам речного круизинга – «Водоходу» и «Мостурфлоту», а до того преимущественно только они катали россиян на 4-палубниках, появление аналогичного класса теплоходов, да к тому же в оперейтинге у основных конкурентов, вряд ли понравится.

Впрочем, как заявил глава Московского речного пароходства Константин Анисимов, переизбытка круизных объемов в предстоящую навигацию вряд ли стоит ожидать. Теплоходов, представленных на российском рынке, по разным причинам становится все меньше. К примеру, не так давно сгорели «Сергей Абрамов» и «Анна Ахматова». Потом, речной регистр теперь более придирчиво относится к допуску пассажирских судов на водные линии. Да и район плавания некоторых из них старается ограничить – их не выпустят, к примеру, в большие озера и водохранилища. А некоторые теплоходы в предстоящую навигацию, стараниями властей, вряд ли вообще покинут порты зимовки. Да и с российского рынка отдельные суда выводятся на рынок зарубежный. К примеру, теплоход «Илья Репин» того же «Мостурфлота», еще год назад обслуживавший россиян, теперь вновь переориентирован на иностранцев. В то же время, новые речные лайнеры в нашей стране не появляются, поскольку, не секрет, уже более 20 лет не строятся и не приобретаются.

Игорь Горностаев