Вступление 2Говоря о российских речных круизах, мы, как правило, подразумеваем теплоходные путешествия по рекам, озерам и каналам Центральной России. Однако, наша страна богата и множеством могучих рек Сибири и Дальнего Востока. Но о речных турах в этих водных бассейнах и раньше сообщалось не особенно много, а в последнее время информация о круизной жизни отдаленных регионов и вовсе практически полностью отсутствует. Мы решили восполнить этот пробел и рассказать о сегодняшнем дне российских «неволжских» круизов. Отметим сразу, что действительность оказалась достаточно мрачной и безрадостной. Но факты, есть факты, и не считаться с ними, а тем более замалчивать истинное положение дел, ни в коем случае нельзя.

 Иртыш и Обь

Омск

Ближайший к Европейской части России Обь-Иртышский речной бассейн и раньше не мог похвастаться изобилием водных путешествий. А в последние годы круизный бизнес в Западной Сибири достойно мог представить и вообще лишь один комфортабельный теплоход «Римский - Корсаков» (проект 785А). Еще в прошлом году одинокий флагман, построенный в Чехословакии в 1956 году и прошедший позднее ряд модернизаций, выполнил несколько рейсов по Иртышу: из Омска до Тобольска и до Большеречья. В нынешнем же сезоне лайнер остался на приколе, на голубые дороги путь ему оказался закрыт.
Как объяснил Константин Гарбуз, заместитель начальника службы организации перевозок и безопасности судовождения ОАО «Иртышское пароходство» - компании, владеющей этим судном, эксплуатировать его стало попросту не выгодно. Прошлогодние круизные тарифы, хотя и были почти близки к себестоимости перевозки, оказались весьма высокими для местных путешественников, составляющих всегда основной туристский контингент. Из-за чего загрузка теплохода на многих рейсах была немногим выше 50% от имеющегося объема мест. Судовладелец понес ощутимые убытки и принял решение отказаться от круизной деятельности в нынешней навигации. Наверное, на «Корсаков» можно было пригласить более состоятельную публику из центра страны и из-за рубежа. Однако для этого требуется, прежде всего, провести реновацию теплохода, последний раз капитально ремонтировавшегося на китайских судоверфях более 20 лет назад. Но и этот вопрос, понятно, упирается в деньги, которых нет и взять неоткуда.
Не встретишь сегодня круизных теплоходов и на другой великой сибирской реке – Оби. Единственное что сохранилось в бассейне, так это пассажирские перевозки Иртышского пароходства, и то потому, что они дотируются из госбюджета. На речной линии Омск – Салехард в нынешнем сезоне продолжали ходить небольшие водоизмещающие пассажирские суда проекта 646 «Чернышевский» и «Родина», а маршрут Салехард – Антипаюта обслуживал «Механик Калашников». Но это уже совсем иной вид речной деятельности.

Енисей

Енисей1Двигаемся дальше, на восток. Речные круизы на Енисее также продолжительное время представлял единственный теплоход «Антон Чехов». Однако ровно десять лет назад реально комфортабельный лайнер проекта Q-056, австрийской постройки, сменил район базирования, перебравшись на Волгу и ее притоки. Замены ему, естественно, нет. Поэтому в бассейне тоже остались лишь дотационные транспортно-пассажирские перевозки, выполняемые возрастными судами муниципальной компанией Красноярска «ПассажирРечТранс». В навигацию этого года на линии Красноярск – Дудинка - Красноярск вновь ходят трехпалубные теплоходы «А. Матросов» и «В. Чкалов» (проект 588), а от Красноярска до Игарки и обратно – двухпалубный дизель-электроход «М. Лермонтов».
При этом на этих рейсовых судах, за отсутствием иного флота, отдельные красноярские турфирмы проводили групповые круизные туры, организовывая развлекательные мероприятия на борту и экскурсии в местах стоянок. Операторская фирма «Полония», к примеру, в этом году предложила комбинированные туры, включающие водную поездку Дудинка – Енисейск. А специально под китайских путешественников туркомпания разработала программу для водных переходов из Красноярска в Дудинку. В сентябре аналогичный речной поход, но уже для россиян, представила на рынок и компания «Дюла-Тур». Она же планирует и проведение нескольких собственных круизов, однако, не в нынешнем, а уже в следующем году.

Лена

Лена

Ленскому круизному бизнесу повезло гораздо больше, чем его соседям. Как и раньше, в этом речном бассейне присутствуют два комфортабельных теплохода проекта Q-065: «Демьян Бедный», принадлежащий компании «Ленатурфлот» - дочернему предприятию Ленского объединенного речного пароходства, и «Михаил Светлов», которым владеет концерн АЛРОСА. Их навигация, начавшаяся в июне, продлилась до конца сентября.
«Д. Бедный» по понедельникам, средам и пятницам отправлялся в 3-дневные туры из Якутска до заповедника «Ленские столбы». Выполнил лайнер и несколько рыболовных туров. Основными туристами на этих непродолжительных маршрутах были жители республики Саха и близлежащих регионов. Более редкие гости на лайнере иностранцы и представители центральной России. Круизы пользуются огромным спросом у местных туристов, и как нам сообщил генеральный директор компании-судовладельца Евгений Бало, в нынешнем сезоне теплоход отправляля в путь со 100-процентной загрузкой. Уже в начале июля в продаже остались лишь сентябрьские поездки. Средняя стоимость туров составлялат 10 тыс. руб. в будни и 15 тыс. руб. в выходные.
«Ленатурфлот» оперирует и еще одним небольшим пассажирским судном экономического класса проекта 646 – «Механик Кулибин». С июля этот теплоход, построенный в 1955 году, ходил на транспортно-пассажирской линии Якутск - Тикси (Неелово). Кроме того, в навигацию он выполнял и несколько непродолжительных круизов.
В свою очередь, «М. Светлов», с которым работала немецкая турфирма «Олимпия Райзен» ориентирован на зарубежный рынок. Хотя на теплоходе немало бывает и российских любителей речных походов, прибывающих в Якутск – начальный и конечный пункт отправления - издалека. В этом году лайнер в июне побывал в 12-дневном плавании к каньону Ленские щеки, а также в трех 2-недельнрых круизах до Тикси. Проводилисьы на «Светлове» и непродолжительные походы до Ленских столбов.

Байкал

Байкал2Основным организатором круизных туров на величайшем пресноводном озере мира выступает туроператор «Истленд», входящий вместе с ОАО «Восточно - Сибирское речное пароходства» и рядом других предприятий в группу компаний «Истленд». Туроператорская фирма второй год довольно плотно занимается круизами по Байкалу. В нынешнем сезоне она предлагл несколько плановых рейсов продолжительностью 3, а также 5 и 7 дней на небольшом теплоходе «Александр Великий» (бывший «Вампилов»), имеющем вместимость 31 пассажир. На другом судне «Николай Ерощенко», на борту которого одновременно могут разместиться до 43 туристов, в сентябре был выполнен один 5-дневный поход. Другой аналогичный теплоход «Империя» выходит в рейсы по заказу корпоративных и индивидуальных клиентов. Круизы начинаются из Иркутска и следуют, в зависимости от продолжительности, к бухте Песчаная, островам Огой и Ольхон, Чивыркуйскому заливу, посещают бухту Сосновка.

Кроме того, летом на Байкале круизных туристов обслуживает множество мелких компаний, в чьем ведении находятся, как правило, небольшие суда типа «Ярославец», которые могут принять на борт где-то 12-15 пассажиров. И хотя большинство судовладельцев имеют официальное разрешение на ведение круизной деятельности, опасность столкнуться с теми, кто работает нелегально, либо полулегально, пренебрегая элементарными правилами безопасности на водах, по-прежнему остается весьма велика.

Амур

АмурЗавершать этот короткий обзор приходится, к сожалению, опять же весьма удручающими фактами, с чего и пришлось начинать. Но теперь в мирное течение круизной жизни, и далеко не только, вмешалась сама стихия. Всем хорошо известно к чему привело летние наводнение на Амуре, последствия которого жители Приамурья переживают до сих пор, да и наверняка долго еще будут устранять последствия водной трагедии, охватившей не один дальневосточный регион.
Что же касается регулярной круизной практики на спокойном еще Амуре, то она завершилась еще несколько лет назад. Прежде амурские волны бороздили многие круизные теплоходы: «Ерофей Хабаров», «Звезда Амура», «Миклухо-Маклай», даже 4-палубный «Владимир Арсеньев» проекта 301 и некоторые другие. Однако постепенно они ушли с круизного рынка, перепрофилировавшись в гостиницы, плавучие базы детского отдыха, а то и вовсе остались не у дел, либо пошли на лом. И в Хабаровске, былом круизном центре дальневосточной части России, туристы еще до трагических событий могли побывать разве что на водных прогулках.
Одним из последних еще в 2006 году перестал выполнять продолжительные круизные походы теплоход «Звезда Амура», которым управлял местный оператор «Интур-Хабаровск». Как сообщил руководитель отдела компании Владимир Поволоцкий, интерес к путешествиям на нем среди российских туристов, опять же из-за постоянно растущих тарифов, постепенно угасал, пока не подошел к критической отметке, делающей работу в этой области экономически нецелесообразной. В предыдущие годы, правда, оператор провел несколько коротких круизов на теплоходе «Василий Поярков» проекта 860 для зарубежных и отечественных путешественников, но на общем положении дел это никак не сказалось.
Возродить «туры по Амуру» пытались и немецкие операторы, но и их усилия оказались тщетны. В том числе и потому, что многие причалы на пути следования теплохода по популярному прежде многодневному маршруту Хабаровск – Николаевск, требуют капитального ремонта, а то и полного восстановления. Наблюдается знакомая уже картина: нынешние цены речных туров для подавляющего большинства местных жителей заоблачные, а низкий уровень комфортабельности флота не позволяет пригласить более состоятельную российскую и зарубежную клиентуру. Результат такого критического состояния дел, неразрешимого в отсутствии серьезной финансовой поддержки, также вполне очевиден – полное отсутствие круизов по Амуру. Теперь прошедшее наводнение серьезно усугубило все прежние проблемы. Так что, говорить о возрождении амурского круизного отдыха придется еще не скоро.

Подготовил Игорь Горностаев