CapPerov G 1018

Завтра, 5 октября, компания «Мостурфлот» закрывает свою круизную навигацию нынешнего года. При этом завершающий или крайний рейс, как говорят речники, да и не только они, выполнит, как и год назад, теплоход класса «люкс» «Княжна Виктория». С Северного речного вокзала Москвы круизный лайнер пойдет до Углича и вечером 7 октября вернется в столицу. Ранее, еще в конце августа, наш корреспондент побывал на борту «Княжны Виктории» и побеседовал с капитаном теплохода Олегом Перовым – довольно известным человеком на речном транспорте.

 

CapPerov 2 1018

- Олег Иванович, то что «Княжна Виктория» одно из лучших круизных судов России, на вас, как его капитана, накладывает какие-то дополнительные требования или обязательства?

- Дополнительные – вряд ли. Теплоход работает с иностранными туристами и требования к нему и так достаточно высокие. Впрочем, и при обслуживании российских граждан они, наверное, еще выше. Разницу, наверное, ощущаем не мы, плавсостав, а ресторан, которому приходится для гостей из-за рубежа готовить какие-то особенные блюда. Но в любом случае, наш теплоход нравится буквально всем любителям речных круизов – и российским и иностранцам. Причем, среди пассажиров немало и тех, кто отдыхает на нем 3-4 раза в сезоне. На прощальном «капитанском» ужине в наш адрес говорится много самых теплых слов. Внимательно следим мы и за отзывами о нас в Интернете, и очень рады, что число положительных откликов значительно превалирует. Причем все особо отмечают необыкновенно доброжелательную атмосферу на борту «Княжны Виктории». И действительно, команда у нас подобралась замечательная.

 

- Скажите, вашему лайнеру доступны все круизные направления Центрального водного бассейна России?

- Безусловно. Речной Регистр и другие многочисленные контролирующие органы (не скрою, хотелось, чтобы их было поменьше) регулярно самым тщательным образом проверяют нас – по ряду многих других показателей. Ограничений у судна никаких нет, и в течение навигации оно ходит практически по всем популярным маршрутам. Исключения составляют разве что места, где мы не можем пройти по осадке, которая у нас довольно значительная - три метра. Сдерживают и габариты по высоте, не позволяющие проход под некоторыми мостами.

 

CapPerov 3 1018

- А какой маршрут у «Виктории» наиболее популярный?

- На сегодня это, конечно же, московско-петербургская линия, причем востребована она как у иностранных туристов, так и у россиян. Да и основным круизным направлением нашего теплохода можно назвать Северо-запад – с его заходами, кроме Санкт-Петербурга, на Валаам, Кижи, в Петрозаводск. Недавно открылась еще и новая линия в Старую Ладогу, где я сам впервые побывал в нынешнем году и скажу, что это достаточно интересное направление. Раньше, к тому же, мы активно ходили в Астрахань, сейчас же появляемся в тех краях довольно редко. Хотя вот в середине августа и побывали на южных маршрутах – прошли на Каме, следуя в Елабугу.

 

- Если брать в целом, то круизные маршруты лайнера в нынешней навигации отличались от прошлогодних?

- Отличия, действительно, есть: в этом сезоне теплоход стал больше обслуживать российских туристов. И потому, кроме нашей основной линии, появились и другие круизные направления, в том числе и короткие бюджетные рейсы – до Ярославля, Костромы, Плеса, Мышкина, Углича. Они пользуются достаточно высоким спросом у российских туристов. При этом круиз продолжительностью «два дня – одна ночь» в нашем исполнении большая редкость. В советское время их было немало, теперь же почему-то почти не осталось, и в навигацию-2018 проводился всего один раз. Получилось так, что мы вернулись из Елабуги, а следующий длительный рейс должен был начаться только через два дня. Случился, как у нас говорят, перестой. Чтобы судно не простаивало, а приносило прибыль, и был организован короткий поход: по каналу имени Москвы теплоход дошел до Татищева за Дмитровом, после чего повернул на зеленую стоянку «Лесное» в Пестовском водохранилище.

 

CapPerov 4 1018

– Какие участки на речных дорогах вы можете назвать как наиболее тяжелые?

– Я бы выделил Волго-Балтийский канал с его узкими шлюзами – 18 метров. Ширина «Княжны Виктории», для справки, 16,7 метра. Узок и сам Волго-Балт, да к тому же весьма насыщен различными судами. Во время его прохождения приходится постоянно прибывать в напряжении. Впрочем, каких-то особо легких маршрутов на реке не бывает. К примеру, на той же Онеге или Ладоги не редкость сильные ветра, доходит и до штормовой погоды. А далеко не все туристы переносят качку, поэтому приходится выбирать такой путь, где людей меньше укачивает. Даже тот же короткий двухдневный круиз я бы не назвал таким уж легким. Смотрите сами, ширина зеркала канала имени Москвы составляет примерно 80 метров, а длина судна – 125 метров. Так что, развернуться можно не в любом месте. За Дмитровом есть так называемое Татищевское расширение – небольшая бухта. Вот в нее теплоход и заходит носом, после чего разворачивается задним ходом. Маневр, поверьте, не из простых.

 

- Как говорится в бессмертной комедии Гайдая: у вас несчастные случаи были?...

- Какое-либо происшествие на нашем борту – случай исключительный и крайне редкий. Тем не менее, подобное имело место. Причем, как с нашими людьми, так и с иностранцами. Бывали, не скрою, и падения за борт, о чем я каждый раз в своем ознакомительном выступлении предупреждаю наших гостей-туристов. При этом упоминаю и о следующей закономерности: все, без исключения, случаи подобного рода связаны со злоупотреблением горячительными напитками…

 

CapPerov 5 1018

– Как вы оцениваете нынешний уровень судовождения? В первую очередь это касается маломерного флота.

– В советское время, когда я начинал работать, маломерных судов было значительно меньше, а частного флота так не было вообще. Чтобы быть допущенным к вождению больших речных судов, требовалось соответствующее образование, профессиональные навыки, стаж. За этим всегда следили строго, впрочем, как и сейчас – тут почти ничего не изменилось. Более того, я бы сказал, что в настоящее время требования стали еще жестче. А уж столько документации, как теперь, прежде уж точно не было – имею в виду разного рода лицензии, допуски и прочее. Не только к нашему – к любому круизному теплоходу предъявляются крайне высокие требования. Другое дело – маломерный флот. Может быть, я и ошибаюсь, поскольку смотрю со своего капитанского мостика, но считаю, что отношение к нему должно быть гораздо серьезнее. Уверен, необходимо наказывать, и строго, хотя бы тех горе-водителей, кто стремится проскочить на своем суденышке перед самым носом у больших теплоходов, что теперь, увы, случается не редко.

 

- А что можете сказать о судоходных качествах «Княжны Виктории»?

- Я проработал на многих пассажирских судах и, сравнивая их с моим нынешним теплоходом, построенным еще в ГДР, могу отметить, что он – один из лучших, если не самый лучший. По крайней мере, мне этот проект очень нравится: довольно маневренный, хорошо управляемый и весьма комфортный в работе для судоводителей. Нередко он «вытаскивал» нас из достаточно сложных ситуаций: ветра, узости расхождения и многих других.

 

- Товарищ капитан, расскажите немного о себе и своей речной карьере.

- Родился я на Алтае в семье военного летчика. Мы много переезжали, и в школу я пошел уже в Подмосковье. Потом поступил в московский речной техникум, а высшее образование получал в Ленинграде. На реке работал мотористом, штурманом, помощником капитана. В 1984 году меня самого назначили капитаном на трехпалубный пассажирский теплоход «Константин Циолковский». Через два года перешел также на капитанскую должность уже на четырехпалубное круизное судно «60 лет Октября». В 1989 принял теплоход «Александр Грибоедов» 301-го проекта – он и называется теперь «Княжна Виктория». До меня капитаном на нем был Францев Валерий Павлович, который принимал судно в Германии, он перешел на берег, а меня назначили на его место. С того времени и работаю на этом вот речном лайнере.

CapPerov 6 1018

- Вместе вы прошли и полную модернизацию…

- Да, в 2010 году судно отправилось на реновацию. Его практически полностью переделали: остался один кузов, всю остальную «начинку», включая силовые машины, основательно переделали. После завершения работ теплоход стало не узнать. Считаю, переоборудование получилось весьма удачным. Первый – «немецкий» проект имел пассажировместимость 360 человек, и в 1982 году, когда «Грибоедов» прибыл к нам, то считался одним из лучших пассажирских судов. Но время на месте не стоит. После модернизации вместимость теперь уже «Княжны Виктории» сократилась до 206 пассажиров. Один его стеклянный лифт чего стоит – это моя гордость! При этом экипаж составляет немногим более 110 человек. Наш теплоход, особенно сразу после переделки, посещали многие владельцы четырехпалубных лайнеров проектов 301 и 302. Естественно, их интересовало, что же у нас получилось. После этого, кстати, многие конструктивные элементы из тех, что применялись на «Виктории», появились и на других круизных судах. Что, конечно же, правильно – зачем изобретать велосипед, когда можно взять уже готовое. Но вот превзойти нас, на мой взгляд, никто пока еще не смог. Наверное, это удастся теперь тому новейшему лайнеру, который строится сегодня для нашей компании «Мостурфлот».

 

Подготовил Игорь Горностаев

CapPerov 7 1018