Как круизный оператор, туристическая компания PACGroup вышла на российский рынок путешествий еще в 2003 году. Три года она фрахтовала научный теплоход «Сергей Вавилов», на котором проводила экспедиционно-круизные походы. После чего продолжила круизную деятельность уже в ином формате – стала представителем в России известного судовладельца и оператора MSC Cruises. Сотрудничество с этой компанией, выполняющие массовые круизы, успешно продолжается и поныне. Причем кроме нее, PACGroupтеперь представляет и еще двух круизных операторов, работающих в несколько иных, более дорогих потребительских нишах: итальянскую компанию SilverSea – выполняющую поездки класса «люкс» и норвежскую Hurtigruten – экспедиционные туры. И это все - морские круизы. А с прошлого года PACGroupповернулась лицом к круизам речным. Причем, выполняемым по рекам и каналам Западной Европы. Старт оказался весьма успешным, поэтому работа на речном направлении продолжится и в нынешнюю навигацию.

Так почему речные круизы по Европе?

А действительно – почему? Ведь, на первый взгляд, они вряд ли выдерживают конкуренцию со своими морскими аналогами. Так, целевая аудитория у тех же лайнеров MSC Cruises весьма значительная, поскольку они интересны практически всем социальным и возрастным слоям. Да и вообще, как не преминут отметить эксперты туризма, теплоходные туры по реке и по морю – продукты совершенно разные.

То, что потребительская аудитория на «реке» более узкая, вполне очевидно. Этот вид водных путешествий, к примеру, вряд ли подойдет людям, отдающим на отдыхе предпочтение активному или даже бурному времяпрепровождению. Что как раз и не культивируется на относительно небольших речных теплоходах - не в пример океанскими мегалайнерами, буквально напичканными самыми различными развлечениями. Более скромные с виду «речники» обычно нацелены на познавательную составляющую отдыха, а потому превосходят своих гигантских собратьев по числу и разнообразию экскурсионных программ, намеченных в пути. Но с другой стороны, именно это обстоятельство делает их малопривлекательными и для родителей с детьми. Потому, видимо, в речные путешествия по Европе предпочитает отправляться преимущественно интеллигентная публика, в одиночку и парами, в первую очередь, среднего и старшего возраста.

Тем не менее, генеральный директор PACGroupИлья Иткин убежден: европейские речные круизы – весьма перспективный продукт. Не верите? Тогда обратитесь к опыту самой Европы. Теплоходные туры по рекам славятся там возвратностью отправляющихся на них путешественников. Причем гораздо большей, чем даже на морских путешествиях, у которых, кстати, этот показатель, на зависть обычным «береговым» турам, тоже необычайно высок. Ну а когда турагентства получают счастливую возможность «обрастать» постоянной клиентурой – перспективы вполне очевидны. За рубежом, для наглядности, до 80% клиентов турфирм не первый раз отправляются в речные путешествия. И это – миллионы туристов.

Кроме того, неспешные речные походы, убежден Илья Иткин, вобрали все лучшее, что может дать полноценный релакс любознательным людям, влюбленным в водную стихию. Судите сами: в путь туристы отправляются на небольших, но очень уютных, отчасти в чем-то «домашних», теплоходах, имеющих 100-150 реже до 200 посадочных мест. Далее, в пути всегда есть что увидеть - не стоит забывать, что строилась старушка-Европа «от воды». И с речной глади, даже бывалым путешественникам, она открывает себя совсем с иной, во многом не привычной, но, поверьте, весьма привлекательной стороны. Множество городов и даже целые страны предстают в совершенно новом свете перед изумленными туристами, которым остается только внимательно следить за происходящими вокруг метаморфозами. У них же, таким образом, есть во многом уникальная возможность многое увидеть, даже не сходя с судна. При всем том, гостей круизных лайнеров в местах стоянок традиционно ожидает насыщенная экскурсионка.

Что касается уровня тарифов на водные странствия по Европе, то, как считает директор круизного направления компании PACGroupМихаил Фельдман, они вполне сопоставимы с расценками на массовые морские путешествия. К тому же в нынешнем году цены остались примерно на прошлогоднем уровне: недельная поездка в 2-местной каюте стоит, в среднем, от 1279 евро. И даже в сравнении с российскими речными турами, если оперировать показателем «цена – качество», отмечает г-н Фельдман, европейский продукт имеет неоспоримое преимущество, прежде всего, не трудно догадаться, в плане комфортабельности путешествия. Так что, как отмечают специалисты PAC, хорошо известные многим круизы по Волге с ее притокам и круизы по рекам Европы, тоже можно смело отнести к разным турпродуктам.

Наконец, немаловажно, что во всем мире, в том числе и в нашей стране, рынок круизов – не только морских, но и речных – в последнее десятилетие демонстрирует рекордные темпы роса. Показательно хотя бы даже то обстоятельство, что они несравнимо лучше других составляющих индустрии туризма пережили недавний кризис.

Итоги сезона прошедшего

И все это далеко не голословно. «Откатав» высокий сезон 2010 года с российскими туристами практически на всех значимых реках континента, менеджмент «ПАКа» получил счастливую возможность многое понять на практике. При этом итоги первой навигации в Европе оказались весьма обнадеживающими для компании. Вопреки отдельным мрачным предсказаниям, онавыполнил всю заявленную сетку маршрутов, которая была достаточно обширной и разнообразной, поскольку включала шесть круизных походов. (Для сравнения, многих турфирмы, уже давно освоившие этот рынок, отправляют в Европе не более 3-4 речных групп за сезон.)

Итак, средняя загрузка теплоходов, обслуживавших туристов PACGroup, составила 77%. Что интересно, самой высокой, более 80% и вплоть до 100%, оказалась заполняемость на классических маршрутах - по Сене, Рейну и, конечно же, на самом популярном направлении по Дунаю. Меньше был спрос на мало известные у нас – немецкую Эльбу, португальскую Дору и реки севера континента: наши сограждане «грузили» ходящие по ним лайнеры лишь на 60-70%. (Другое дело зарубежные туристы, регулярно отправляющиеся в речные путешествия. Они одинаково охотно едут как по главным водным артериям Европы, так и по другим речным маршрутам, включая Эльбу и Дору.) Впрочем, как показало анкетирование российских круизёров, 85% из них решили вновь вернуться на европейские реки, а также собрались рекомендовать друзьям и родственникам последовать их примеру.

По итогам прошлого сезона, доля этого рынка для PACсоставила примерно 30%. Показатель же рентабельность оказался более скромным – 0,2%. Однако, как заявил г-н Иткин, такой результат вполне обнадеживающий: как известно, в первый год приходится серьезно вкладываться, а потому хорошо уже то, что вообще обошлось без убытков ...

Лето на реках Европы

Выводы руководство PACсделало вполне очевидные. В нынешнюю навигацию увеличена речная классика - круизы по Дунаю, Сене и Рейну. От более редких, а значит, менее известных у нас маршрутов, пришлось отказаться. Впрочем, окончательно сбрасывать их со счетов компания не собирается. Как считают специалисты «ПАК Групп», спрос на остальные круизы появится в ближайшей перспективе, скорее всего, года через два, когда наши путешественники наездится по магистральным водным евротрассам, и захотят отправиться по другим маршрутам.

В нынешнем сезоне PACGroup предложит потребителям различные виды речных путешествий. Партнерами россиян в предстоящем сезоне выступают крупные европейские компании-судовладельцы: CroisiEurope, TUI и NickoТours. Основными остаются круизы с «русскими группами» и полностью «русские суда». В наиболее расширенном формате водного путешествия - «русский борт», на теплоходе прибывают только наши соотечественники, от «ПАКа» на нем работает целая дирекция, а все экскурсии, как и развлекательные программы, проводятся на русском языке.

В нынешнем году два «русских борта» отправятся в путь по Сене и Дунаю на майские праздники. Содержание предстоящего французского круиза во многом повторяет прошлогодний. В то же время, на сутки увеличена стоянка в Париже, которая теперь составит в общей сложности два дня. К тому же, планируется проведение романтической речной прогулки по ночной столице Франции. Майское путешествие по Дунаю начинается и заканчивается в Вене, охватывая четыре страны – Австрию, Венгрию, Словакию и Германию.

Русские группы предстоящим летом запланировано отправить на три маршрута. Участники недельного круиза, стартующего из Дюссельдорфа и там же завершающего, пойдут в дельту Рейна. Это, пусть и не самое распространенное плавание, дает возможность посетить такие интересные места, как Амстердам, Роттердам, Антверпен, Гент и другие. И опять же – два недельных круиза по Дунаю, в июле и августе. Однако на этот раз проверенные временем классические странствия начинаются и завершаются уже в немецком порту Пассау. Все эти водные туры проходят под контролем сопровождающих от «ПАКа», на теплоходах на русском языке представлены меню и программы дня, проводятся лекции. Также на русском проходят и экскурсии. Число туристов в российских группах составит от 50 до 100 человек, что соответствует примерно 25-50% от общего числа круизных пассажиров

Наконец, еженедельно, со 2 апреля по 22 октября, туристов в индивидуальном порядке намечено отправлять в интернациональные речные туры. Маршруты этих круизов, ставших новинкой туркомпании, проходят по Дунаю (из Вены) и по Рейну (Амстердам – Базель). Как считают специалисты, спрос на такого рода поездки будет достаточно небольшим, но он, тем не менее, все равно будет. В заключение остается добавить, что к каждому речному путешествию компания PACGroupразработала дополнительный турпакет.

Игорь Горностаев