и вновь стали дорожать

Круизные компании в прошлом году перевезли по российским рекам, озерам и каналам более 400 тыс. туристов. Что оказалось на 11% больше, чем в кризисном 2009 году. Такие данные приводит директор по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрей Смолин. При этом объем российского рынка водных путешествий вернулся к докризисному уровню 2008 года. В прошлом году по нашим речным дорогам ходило 121 пассажирское судно. На московском же рынке речных путешествий в навигацию 2011 года будут представлено 43 теплохода, занятых исключительно либо преимущественно перевозками российских почитателей водных туров.

 

Крупнейшие в Москве и ее окрестностях

Крупнейшими фигурантами московского, да и всего российского рынка речных круизов выступают спецподразделения нижегородского и московского пароходств. Владелец столичной фирмы «ВодоходЪ» - ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство». В навигацию нынешнего сезона этот крупнейший европейский оператор речных путешествий ставит «под россиян» четыре 4-палубных лайнера: «Нижний Новгород» и «Александр Радищев» (проекты 301), «Сергей Кучкин» и «Феликс Дзержинский» (проекты 92-016). Остальные 11 лайнеров «Водохода» в этом сезоне обслуживают иностранных граждан. Но при этом, как отмечает топ-менеджер компании Андрей Смолин, водоходовские теплоходы вполне доступны и нашим согражданам. Так, по краям сезона хорошо продаются волжские круизы на «Константине Короткове», «Максиме Горьком» и «Льве Толстом», а летом пользуются устойчивым спросом московско-питерские переходы на теплоходах «Русь», «Ленин», «Леонид Соболев». Исключение составляет лишь прошедшее полную реновацию круизное судно с прежним названием «Михаил Калинин», чья комфортабельность теперь, по словам Андрея Смолина, соответствует уровню «4*+». Весь сезон оно будет находиться в американском фрахте.
От дочернего предприятия Московского речного пароходства (МРП) - компании «Мосутрфлот», в навигацию-2011 на российском рынке будут работать следующие теплоходы: прошедший полное переоборудование «Григорий Пирогов», а также частично модернизированные «Н.Г. Славянов» (проекты 305) и «И.А Крылов» (пр.588). К тому же, на весь сезон на отечественный рынок намечено перевести весьма комфортабельный лайнер «Илья Репин» (проект Q-040). Он будет работать в паре с другим, аналогичным по уровню комфортабельности речным лайнером «Михаил Булгаков» (пр.301). Кроме достойно оборудованных каюте, на этих теплоходах к услугам туристов есть SPA-салоны, тренажерные и детские комнаты, а на «Булгакове» еще и бассейн, небольшой, но глубокий - 1,8 м. Планируется «дозагрузка россиянами» и тех судов «Мосутрфлот», что обслуживают иностранцев. Немало наших соотечественников, в частности, приобрели туры на майские праздники на теплоходы «Николай Карамзин» и «Василий Суриков», а также на питерские рейсы «Андрея Рублева» и того же «Карамзина». Интересно, что дочка МРП в предстоящей навигации, также как и ее коллеги из «Водохода», собирается пустить на воду практически полностью перестроенное круизное судно «Александр Грибоедов» проекта 301, которое получило новое имя: «Княжна Виктория». Уровень комфортабельности модернизированного на 70% лайнера, по словам заместителя гендиректора по туризму Светланы Гончаровой, тоже можно оценить как «4* +». И он тоже в этом сезоне будет возить лишь зарубежных путешественников. Впрочем, г-жа Гончарова пообещала, что при первой же возможности новейший теплоход примет на борт и российских туристов.
Вслед за двумя ведущими фигурантами рынка уверенно держится питерская круизная фирма «Инфофлот». В нынешнем году пять из семи своих теплоходов она ставит на московский рынок. В Москве в этот раз будут работать трехпалубники «Николай Некрасов», «Александр Бенуа» (проекты 26-37), «Анатолий Папанов», «Космонавт Гагарин» (проекты 588) и 2-палубный «Василий Чапаев» (пр. 305). Из всего многообразия заявленных маршрутов, специалисты «Инфофлота» выделили 8 наиболее интересных, включив их в «Золотую коллекцию» компании. Так, «В. Чапаев» в мае отправляется по рекам Москве, Оке, Волге, Каме и их притокам - Суре, Ветлуге и Вятке. Также в мае, во время похода между двумя столицами, теплоход «Бенуа» зайдет в редко посещаемые города Вытегра и Сортавала, на острова Пеллотсари и Коневец. Далее, в мае - июне, и опять же «Чапаев», отправится из Перми в Москву по малым городам Прикамья и Поволжья. А в 10-дневном июньском круизе «Золотое кольцо», который выполнит «Некрасов», основной упор сделан на расширенную экскурсионную программу. В «Золотую коллекцию» также вошли и другие весьма примечательные речные туры: «Памятники деревянного зодчества» (Ярославль - Кинешма – Кострома - Рыбинск), «Семейный круиз» (Мышкин – Кострома – Ярославль – Углич), «Северные жемчужины» (Весьегонск – Брейтово – Шексна – Белозерск – Горицы – Череповец – Рыбинск)
Компания «РечТурФлот» в предстоящей навигации в очередной раз будет оперировать достаточно солидным флотом. В этот раз он, в сравнении с годом прошлом, вырос еще на одну единицу и составил 6 теплоходов. На смену «Профессору Звонкову», который компания фрахтовала долгие годы, пришли сразу два судна: аналогичные двухпалубники проекта 305 «Эрмитаж» и «Александр Свирский». Основные направления движения последнего теплохода – 10-дневные поездки в Нижний, Казань и один раз в Елабугу. «Эрмитаж» специализируется на более коротких, до недели, рейсах. Круизная направленность других пассажирских судов «РечТурФлота» - 3-палубных «Г.В. Плеханова» и « Рылеев» (проекты 588) достаточно традиционна: они будут регулярно ходить до Беломорска, откуда туристы, пересев на морской транспорт, попадают на Соловки. Ну а небольшой «Мамин-Сибиряк» (пр. 646), с которым также работает компания, идет уже непосредственно к Соловецкому архипелагу. Наконец, 2-палубный «Рихард Зорге» (пр. 305) вновь отправится на верхнюю и среднюю Волгу, а также побывает в Уфе и Перми.
Продолжается работа и на популярной еще с советских времен речной линии Москва – Астрахань. Из столицы России с 18 мая по 15 сентября по ней, как и прежде, отправятся пассажирские трехпалубники проекта 588: «Октябрьская Революция», «Афанасий Никитин» и «Иван Кулибин». Правда теперь, в отличие от прежних времен, линия перестала быть пассажирской, когда на ее суда можно было сесть в любом порту их захода. Ее новый владелец – нижегородская компания «ГАМА», проводит по этому маршруту продолжительные 19-суточные круизы. Причем, спрос на них ежегодно растет.

Кто идет за лидерами

Если остальных многочисленных участников речного рынка мерить количеством находящихся в их ведении флота, то получится следующая расстановка сил. Вновь образованная судоходная компания «Юнона и Авось» в прошлом году выступала под аббревиатурой АКП («Агентство круизных путешествий») и оперировала одним пассажирским теплоходом – трехпалубным «Илья Муромец». В предстоящем же сезоне к нему добавятся двухпалубные суда «Герой Гагарин» и «В.М. Зайцев». И как нам сообщила Диана Шилова - генеральный директор турфирмы «Речной вокзал», реализующей круизы «Юноны», вполне возможно, что в водный парк компании будущим летом войдет еще и небольшой дизель-электроход проекта 785А «Композитор Глазунов».

Далее расположилась большая группа фрахтователей и судовладельцев, оперирующих двумя круизными теплоходами, которые пока готовятся к предстоящему обслуживанию наших сограждан. К примеру, фирма «ТурФлот» вновь предлагает любителям водного времяпрепровождения походы на 2-палубных судах 305 проекта - «Муса Гареев» и «Поэт Тукай». «М. Гареев» 23 мая выйдет из Уфы – места приписки и зимний стоянки, на речные просторы, и сюда же вернется 9 сентября. Круизный сезон «Тукая» в нынешнем году продлится с 30 мая по 16 сентября. За это время теплоходы побывает практически во всех основных местах верхней и средней Волги и на ее притоках, выключая Каму и Белую. Причем, в первой трети навигации «Гареев» сделает основной упор на путешествия по Оке: Рязань – Константиново – Муром – Касимов – Павлово.
Компания «Агидель-Круиз» в нынешнем году снова выходит на рынок с двумя судами. И снова ее теплоход «Михаил Танич» (пр. 26-37) с конца апреля по конец сентября можно будет встретить на Волге и на Каме. Походы «Танича» сравнительно непродолжительные – от 3 до 5, реже 6-7 суток. Лишь дважды намечены долее длительные туры: 9-дневный в Чебоксары (июнь-июль) и 12-дневные в Петербург (конец июля). Другое судно – небольшой двухпалубный «Белинский» (пр. 646) будет ходить в 12-суточные плавания до Соловков и обратно. А в конце сезона, со второй половины сентября, он будет выполнять короткие переходы, в том числе и по достаточно редкому маршруту в Весьегонск.
Также двумя круизными судами оперирует на столичном рынке судоходная компания «Речфлот». Она владеет 2-палубным теплоходом среднего класса «Башкортостан» и двухпалубником эконом-класса «Анна Ахматова». Из интересных направлений этого сезона: «Башкортостан» отправится в 12-суточный круиз в Вологду и 19-суточный в Волгоград. Побывает он и в так называемой «московской кругосветке», заходя в том числе, и на север, в города Борок, Брейтово и Весьегонск. А «Ахматова», в свою очередь, отправится в Пермь и опять же в Вологду, а также будет частой гостей на Оке.
Два 3-палубных теплохода (проект 588), прошедших не так давно модернизацию, и у другой московской фирмы с не совсем обычным названием «Русская Пароходная Компания на Паях»: собственный «Петр Первый» и «Прикамье», находящийся в длительной аренде. Однако «Петр» в эту навигацию обслуживает иностранных туристов, и лишь в начале и конце сезона выполнит несколько рейсов с россиянами. Зато у множество «русских» походов запланировано у «Прикамья», прежде всего, коротких, 3-4 суток. Тем не менее, предстоящим летом теплоход должен не раз побывать и в Санкт-Петербурге и на Валааме и в Кижах, а также в Плёсе и Нижнем Новгороде.
Свои 3-палубные пассажирские теплоходы судоходная компания «Цезарь Трэвел» в этом году сдает во фрахт самарским фирмам. Тем не менее, в Москве будут представлены два ее судна: «Сергей Абрамов» (пр.26-37) в мае и «Илья Муромец» (пр. 588) - с конца августа и вплоть до середины октября. Их планируется задействовать на круизах выходного дня и непродолжительных - до 7 дней, волжских турах.
Наконец, турфирма «Альба» и в предстоящем сезоне продолжает работать с 2-палубным теплоходом «Бородино», ставшим ее своеобразной визитной карточкой. Небольшое, но по домашнему ухоженное судно, снова пойдет на большую Волгу, в Рыбинское водохранилище, на Оку, Каму – словом, во все основные круизные места. Продолжительность походов не менее разнообразна: от 3 (Углич, Мышкин) до 10-11 (Шексна, Казань) и 16 суток до Перми.

Чем дальше – тем дороже

Что касается речных маршрутов, то у россиян наиболее популярны путешествия по Волге. Их, как отмечает Андрей Смолин, выбрал 41% туристов от общего числа прошлогодних круизёров. Далее следуют непродолжительные туры выходного дня, на которых побывали 24% путешественников. А третье место заняли походы по водной трассе, соединяющей Москву и Санкт-Петербург – на нее отправились 16% отдыхающих. Примерно такую же картину можно наблюдать и в предстоящем сезоне.
Продажи туров в этом году, как отмечают в агентских и операторских компаниях, идут также как и годом ранее или чуть лучше - процентов на 5. Однако при этом заметно вырос объем ранних продаж. До Нового года, по оценкам турфирм, в этот раз было продано на 15-20% перевозки больше, чем это бывало прежде. Как отмечают в отдельных агентствах, наши люди начинают загодя, как и европейцы, планировать свой отдых. Впрочем, не последнюю роль здесь играет и то обстоятельство, что в предновогодний период компании предоставляют существенные скидки.
И еще один важный момент. Судовладельцы и операторы в нынешнем году серьезно увеличили сроки круизной навигации. Если в самом начале сезона сделать это весьма проблематично, поскольку стоит лед, да и вообще шлюзы закрыты, то в конце сезона вполне даже возможно. Так что, туры на некоторых теплоходах заявлены и на середину октября и даже на конец этого месяца и начало следующего. Понятно, что в роли пассажиров в это уже совсем не теплое время будут выступать самые верные поклонники и фанаты теплоходного отдыха. Похоже, именно они помогут значительно повысить окупаемость пассажирских речных судов, навигационный срок которых в наших условиях, как известно, крайне ограничен. При этом в летний пик – июле и августе, а при хорошей погоде и с середины июня, продать речной круиз не представляет сложности, да и происходит это теперь во многом заранее. При условии, естественно, что тарифы адекватны рыночным. Так что, работа речных компаний сводится, по сути, к тому, чтобы реализовать как можно больший объем мест по краям сезона. Только-то и всего, отметили бы дилетанты.
И самое последнее, но не менее важное. Тарифы на круизы вновь подросли, по разным оценкам, на 5-10%. Что связано не только с инфляцией, но и, в первую очередь, с ростом цен на дизельное топливо и продукты питание. Также подорожала стоянка в портах захода, услуги автобусов и посещение музеев.

Подготовил Игорь Горностаев