BP Pobeda G 319

На рынке речных круизов Перми в начале нынешнего года неожиданно для многих, в том числе и для профессионалов турбизнеса, появился еще один участник. Местное бюро путешествий (БП) «Победа» объявило о начале работы в предстоящей навигации с теплоходом, который тоже называет «Победа». Чтобы узнать более подробно о новом игроке уже устоявшегося, казалось бы, потребительского рынка, мы обратились к руководителю этой компании, а также пообщались с отдельными представителями пермского круизного бизнеса.

 

BP Pobeda 2b 319Объявленные планы на лето

На своем сайте БП «Победа» заявляет о самых различных видах туроператорской деятельности: отправке туристов за рубеж – в Турцию, Эмираты, Болгарию, на Кипр и «в любую точку света», автобусных турах к морю, организации детского отдыха, путешествиях по России, визовой поддержке, продажи авиа- и ж/д билетов и многом другом. Но основным для компании, сообщила ее генеральный директор Лариса Водопьянова, является проведение круизов на одноименном теплоходе.

Сегодня в офисе туроператора работают восемь специалистов. Сама Лариса Александровна, по ее словам, «на реке с 2005 года». Была директором круизов на теплоходах «А.И.Герцен», «Федор Абрамов», и других судах, главным образом двухпалубных – даже на «Булгарии», за год до известных трагических событий.

Что касается двухпалубного теплохода «Победа», то это бывший «Мулланур Вахитов» проекта 305, ранее принадлежавший обанкротившемуся Башкирскому речному пароходству. В прошлом году оно распродало на открытых торгах весь свой пассажирский флот. Тогда же сообщалось, что «Вахитова» приобрело уфимское ООО «Агропромснаб». Сегодня же это судно, по словам Ларисы Водопьяновой, находится в собственности БП «Победа».

По ее словам, компания получила теплоход на удивление в хорошем состоянии практически по всем критериям. Главное, в отличном состоянии находилась ходовая часть, а все остальное не требовало серьезного ремонта. Поэтому сейчас на борту проводятся лишь небольшие работы в жилых помещениях и местах общего пользования, в частности, идет расширение площади ресторана на средней палубе. А с начала апреля начнется и покраска корпуса. Самая серьезная операция, которая предстоит – слипование, когда судно на две недели поднимут из воды для освидетельствования и ремонта его подводной части.

После завершения модернизации на судне будет 120 кают, в том числе появятся два современных комфортабельных «люкса». В 80 номерах будут все удобства, для остальных же на 5-6 кают предусматривается свой душ и туалет. Как обещает генеральный директор «Победы», теплоход станет серьезно отличаться от того, каким был прежде, отметив, что «он всех и всем удивит». «Вы все придете, ахнете и удивитесь». Работы по реновации начались в январе и проходят в Уфе, на производственной базе «Агропромснаба». Завершатся они, сообщила Лариса Водопьянова, в середине мая. Как раз перед этим, в начале месяца, судно по плану становится на слип.

Первый круиз «Победы» назначен на 31 мая, последний – на 4 октября. Всего за сезон намечено выполнение 19 рейсов. Правда, компания оговаривает, что «оставляет за собой право вносить изменения в программу». Продолжительность речных туров – от 3 до 22 дней. В числе круизов, которые будут выполняться из Перми, такие направления, как Киров, Березники, Казань, Уфа, а также длительные походы в Москву (Южный речной вокзал) – Тверь, Астрахань и Ростов-на-Дону.

Оператор, отмечает его руководитель, хочет сделать упор на маршруты, которых нет ни у кого на пермском рынке. В их числе рейсы до Кирова по реке Вятка, до Уфы по Белой, и по Оке, куда можно отправиться только на небольших двухпалубных судах. А кроме бывшего «Вахитова», другого аналогичного теплохода в Перми нет.

Но успеет ли подрядная организация нового оператора произвести ремонт судна к назначенному сроку? Такой вопрос любители круизного отдыха поднимают на профильных сайтах. Лариса Водопьянова отвечает на него так: «Будем стараться вовсю. Работа идет полным ходом, не останавливается. Я каждую неделю бываю в Уфе. А вообще, следите за нашим сайтом, там все будет сказано».

 

BP Pobeda 3 319Что думает рынок Перми

О новичке круизного рынка Перми мы расспросили также и некоторых его участников. Узнать удалось не так уж много, поскольку опрашиваемые и сами мало что пока знают, разве что разного рода слухи, понятно, не самого лестного свойства для «Победы». Представители агентств, в частности, говорили, что не собираются с ней сотрудничать, по крайней мере, в первый сезон работы: «вот если раскрутятся, то тогда»…

Наиболее полно и при этом вполне корректно свое мнение выразил, на наш взгляд, совладелец круизной компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин – человек, хорошо известный в российском турбизнесе. Речными круизами он, к слову, занимается с 1991 года. Прокомментировать нам ситуацию Вадим Михайлович согласился потому, по его словам, что для него очень важна репутация отрасли. Вот что он сказал:

- Компания «Победа» открылась в начале марта, довольно неожиданно для меня, и к тому же начала работать совсем рядом с нашим офисом. Было объявлено о начале продаж круизов на двухпалубном теплоходе. Причем, заявленных рейсов оказалось на удивление много, в том числе и весьма курьезных: в сентябре эта компания собирается сходить из Перми в Астрахань и обратно за 14 суток. Удивительно потому, что проект 305 никогда такую скорость не развивал.

Интересно также, что из судов Башкирского пароходства, проданных с аукциона, на ходу оставался только «Башкортостан». Теплоход «Вахитов», теперь «Победа», насколько я располагаю информацией, 6 лет пребывает в затоне. А процесс восстановления долго простаивающего судна, могу сказать о том на примере «ВолгаWolga», далеко не простой. Так, наш теплоход «Павел Бажов» пробыл на приколе 3 года, и у него на палубе чуть ли не деревья начали расти. Поэтому его реновация стоила около 25 млн рублей. Требовалось полностью подготовить судно к навигации, на что ушло далеко не два-три месяца, а потом и сдать его по всей форме Речному Регистру, кстати, достаточно строгому в Пермском крае.

Кроме того, любому круизному оператору нужны финансовые гарантии - хотя бы на 500 тыс. рублей, что, впрочем, тоже очень мало. И об этой стороне вопроса нигде, в том числе и на сайте «Победы», которая позиционирует себя в операторской роли, ничего, по крайней мере в момент начала продаж, сказано не было. Потом, как я знаю, на сегодняшний день никто не обладает лицензией на пассажирские перевозки на теплоходе «Вахитов», он же «Победа». Отмечу также, что учредитель новой компании-оператора мне не известен, следов реального бенефициара тоже нигде не видно. О ее руководящих сотрудниках я, опять же, ничего почти не знаю.

Еще один важный вопрос: не поздно ли в марте начинать продажи круизов на предстоящий полноценный сезон? Ведь чтобы только завершить его в «ноль» по деньгам, для 305-го проекта, работающего примерно 120 дней навигации, потребуется собрать, минимум, 45-50 млн рублей. И это, повторю, лишь себестоимость.

Дальнейшие выводы делайте сами. Лично мой прогноз на последующее развитие событий, не вдаваясь в их подробности, в любом случае негативный. Не стану скрывать, это нас, конечно, беспокоит, причем вовсе не в плане возможной конкуренции, здесь сравнения вряд ли уместны. Хочется уберечь речную отрасль региона от возможных потрясений, которые не нужны ни ее фигурантам, ни, тем более, туристам.

 

Подготовил Игорь Горностаев