TverRV m 1017Прошедшим летом в Твери в начале августа произошло печальное происшествие - обрушилось часть здания знаменитого речного вокзала города. Он был построен на берегу Волги еще в 1938 году, и имел статус объекта культурного наследия регионального значения, а также считался одним из городских символов. Поэтому его саморазрушение многие сочил знаковым («ушла великая эпоха»), а кто-то даже и мистическим событием.

Впрочем, губернатор Тверской области Игорь Руденя буквально на следующий день после случившегося объявил, что здание речного вокзала решено воссоздать в его историческом виде с сохранением прежних архитектурных форм. Поэтому вначале редакция собиралась написать о предстоящем восстановлении одного из значительных волжских зданий так называемого «сталинского ампира». Но, наверное, поднимать эту тему еще пока рано. И мы решили пойти дальше: рассказать об истории создания речного вокзала в городе Калинине (Твери). А помог нам в этом известный тверской писатель и публицист Виктор Грибков. Кстати, Виктор Михайлович хорошо известен многим представителям турбизнеса и средств массовой информации, как действующий сотрудник областной туристической администрации. Представленный им материал написан еще до последних событий, а потому имеет сегодня особую ценность, отчасти даже пророческую. Хотя, читайте материал и судите обо всем сами:

 

- Не так часто можно найти город в Центральной России, который мог бы похвастаться таким водным богатством, как наша Тверь. Такое исключительно выгодное положение не могли не оценить наши предки, которые много веков назад основали здесь свое поселение. Кто-то из исследователей называет колыбелью Твери стрелку рек Волги и Тьмаки, а кто-то Волги и Тверцы.

Здесь на слиянии Тверцы с Волгой в древние времена был основан Отроч монастырь, просуществовавший почти семьсот лет. Сегодня об этом старейшем монастыре Твери напоминает Успенский собор (1722 г.), да памятная табличка.

 

Из истории судоходства Тверской губернии

TverRV 2 1017

Долгое время реки были основными транспортными артериями и все дороги, соответственно, вели в Тверь. Реки были настоящими тружениками, что очень хорошо видно на старых фотографиях.

А в начале XVIII века была создана первая в России искусственная водная система - Вышневолоцкая, которая соединила Тверь через Тверцу, Цну, Мсту, Волхов и Неву с новой столицей Российской империи - Санкт-Петербургом. И почти  полтора века Тверь была крупным перевалочным пунктом по перевозке самых различных грузов по воде, тогда это было значительно дешевле, чем перевозки на железнодорожном транспорте.

В середине XIX века в Твери происходит становление пассажирского речного судоходства, и связано это было с учреждением пароходного общества «Самолет», которое в 1854 году специально для этого закупило три колесных теплохода «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль». Дело оказалось прибыльным, и вскоре было организовано сообщение от Твери до Ярославля, а к 1864 году теплоходы «Самолета» плавали уже до Астрахани.

А вот, что мы находим в «Справочнике – путеводителе: Поволжье. 1929 г.»: «От Ржева до Твери правильное пассажирское судоходство поддерживает Сев.-Зап. Госпароходство. Во время мелководья, с закрытием бейшлота, обыкновенно в течение августа, движение пароходов временно прекращается до прибыли воды… Первая пристань за Ржевом - Зубцов…Берега Волги от Ржева до Зубцова, и особенно за Зубцовым до Старицы, красивы. Ржев, Зубцов, Старица, красиво расположенные по берегам Волги, дают с палубы парохода удивительную иллюзию старины. За Зубцовым пароход после остановок в Саблине, Дягунине и Родни, пристает к Старице в 89 км. от Ржева и 91 км. от Твери… Из пристаней обращает внимание Иваниши, от которой пассажирские пароходы отправляются до Твери ежедневно». (Глава «Волга: от истоков до Твери»)

 

В Калинине появился свой Речной вокзал

TverRV 3 1017

Повсеместно по Волге, в том числе и в Твери, были построены пристани, а вот свой Речной вокзал появился в Твери только в 1938 году (архитекторы Е.И.Гаврилова и П.П.Райский, конструктор И.М.Петраков, инженер И.М. Тигранов). Здание вокзала - одно из наиболее выразительных сооружений советского конструктивизма.

Но история Речного вокзала в Твери началась значительно раньше, в 1932 году, и связана она со строительством канала Москва – Волга (Канал имени Москвы), с созданием Иваньковского водохранилища, когда стало ясно, что после того, как водохранилище наполнится, уровень воды в Волге поднимется намного выше, что сделает Тверь полноценным портом. Именно в это время осенью 1932 г. было начато строительство канала Москва - Волга, а в январе 1934 года - водохранилища. Одновременно у села Иваньково сооружался мощный гидроузел. Железобетонная и земляная плотина, перегородившая Волгу, была построена в 1936 г. 23 марта 1937 г. в первый раз опускаются щиты Иваньковской плотины, а 27 марта волжская вода пошла по каналу. 17 апреля 1937 г. все русло канала длиною в 128 км было заполнено водой.

Именно с этого времени уровень воды в Волге поднялся, и в Калинин, как тогда называлась Тверь, смогли приходить многопалубные пароходы и теплоходы.

Иногда можно прочитать, что Речной вокзал в Калинине стал первым на Волге, построенным в советское время, но это не совсем так. Практически одновременно в Москве весной 1933 года началось строительство Северного речного вокзала. Оно также было связано со  строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку. И внешне, и конструктивно оба речных вокзала имеют много схожего. Как и для Москвы, для Твери здание речного вокзала  было одним из наиболее выразительных сооружений, которое появилось в нашем городе до начала войны.

 

Из жизни волжской гавани

TverRV 4 1017

Тверской вокзал был рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров.  И много лет он  жил своей полноценной жизнью, а теплоходы от его причалов отправлялись вниз и вверх по Волге. Объяснялось это и тем, что в то время  только по воде можно было добраться до многих населенных пунктов, расположенных по берегам Волги.

В советское время Волга была судоходна до Ржева, куда суда на подводных крыльях приходили до 1982 года. Что же касается регулярного пассажирского сообщения, то оно прекратилось, по словам очевидцев, в 1976-77 годах в связи с обмелением реки и, особенно, в районе Старицы. Специалисты связывают это со строительством Вазузского водохранилища в Зубцове, которое было закончено в 1977 году.

Пассажирское судоходство вниз по Волге осуществлялось от Твери до Углича (Ярославская область). Уже давно пассажирское судоходство прекращено - основная причина – отмена дотирования проезда, без чего речное пассажирское судоходство оказалось убыточным. В настоящее время в Тверь заходят  круизные теплоходы, а по Волге в черте города курсируют прогулочные кораблики.

Речной вокзал оказался не востребованным, и не сумел «вписаться» в реалии новой экономической ситуации. Каких только предложений не высказывалось о возможном перепрофилировании его в будущем – от Центра современного искусства до Туристского информационного центра. С каждым годом, к сожалению, здание речного вокзала, которое является памятником архитектуры, стремительно ветшает и саморазрушается на наших глазах.

Будет ли нужен Речной вокзал Твери в будущем? Наверно, ответ на этот вопрос напрямую связан с возможностью организации пассажирского  транспортного движения по рекам Твери, что сделало бы город не только более комфортным для жителей областной столицы, но и более привлекательным для ее многочисленных туристов.

 

Вместо послесловия TverRV 5 1017

Здание Речного вокзала представляет собой двухэтажную ротонду, которая окружена колоннадой и увенчана бельведером с высоким шпилем. В бельведере некогда размещался ресторан, а шпиль служил маяком. Первый этаж ротонды представляет собой просторный вестибюль, во втором расположены комнаты отдыха и залы ожидания. В боковых крыльях размещались служебные помещения.

Это необычное здание не раз привлекало кинематографистов. Здесь снимались сцены таких фильмов, как «Расставание» с участием Армена Джигарханяна, «Первые радости» по роману Константина Федина и «Чучело» с участием Юрия Никулина и Кристины Орбакайте.

 

Виктор Грибков-Майский,

член Союза журналистов России TverRV 7 1017

.