В правительстве Бурятии в сентябре прошло заседание межведомственной рабочей группы по вопросам развития пассажирских перевозок водным транспортом и туризма в акватории озера Байкал. Мероприятие проводилось под руководством заместителя министра транспорта, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктора Олерского. В нем также принял участие врио главы правительства Республики Бурятия Алексей Цыденов.
Пассажирские и туристические перевозки на Байкале планируется наладить в самое ближайшее время. Виктор Олерский сообщил, что намечается развивать сразу несколько их вариантов. Это - тур одного дня на судах типа «Ярославец», а также небольшие пассажирские перевозки, экскурсии по Байкалу и работа крупных пассажирских судов вместимостью до 300 пассажиров. Таких крупных теплоходов на озере достаточно иметь 2-3, считает глава Росморречфлота. Чтобы не испугать потенциальных туристов заоблачными ценами на круизные путешествия, их планируется субсидировать из федерального бюджета.
Кроме того, на строительство и ремонт причалов на Байкале потребуется порядка 300 млн рублей. Об этом сообщили в министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии. Само же решение о развитии инфраструктуры для водного транспорта на Байкале было принято в апреле в Улан-Удэ на совещании с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. Круг необходимых работ при этом определяет специально созданная межведомственная группа, возглавляемая руководителем Росморречфлота Виктором Олерским.
Как сообщил министр транспорта Бурятии Сергей Козлов, уже определены точки маршрутной сети для обслуживания регулярных пассажирских и туристических перевозок на озере. В их числе - город Северобайкальск, мыс Котельниковский, местность Хакусы, город Нижнеангарск, а также поселки Танхой, Байкальск, Энхалук, Сухая, Выдрино, Турка, Усть-Баргузин и Курбулик.
Козлов также отметил, что на Байкале нужны как плавучие понтонные, так и железобетонные причалы. Их изготовлением могут заниматься местные производители металлоконструкций и бетона, а также производственные площадки Восточно-Сибирского речного пароходства. Средства на работу предлагается заложить в ФЦП «Развитие транспортной системы России», а работ по причалам на южном Байкале - в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма». По данным пресс-службы правительства Бурятии, за счет федеральных средств в размере 150 млн рублей будет реконструирован земснаряд - судно технического флота, предназначенное для проведения дноуглубительных работ.
Кстати, отдельно было принято решение о создании на Байкале специального экологического судна. Работы по нему начнутся уже в нынешнем году. На Байкале сейчас эксплуатируется 2,5 тыс. плавсредств и все отходы сливаются в озеро. Строительство экологического судна позволит минимизировать эти сбросы, поскольку оно начнет перерабатывать как жидкие, так и твердые отходы. В настоящее время на всем озере работает только одно такое очищающее судно. На строительство экологического судна из федерального бюджета потратят около 500 млн рублей. Запустить его планируется к 2019 году. Оно будет находиться в ведении администрации Байкало-Ангарского бассейна (Республика Бурятия).
Кроме того, комплекс мероприятий по развитию пассажирских перевозок в акватории озера Байкал предложило и правительство Бурятии. В частности, для увеличения туристической привлекательности региона власти заявили о необходимости запуска водных маршрутов, связывающих населенные пункты северного и восточного побережья озера с западным побережьем.
«Идея развивать перевозки и пассажирский флот на Байкале логична и давно напрашивается. Тем более у органов государственной власти есть желание рационально использовать вложения, которые уже сделаны в турзону на бурятском берегу Байкала, — говорит эксперт в сфере туризма Галина Солонина. — Сейчас порт в Турке — образец неэффективных вложений: миллиарды бюджетных рублей ушли на строительство отличного, современного и абсолютно невостребованного порта. Он пустует. И теперь там требуется проводить дноуглубительные работы, поскольку образовались подводные мели. Сейчас, видимо, речь идет о том, чтобы повысить привлекательность порта в Турке. Это правильный подход, раз уж деньги все равно вложены».
Галина Солонина убеждена, что туры по Байкалу должны включать оба побережья — и иркутское, и бурятское. «Как показывает практика, это востребовано. Туристов не волнует, где какой субъект Федерации, им нужен Байкал как единый уникальный по разнообразию природный объект, — подчеркнула она. — Не думаю, что речь идет о вытеснении малого флота в пользу крупных компаний-перевозчиков. Напротив, если организованных маршрутов будет больше, что могут себе позволить только крупные компании, «излишки» спроса выплеснутся в малый частный бизнес, который может формировать индивидуальные программы».
«Единственно, жаль, что Иркутская область в этих программах развития представлена только бизнесом, но не властью», — добавила Галина Солонина. Показательно также, отмечают специалисты, что общую статистику посещения озера найти сложно. Иркутская область и Бурятия ведут ее только применительно к своему региону. Тем не менее, по имеющимся данным, в год озеро Байкал посещают 200-300 тыс. туристов.
Иван Коблов







