Более трех лет назад в Твери в самый разгар круизной навигации произошло громкое событие – и в прямом и переносном смысле. Вечером 7 августа частично обрушилась крыша, и перекрытия этажей южной стены здания городского речного вокзала. Но поскольку строение, уже давно находившееся в аварийном состоянии, пустовало, пострадавших в результате инцидента не было.
К месту происшествия прибыли экстренные службы, а затем и представители местной власти. Изменить ничего было нельзя, да и как-то оперативно поправить ситуацию не представляло возможным, поэтому им, а также многим пришедшим на шум горожанам оставалось пока только наблюдать. А самопроизвольные разрушения продолжались. Около полуночи обрушилась вся южная стена полукруглой секции. На несущих колоннах перекрытий второго этажа появились трещины. И в течение следующего дня были отмечены дальнейшие обрушения конструкции ротонды: разрушились внешние стены верхнего зала и его перекрытия.
Тверской речной вокзал, находящийся на стрелке рек Волги и Тверцы, прежде считался одним из архитектурных символов города. Он был построено в 1938 году (архитекторы Е. И. Гаврилова, П. П. Райский, инженер И. М. Тигранов) на месте разрушенного Отроч монастыря XIII века. О чем не говорилось в советское время, а теперь регулярно упоминают, видя в том скрытый сакральный смысл. Вокзал представляет собой, вернее представлял трёхэтажное здание с башней и шпилем, а также симметричными крыльями с арками и балконами, выстроенное, как говорится в путеводителях, в стиле «сталинского неоклассицизма».
Находящийся тут же причал длиной около 400 метров принимал и частично продолжает это делать, экскурсионные, прогулочные и круизные суда. Прежде действовали и регулярные пассажирские линии, связывающие Тверь с городами на Волге от Ржева до Углича. Движение по ним полностью прекратилось в начале 1990-х годов, а в 2000-х вокзал обслуживал только пригородные маршруты на Судимирки и Моркино. Круизные же теплоходы по-прежнему продолжают прибывать в главный город Верхневолжья, были они в нынешнем сезоне, и еще появятся до его завершения.
В то же время, здание самого речного вокзала Твери перед разрушением на протяжении многих лет использовалось далеко не по назначению. В его помещениях расположились склады, торговые и сервисные точки, офисы различных компаний, включая «Центр современной культуры» известного галлериста Марата Гельмана, а одно время даже проводились дискотеки. Капитальной реставрации сооружения за все годы его существования не было ни разу, а несколько небольших косметических ремонта, в первую очередь кровли и водостоков, проведенных в нарушении принятых технологий, только ухудшили общее состояние.
Как результат - внутренние и несущие конструкции в последние десятилетия неуклонно деградировали, объект пришел в аварийное состояние, и его пришлось закрыть. Но и после этого городские и областные власти не спешили начинать ремонт, хотя все без исключения действующие главы региона в своих предвыборных программах обещали восстановить «замечательный памятник советского зодчества».
Вот и на следующий день после обрушения губернатор Тверской области Игорь Руденя публично заявил о том же самом. И даже поручил создать рабочую группу, которая должна была оценить состояние здания, а также взять под контроль проведение первоочередных аварийно-ремонтных работ и научно-технической экспертизы. Он заявил, что «речной вокзал будет восстановлен с сохранением архитектурных форм», для чего к работам будут привлечены столичные эксперты.
Однако в декабре прошлого года губернатор Игорь Руденя уже говорил, что на месте речного вокзала планируется возведение нового здания по «новым технологиям», на строительство которого должны выделить 800 млн рублей. Он также подчеркнул, что параллельно с вокзалом запланированы работы и по восстановлению части Отроч монастыря, некоторые постройки которого располагались на современной территории вокзального комплекса.
При этом губернатор не пояснил, как планируется обойти установленный федеральным законом запрет на снос выявленных объектов культурного наследия народов России, который может потребоваться в случае строительства нового транспортного терминала или же восстановления монастырских сооружений. Но в любом случае, отмечают депутаты Тверской городской Думы, по состоянию на август нынешнего года, спустя ровно три года, местные исполнительные власти так и не приступили к восстановительным работам, ссылаясь на отсутствие средств в областном бюджете и отсутствие инвестора. Тем не менее, строительство речного вокзала по-прежнему стоит в планах региона, правда начать его собираются уже в 2021 году.
Иван Коблов