InfMih G 1217В завершающемся году круизная компания «Инфофлот» произвела определенный фурор на рынке российских речных путешествий. Причина – два четырехпалубных теплохода, прибывших с Днепра, и влившихся в круизный флот компании. Причем, переход одного из судов не обошелся без некоторой шумихи, поднятой в украинских, а потом и наших средствах массовой информации.

Таким образом, в предстоящую навигацию число мест на теплоходах речного оператора возрастет в полтора раза. О том, как было прежде, и как теперь будет строиться круизная работа компании, нам рассказал генеральный директор «Инфофлота» Андрей Михайловский.

 

 

Еще не забыто прошедшее лето…

 

- Андрей Юрьевич, чем памятна прошедшая навигация для «Инфофлота»?

- Если брать ее итоги, то самое для нас главное, что турпоток компании вырос на 15-20%. Это достаточно хороший показатель, хотя в прошлом году этот показатель был еще лучше – 25-40%. Рост в навигацию 2017 года оказался ниже по ряду объективных причин. И главным образом потому, что вновь продолжились турпоездки по некоторым закрытым прежде зарубежным направлениям, повлияли и негативные погодные факторы в начале сезона. Но скажу сразу - в данном случае речь идет не о нашей операторской деятельности, а об «Инфофлоте» - круизном центре продаж федерального уровня, как мы себя позиционируем. В нашей структуре реализации собственный флот занимает не больше 26-28% от общего объема, а почти на три четверти мы продаем, все же, круизы других компаний.

 

- А что можно сказать о позитиве, он в навигацию-2017 имел место?

- Конечно же. Характерной особенностью завершающегося года было одно, я считаю, знаковое обстоятельство: большая часть тех туристов, которые в прошлом году оказались новичками на речных круизах - когда закрылась Турция, упал рубль и взлетели евро с долларом, они пошли на наши теплоходы, скажем так, «вынужденно», теперь вновь пришли к нам, но уже вполне осознанно. По нашим оценкам, вернулось примерно три четверти прошлогодних клиентов из числа новых. В связи с чем, год назад самый большой рост оказался на коротких круизах – люди пробовали незнакомый им прежде вид отдыха. И видимо распробовали, поскольку в нынешнем году они же, согласно нашей статистике, приобретали уже более длительные туры, продолжительностью до 10-12 дней. Рынок, таким образом, получил ту самую «новую кровь», на которую мы в последние годы так надеялись.

 

- Какой при этом прирост клиентов-новичков в вашей компании?

- Думаю, выше среднерыночного - ведь с навигации 2017 года «Инфофлот» открыл еще два новых региональных центра продаж, на этот раз на Урале, точнее, в Перми и Екатеринбурге. Интересен при этом начавшийся «круговорота круизных туристов»: жители этих регионов с удовольствием отправились в речные путешествия из двух столиц и Поволжья, а им навстречу на теплоходах уральских туроператоров, вышедших из Перми, поехали жители европейской части России…

 

InfMih 2 1217- Давайте более подробно остановимся именно на операторской деятельности вашей круизной компании.

- Начну, пожалуй, с того, что второй год эксплуатации нашего первого четырехпалубного лайнера «Дмитрий Фурманов» ясно показал, что он в полной мере принят рынком и туристами. И если в первый год его загрузка сильно скакала, была от 60% и выше, доходя в конце навигации и до ста процентов, то показатели 2017 года оказались гораздо стабильнее и выше. Появились и свои поклонники у этого теплохода, есть и те, кто ездил на нем уже много раз. Что же касается приоритетов в выборе маршрутов, как на Фурманове», так и на других судах, то, отмечу, самым массовым направлением остаются многочисленные круизы выходного дня. За ними идут 5-7 дневные туры – это и «Золотое кольцо» и Москва – Санкт-Петербург. Среди продолжительных столичных круизов к самым массовым относятся елабужское и казанское направления длительностью 10-12 дней. Всегда хорошо грузятся и самые продолжительные речные путешествия до Астрахани, Перми и Ростова-на-Дону. Однако их год от года становится все меньше, вот и в прошедшую навигацию оказалось не более 5-6 рейсов на всю Москву.

 

- Какова динамика роста круизных тарифов в «Инфофлоте»?

- Круизы дорожают, понятно, но очень медленно, в пределах инфляции: каждый год на 7-9%. В то же время не стоит забывать и о сезонных скидках, которые, кстати, предоставляются и сейчас, в это предновогоднее время. Здесь действует прогрессивная схема, позволяющая в период ранних продаж, с июня до октября, выкупать туры, по сути дела, по прошлогодней цене, поскольку действующая скидка в 10% полностью компенсирует намеченный рост цен. При этом мы абсолютно независимы от валютного курса, поскольку работаем, если можно так выразиться», на «российских  комплектующих» - на отечественном потребительском рынке.

 

- Какие-то абсолютные цифры, либо, в крайнем случае, проценты деятельности компании в завершающемся году можете озвучить?

- Абсолютных показателей пока нет – не считали еще, по процентам прикидывали, получилось, что загрузка судов выросла примерно на 8-10%. Лучше грузились осень и весна, хотя на ряде рейсов и оставались свободные места. Что, впрочем, не помешало в этом году выдать более высокие в процентном отношении экономические показатели, чем они были в 2016-м. Что еще важно, на рынке в этот раз не было особых потрясений, ценовых акций, распродаж. Три года стабильна и водная ситуация на Волге.

 

Плюс два четырехпалубных теплохода…

 

InfMih 3 1217- У «Инфофлота» давно не было прироста собственного флота, а в следующем сезоне число судов компании возрастает сразу на два четырехпалубника. Каков, в связи с этим обстоятельством, ваш настрой на предстоящую навигацию?

- Нам приятно, что флот компании пополнился этими мощными судами. В то же время, это подразумевает и большую ответственность, поэтому предварительно мы многое просчитали и продумали, к примеру, на какие маршруты ставить и по каким тарифам продавать «Лунную сонату» и «Лебединое озеро». Отлично понимая при этом, что любые резкие ценовые движения пойдут, скорее всего, нам в минус: поставил высокую цену –можешь ничего вообще не заработать, а с маленькой – рискуешь «утопить» другие продукты. Поэтому мы традиционно ориентируем на стандартную рыночную цену.

 

 

 

- Наверное, особых вопросов у вас тут не возникало: тарифы на новых судах вы наверняка подгоняли к тем, что успешно задействовали на «Фурманове».

- Конечно же, мы равнялись на наш первый четырехдек, ведь если бы наши цены на новых судах оказались ниже чем на «Фурманове», то туристы наверняка ушли бы с него. А таковой задачи, понятно, не стояло. Ориентировались также и на то, что выставляют партнеры, обслуживающие аналогичный флот на аналогичных рынках. Наша стратегия на 2018 год такова: стараемся не назначать новых ценовых планок, а работаем с отдельными сегментами. К примеру, проводим акцию под названием «материнский капитал», предоставляя специальные условия для пассажиров с детьми, помня о том, что именно дети – будущее нашего рынка.

 

- Как строится круизная деятельность новых лайнеров?

- «Лебединое озеро» - 302-й проект, будет попеременно представлен как в Москве, так и в Петербурге, где станет выполнять непродолжительные рейсы, а также регулярно ходить в походы между двумя столицами. Нельзя даже сказать точно на каком рынке этот корабль работает – московском или питерском. Такое решение с нашей стороны вполне осознанное – именно для того, чтобы не вносить резких изменений в речной бизнес. Ни один из этих рынков с приходом «Лебединого озера» не вырастет скачкообразно. В свою очередь, «Лунная соната» уже с конца мая прямо из Нижнего Новгорода отправится в Санкт-Петербург, где будет выполнять непродолжительные рейсы, главным образом маршрута Валаам – Кижи, спрос на которые в Санкт-Петербурге, а в последние годы и в других регионах, достаточно высок. В середине августа судно переходит в Москву, и уже для московской публики отправится в 4-5 также непродолжительных круизных туров.

 

InfMih 4 1217- Число посадочных мест «Инфофлота» в предстоящей навигации возросло значительно. На чем зиждется ваша уверенность, которая, я это вижу, у вас определенно есть, что все места удастся заполнить?

- По нашим подсчетам, круизный объем компании возрос где-то в полтора раза - на 50%. Это, действительно, большая цифра, и, конечно, большой вызов. Основная цель всей системы продаж «Инфофлота» при этом остается прежней - поиск новых туристов, ранее не знакомых с круизами. При этом они есть везде - даже в регионах, которые считаются круизными. Например, самый большой из них - Москва, по итогам 2017 года принес нам 10% рост именно за счет новых потребителей. Рост же на других рынках измеряется в сотнях процентов. Создаваемый на теплоходах продукт тоже влияет на рост продаж. О максимально комфортном расписании я уже сказал. Добавлю, что немаловажным фактором здесь служат и наши непременные обязательства перед туристами: они могут быть уверены, что и на новом флоте их ждет такой же высокий уровень сервиса, который полюбился им на остальных теплоходах нашей компании.

 

- Как сегодня идут продажи на новые суда?

- Вполне равномерно, причем «Лебединое озеро» даже немного опережает «Дмитрия Фурманова». Кстати, отмечу, «Лебединое озеро» - это не только название лайнера, но и некая идея, которую мы стараемся всячески обыгрывать: во внутренних помещениях, названиях кают. В то же время, мы прекрасно понимаем, что это не корабль для балетоманов, а судно с некоей конкретной и весьма интересной тематикой. И что при этом важно – ненавязчивой: никто не собирается с утра до вечера пичкать путешественников балетной темой. Как и на «Лунной сонате». И вновь спешу успокоить любителей речных путешествий: «сплошной музыки» - классической и любой другой, на этом теплоходе не предвидится. Их ждет просто очень красивый круиз – как и то знаменитое произведение Бетховена, имя которого носит этот лайнер. Но для желающих, все же, предусматриваются мастер-классы по обучению игры на музыкальных инструментах.

 

- Насколько два речных теплохода, поступивших в компанию с Украины, оказались готовы к круизной работе?

- Практически в полном объеме, поскольку были почти полностью оборудованы всем необходимым. Для нас лучшей проверкой технической готовности стал их переход через Черное и Азовское моря. Тем не менее, отдельные элементы на борту к предстоящему сезону будут реновированы, но глубоких модернизаций не предвидится. Единственное, на «Лебедином озере» изначально на всей шлюпочной палубе были перепланированы полулюксы. Сейчас на зимней стоянке в затоне Память Парижской Коммуны они доделываются и дооборудуются мебелью и балконом. Буквально в ближайшую неделю начнется отделка помещений.

 

Когда что-то менять – только портить…

 

InfMih 5 1217- Что касается остальных круизных судов кампании, то на них самих и их маршрутах какие-либо заметные изменения ожидаются?

- Принципиальных перемен точно не предвидится. А зачем, ведь все наши теплоходы имеют своего клиента, и что-то менять на них, как говорится, только портить. Перемены есть, но они на таком уровне: в Ростов-на-Дону один год ходил теплоход «Бенуа», а теперь отправится «Некрасов». Или же в прошлом сезоне теплоход «Карл Маркс» пошел до Соловков, а в предстоящую навигацию эта программа на один рейс расширяется. Ну и, наверное, все. Так что, мы во многом решились на расширение флота еще и потому, что прежняя круизная флотилия компании давно нашла своих потребителей, и на ней стало уже несколько тесновато.

 

- «Инфофлот» также активно выступает и в роли агента по продажам туров ряда сторонних круизных судов. Какие тут подвижки ожидаются?

- Генеральное агентирование – это еще одно крупное направление деятельности нашей компании. Если кратко о ее сути: другой туроператор создает продукт на отдельно взятом круизном теплоходе, а мы берем на себя его реализацию. Такая схема взаимодействия развивается в компании уже много лет. В нынешнем же году мы впервые вышла за границы реки: стали генеральным агентом, наверное, самого обсуждаемого морского проекта сезона - круизов по Черному морю на теплоходе «Князь Владимир». А в 2018 году к 6 имеющимся речным судам, в агентскую обойму «Инфофлота» поступят еще два: трехпалубные «Капитан Пушкарев» туристической компании «Волга-Плёс» и «Цезарь» судоходной компании «Цезарь Трэвел». «Пушкарев» будет работать на Волге, выполняя круизы из Ярославля, Нижнего и Казани, а теплоход «Цезарь», в свою очередь, станет ходить по круговой линии Москва - Астрахань продолжительностью 19 суток. С обеими компаниями, кстати, мы работаем и по другим проектам уже несколько лет, и полностью удовлетворены этим сотрудничеством.

 

Подготовил Игорь Горностаев