Речная навигация приближается к окончанию. Для круизных компаний, если сравнивать с неполноценным прошлогодним сезоном, она выдалась достаточно успешной, хотя не обошлось и без малоприятных неожиданностей. Но вначале о хорошем. Серьезную поддержку речникам оказал кешбэк, введенный Ростуризмом, в том числе и на круизные туры. Эпидемиологические послабления и при том все еще закрытые границы тоже способствовали притоку дополнительных туристов на суда, их число явно возросло.
В 2022 году компания «Донинтурфлот» вводит в работу сразу семь круизных теплоходов. Кроме «Максима Литвинова» и «Антона Чехова», с которыми российские туристы успели познакомиться в нынешнюю навигацию, на речные просторы страны выйдут «Принцесса Анабелла», «Иван Бунин», «Пётр Чайковский», «Игорь Стравинский» и «Сергей Дягилев».
Капитаном теплохода «Михаил Кутузов» Константин Баклыков стал в 2005 года. С этого же времени он входит и в штат пермской теплоходной компании «ВолгаWolga», которая владеет этим трехпалубным пассажирским судном проекта 588. Всего же на капитанских должностях Константин Чеславович отработал более 20 лет, и более 45 лет – на судах пассажирского речного флота. Мы попросили заслуженного ветерана рассказать о его теплоходе в нынешней навигации, уже приближающейся к своему завершению.
В Тверской области поменялись сроки открытия нового пассажирского порта в Завидово. Кроме того, в самой Твери собираются восстанавливать речной вокзал, частично разрушившийся несколько лет назад. Обо всем этом губернатор региона Игорь Руденя рассказал президенту России Владимиру Путину.
Круизная компания «Донинтурфлот» в течение почти трех десятилетий обслуживала исключительно иностранных туристов, но в 2021 году для нее многое переменилось. В силу объективных обстоятельств, связанных с пандемией, руководство ростовской компании приняло взвешенное и, пожалуй, единственно верное в сложившейся обстановке решение – выйти на отечественный рынок речных путешествий. Его освоение идет медленно, но, главное, уверенно и стабильно.
Судоходные глубины на Средней Волге продолжают катастрофически сокращаться. И уже к десятым числам августа подойдут к критическим отметкам в самом сложном месте реки – у Городецких шлюзов. Чтобы не прервалось сквозное сообщения на главной водной артерии страны, как это уже не раз было в прежние годы, транспортные власти вводят через них лимитирующий пропуск. Раз в несколько дней будут проводиться попуски – сброс воды из Рыбинского водохранилища, и только в это время грузовые и пассажирские суда смогут проходить городецкий участок. Приоритет при этом отдается пассажирским перевозчикам.
Круизную навигацию-2021 речники ждали с нетерпением и одновременно немного опасались. Конечно же, хотелось реабилитироваться за финансово провальный прошлогодний сезон, и в то же время возникал вопрос: а как все сложится на этот раз? И поначалу действительно казалось, что все необходимые условия для успешной работы налицо – успешный старт, состоявшийся в намеченные сроки, повышенный интерес туристов к речным путешествиям, а потом и непривычно жаркая погода, буквально загоняющая туристов в водные туры. Однако, вопреки ожиданиям и надеждам, красивой круизной страды не случилась. И виной тому, как не странно, вовсе не текущая пандемия.
В России найдется совсем немного речных судов, которые поработали в разных водных бассейнах. И одно из них – четырехпалубный круизный лайнер «Антон Чехов» ростовской компании «Донинтурфлот». Раньше он бороздил воды великой сибирской реки Енисей, а сейчас продолжает круизную вахту в центре нашей страны. Впрочем, этим интересным фактом особенности теплохода далеко не ограничиваются. Более подробно об «Антоне Чехове», в том числе и в навигацию-2021, мы расспросили самого главного человека на судне – его капитана Юрия Колбина.
Продолжается масштабная реконструкция Южного речного вокзала (ЮРВ), стартовавшая перед началом текущей навигации. В то же время, нынешним летом отсюда продолжают отправляться круизные теплоходы на Оку и Волгу. О предстоящей модернизации второго речного вокзала столицы ранее на свой странице в социальной сети «ВКонтакте» сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
В нынешнем году ростовская круизная компания «Донинтурфлот» перешла на новый для нее потребительский рынок – российский. До этого речной оператор около 30 лет обслуживал только туристов из-за рубежа. Правда, отмечают в компании, иногда на борту находились и наши соотечественники, но обычно их было немного, не более 15-20 человек. Поэтому очень многое к текущему сезону пришлось осваивать практически заново, хотя и на базе богатого опыта предыдущих десятилетий.
Крупнейшая в Перми круизная компания «ВолгаWolga» известна далеко за пределами своего «домашнего» Пермского края. Среди ее клиентов почти половину в настоящее время составляют туристы из близлежащих регионов, а вторую половину - жители Поволжья. Но в последние годы на теплоходы речного оператора прибывает все больше москвичей и жителей северной столицы. Флот компании на сегодня включает три судна: четырехпалубный лайнер «Владимир Маяковский», а также два трехпалубника – «Михаил Кутузов» и «Павел Бажов». Соучредителями «ВолгаWolga» выступают Вадим Яхнин и Леонид Маркин. С ними беседует корреспондент портала «Круиз-Инфо».
В нынешнем сезоне на российском рынке речных круизов начала работать крупная ростовская компания «Донинтурфлот», которая прежде обслуживала только иностранных туристов. Этот круизный оператор, в ведении которого находятся флот из 11 комфортабельных пассажирских судов, представил россиянам два четырехпалубных теплохода. Сегодня мы познакомимся с одним их них – «Антоном Чеховым».
Проект капитального ремонта причалов Речного вокзала, проводимого в рамках празднования в 2023 году 300-летия Перми, передан в госэкспертизу, сообщило министерство транспорта Пермского края. Ожидается, что итоги станут известны уже в мае. После чего будет объявлен аукцион на проведение строительно-монтажных работ. По предварительной оценке, стоимость проекта ориентировочно составит 0,5 млрд рублей. Более точная сумма будет определена после завершения госэкспертизы, отмечают в краевом правительстве.
Навигация-2021 на речном круизном рынке России началась в традиционные сроки. В отличие от ковидного прошлого года. Тем не менее, полноценной ее назвать нельзя. Точнее, не могут этого сделать круизные компании, обслуживавшие прежде зарубежных туристов, поскольку те, подчиняясь сложной эпидемиологической обстановке в мире, вернее, в Европе, второй год подряд отсутствуют. А раз так, то судовладельцы переориентировали заметную часть своих «иностранных» теплоходов в «чисто российские». Это касается, прежде всего, двух ведущих круизных компаний – «ВодоходЪ» и «Мостурфлот».
Последние годы старт так называемой Большой, или же круизной навигации - по рекам, озерам и каналам страны давался на историческом Северном речном вокзале столицы (СРВ). Организаторами этих всероссийского масштаба мероприятий, проходивших достаточно торжественно и зрелищно, выступало профессиональное объединение ведущих участников российского круизного рынка «Речной Альянс». Проводилось оно в предпраздничный день 30 апреля, когда в первые круизы сезона отправлялись многие теплоходы разных операторов. В прошлом году открытия круизной навигации, как и самой навигации, в конце апреля, понятно почему, не было. Не состоялось традиционное торжество и в нынешнем году, но по другой причине.
Итак, круизная навигация 2021 года в России стартовала! Самое, пожалуй, значимое событие для речников и моряков всех времен и народов, свершилось вчера, 18 апреля. И произошло оно, естественно, на юге страны, в этот раз в Волгограде. В первое, причем, достаточно раннее речное путешествие сезона отправился четырехпалубный лайнер «Александр Суворов» (проект 92-016) судоходно-круизной компании «ВодоходЪ». Его круговой 6-дневный маршрут включает поход до Ростова-на-Дону и обратно с заходами в прибрежные казачьи станицы.
До недавнего времени круизная компания «Донинтурфлот», работая под брендом «Ортодокс», была ориентирована исключительно на зарубежный рынок. Почти за 30 лет успешной работы услугами оператора воспользовались порядка 900 тыс. человек из 18 стран мира. Однако еще в прошлом году «Донинтурфлот» объявил о выходе и на российский рынок речных круизов и в предстоящем сезоне готов предложить соотечественникам высококомфортабельные теплоходы-пансионаты премиум-класса.
В конце прошлой недели в Москве прошла очередная международная выставка по туризму «Интурмаркет». Она проводилась в выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне. И вновь достаточно крупное для России туристическое мероприятие ведущие операторы круизного бизнеса, за исключением ростовской компании «Донинтурфлот», по сути, проигнорировали.
В следующем году отечественная судоходная компания «Донинтурфлот» отметит свой юбилей – 30-летие работы в круизной индустрии России. Но и нынешний год для речного оператора тоже крайне важный, поскольку в предстоящую навигацию он впервые выходит на российский рынок речных круизов. Исторически сложилось так, что прежде компания обслуживала, причем достаточно успешно, иностранных путешественников, а потому хорошо известна за рубежом, но мало знакома нашим согражданам.
Сегодня в столичном МВЦ «Крокус Экспо» завершается Международная туристическая выставка MITT-2021, которая проводится с 16 по 18 марта. MITT – крупнейший форум индустрии туризма в нашей стране и пятый в мире, ежегодно, с 1993 года, проходил в Москве, но в прошлом году впервые не состоялся из-за пандемии. Поэтому главным итогом нынешнего мероприятия многие специалисты называют сам факт его проведения. Других заметных успехов у 27-ого по счету MITT, похоже, не имеется.