NordPolus m 0118Программа круизов на атомных ледоколах ФГУП «Атомфлот» из Мурманска на Северный полюс будет продлена. Об этом сообщила министр развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Ольга Кузнецова. Эти морские туры, по ее словам, продолжатся до 2019 года. Более того, рассматривается вопрос о их продлении до 2035 года.

Напомним, массовые круизы на Северный полюс «Атомфлот» начал выполнять в 1990 году. В то время этот вид деятельности стал одной из возможностей загрузки мощностей атомного ледокольного флота. Туристические рейсы осуществлялись на атомоходах «Россия», «Советский Союз» и «Ямал». Но после ввода в эксплуатацию в 2007 году атомного ледокола «50 лет Победы» походы совершаются только на его борту. Атомоход «50 лет Победы» - самое крупное в мире ледокольное судно. Его длина составляет 159 м, ширина - 30 м, полное водоизмещение - 25 тыс. тонн, скорость хода - 18 узлов. Максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол - 2,8 м. Команда судна насчитывает 138 человек.

В настоящее время программа круизных походов на атомном ледоколе остается стабильной: в 2016 и 2017 годах на «макушку планеты» из Мурманска отправлялось по пять рейсов. Судно ежегодно используется для организации круизных рейсов в Арктику. Его фрахтователями выступают компании Quark Expedition, Poseidon Arctic Voyages и Zegrahm Expeditions. Согласно информации, размещенной на сайте одного из операторов, занимающихся организацией туров в Арктику, стоимость «ледокольного круиза» составляет от 1,6 млн рублей.

 

На пути к вершине планеты

 NordPolus 2 0118

Туристическая группа, отправляющаяся на Северный полюс, состоит из 100 - 120 человек. Специальных помещений для туристов на ледоколе нет, поэтому на время круиза члены экипажа отдают свои просторные и комфортабельные каюты гостям, а сами перемещаются на палубы ниже. Такое уплотнение не вызывает особых трудностей, потому что масштабы ледокольного судна «50 лет Победы» довольно значительные. Чтобы добраться, к примеру, до капитанского мостика, нужно преодолеть пять палуб вверх, с учетом того что нижняя часть судна составляет еще четыре этажа.

Путешествие от Мурманска до Северного полюса длится около 11 суток. По достижении места назначения туристы, сходят на лед. Самые отчаянные из них окунаются в полынью Северного Ледовитого океана. Кроме того, в программу входят экскурсии и прогулки на островах архипелага Земля Франца-Иосифа. При этом абсолютно на всех путешественников производит впечатление само прохождение ледокола через льды. «Передать это ощущение невозможно, - делится капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов. - Один из туристов сравнил его с сильной турбулентностью в самолете. В какой-то степени он прав».

Но все-таки самое большое удовольствие пассажиры получают от возможности увидеть с близкого расстояния китов, моржей, множество разнообразных птиц и, конечно, белых медведей. Обычно к борту судна сбегаются несколько любопытных косолапых обитателей Арктики, их численность порой доходит до трех десятков. Причем, по наблюдениям моряков, приходят одни и те же мишки, за что непременно получают угощение от щедрых туристов. «Обычно мы используем ранее проложенный нами же путь, а такие каналы являются ориентиром для медведей, потому что зимой - это источник воды, где также могут плавать тюлени и нерпы, на которых медведи охотятся», - рассказывает Дмитрий Лобусов.

«В советские времена на ледоколах всегда был вертолет, так как он необходим для проведения тактической разведки, - объясняет капитан. – Сегодня же вертолет на ледоколе - слишком дорогое удовольствие. К тому же, благодаря новым технологиям мы пользуемся космической навигацией». Но в любом случае, винтокрылую машину берут на борт всегда, когда отправляются в экспедиционные рейсы с учеными или с туристами. Кстати, для туристов вертолет – единственная возможность попасть на острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Причалов, как и прочей инфраструктуры, там нет.

Также, чтобы угодить путешественникам, иной раз приходится даже рисковать и подводить судно поближе к айсбергам. В результате из недавнего круиза «50 лет Победы» вернулся с существенной вмятиной на борту, которую он заработал после неудачного подхода к ледяной глыбе.

Добавим, возможность побывать на «макушке планеты» стоит далеко не дешево. Тем не менее, уже сейчас почти все билеты на сезон 2018 года распроданы. Основная масса туристов - иностранцы. И если изначально практически весь туристический пул составляли европейцы и американцы, то в последнее время появились путешественники из азиатских стран, в первую очередь китайцы.

 

 

Не только Северный полюс

NordPolus 3 0118

Развивать арктический туризм российские власти намерены и дальше, и в этом определенную помощь им окажет соответствующая Федеральная целевая программа (ФЦП). Объемы ее финансирования пока не называются, известно только, что планируется привлечь деньги не только государства, но и бизнеса. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергея Кривоносова, сейчас ведется работа по обсуждению новой ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» с 2019 года, которая предполагает развитие круизных водных туристических направлений внутри страны, в том числе и экспедиции в Русскую Арктику.

По итогам прошлогоднего сезона отмечено увеличение спроса на это направление. Так, по информации руководства национального парка «Русская Арктика», в прошлом году российскую часть Арктики посетили 1142 человека, что на 20% больше, чем годом ранее. Специалисты связывают возросший интерес к этому экзотическому направлению с появлением новых маршрутов, которые предлагают туроператоры. А также уменьшением стоимости ряда круизных предложений.

К тому же, посетить Арктику сегодня можно не только по пути на Северный полюс, но и в рамках круиза по Северному морскому пути, отмечает директор парка «Русская Арктика» Александр Кирилов. По его словам, с 2015 года в тестовом режиме на острове Земля Александры действует пункт пропуска через границу на участке морского порта Архангельск. Пока он принимает только одно судно компании Poseidon Expeditions - это три рейса в течение лета по маршруту Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Шпицберген. До островов путешественникам приходится добираться на специальных надувных лодках «Зодиаках», которые можно использовать во льдах.

Такие туры позволяют познакомиться с Арктикой более подробно, в течение недели. А благодаря упрощению логистики – судну не требуется заход в Мурманск, они стоят дешевле. В отличие от ледокольных круизов, основной контингент пассажиров в этих турах составляют европейцы. С другой стороны, из россиян, желающих попасть на Шпицберген, наберется не более 5-6% туристов от их общего числа. Причина опять же в высокой стоимости.

 

Подготовил Иван Коблов