Mihaylovckiy m 717Вопрос этот уже стал традиционным. Но проблема заключается в том, что на него дается множество разнонаправленных ответов. Причем, как со стороны людей далеких от тематики речных путешествий, так и со стороны представителей круизного бизнеса. Из-за чего возникают серьезные сложности в их возможной реализации. Попытаемся проанализировать наиболее распространенные мнения и пожелания. 

 

Чаще всего приходится слышать, что речным круизам необходим, в первую очередь, новый флот. Нужны новые причалы, считают другие. Не раз приходилось слышать также, что развитию круизной деятельности на реках страны мешают… сами туроператоры. Они, будто бы, заламывают неимоверные цены, сами уже «озолотились», а многим людям водные путешествия оказываются просто не по карману. Со своей стороны, глядя на состояние отрасли, что называется, изнутри, хочу отметить, что перечисленное далеко не самое актуальное на сегодня, а последнее утверждение и вовсе не соответствует действительности.

Конечно же, вряд ли кто, и туристы и операторы, будет отрицать преимущества новых современных круизных причалов или отказываться от дополнительных мест стоянок на маршруте. С другой стороны, и действующий круизный флот в подавляющем большинстве своем вполне удобен и комфортабелен. Так, у компаний «Речного Альянса» насчитывается в общей сложности около 50 теплоходов, и все они по этим показателям ничем не отличаются, а в чем-то и превосходят круизные суда курсирующие по рекам Европы. У речников есть такая фраза, что не бывает старого флота, есть негодный флот. Все наши теплоходы вполне годные – с нашими контрольными органами по-другому просто и быть не может. 

При этом, как известно, сейчас в России строятся два новых речных лайнера. Их стоимость тоже известна – она далеко не маленькая. Со своей стороны, как представитель компании «Инфофлот», обслуживающей сугубо российских туристов, хочу сказать, что мы вряд ли смогли бы наладить успешный бизнес на этих судах. По вполне очевидной причине высокой стоимости получающегося на выходе круизного продукта. По силам это лишь операторам, работающим в узком сегменте зарубежного рынка и с круизами класса «премиум». Так что, даже появление нового флота при тех благоприятных возможностях, которые сейчас имеются, не решает наболевших проблем круизной отрасли, поскольку речь не идет о массовых речных путешествиях для россиян.

Mihaylovckiy 2b 717Что же касается новых стоянок и причальных стенок, то сейчас идет процесс их возрождения или нового строительства. Одновременно регулярно разнообразятся и дополняются экскурсионные программы в прежних местах заходов теплоходов. К примеру, в Ярославле, Нижнем Новгороде, Самаре и других городах. Что, кстати, вносит заметную новизну в предлагаемые компаниями круизные туры. Открытие же причалов в новых или утраченных прежде местах тоже придает дополнительный импульс речной поездке. Однако новые остановки на маршруте не делают круизы более популярными и востребованными.

Многое можно сказать и о круизных операторах, якобы «обирающих» своих клиентов. Но достаточно, думаю, лишь посмотреть показатели рентабельности нашей работы, чтобы снять подобного рода обвинения. Или же напомнить, что круизная навигация длится, в лучшем случае, 5 месяцев, из которых лишь 3, а то и 2 месяца считаются высоким сезоном. Все остальное время – подготовка к основной работе.

Именно поэтому участники «Речного Альянса», и не только они, разделяют другое мнение: основная проблема внутрироссийских круизов в настоящее время – малая информированность о них потенциальных потребителей. То же самое относится и к профессионалам турбизнеса, поскольку среди турагентств это направление, что не секрет, далеко не особо популярно. Причем, мало известно о речных круизах нашей страны вовсе не потому, что это новый вид отдыха, недавно появившийся. Наоборот, это давно сформировавшаяся самостоятельная отрасль туризма с достаточно высокими стандартами обслуживания, у которой есть свой потребитель – сотни тысяч человек ежегодно.

В то же время, остальная часть российского населения, как это ни прискорбно, имеет самое смутное представление о путешествиях по рекам, каналам и озерам. Очень многие, к примеру, считают, что если они плывут на чем бы то ни было по реке, то это и есть круиз. И относят к тому и часовую прогулку по Москве-реке либо поход на яхте, а то и сплав по горным рекам. На самом же деле современный круизный тур представляет собой комплекс услуг, включающий размещение, питание, экскурсионное обслуживание, развлекательную программу, и проводится он минимум с одной ночевкой на борту специализированного круизного судна. Но об этих очевидных для нас вещах многие наши соотечественники просто не знают.

Mihaylovckiy 3 717Единственный выход из такой неблагоприятной для нас ситуации – информировать людей. И пойти в данном случае по трем важным направлениям. Во-первых, требуется объединение усилий участников рынка, всех заинтересованных в разрешении этой проблемы. Именно эта задача – продвижение круизного продукта, вопреки расхожим мнениям тех, кто пытается уличить нас в некоем «финансовом сговоре», и стоит перед «Речным Альянсом». И у нас здесь есть определенные успехи. С момента создания профессионального объединения мы начали совместно организовывать красочные мероприятия по открытию круизной навигации в Москве, на Северном речном вокзале. Что стало событием не только отраслевого или столичного, но и федерального уровня, достаточно привлекательным для прессы и телеканалов.

Кроме того, в круизном информировании требуется определенная поддержка государства. «Речной Альянс» в этом вопросе активно взаимодействует, в частности, с Ростуризмом, который оказывает помощь в продвижении водного отдыха. И нам очень хотелось бы, чтобы круизы по рекам России стали одним из туристических брендов нашей страны. Хотя бы даже потому, что это самый комфортный способ увидеть ее изнутри. О чем хорошо знают иностранные туроператоры и совсем неизвестно многим россиянам.

Кроме того, требуется постоянное освещение, и даже регулярное напоминание о себе со стороны круизных операторов о представляемом ими продукте. Для чего необходимо проводить пресс-туры, а также самые различные мероприятия на борту круизных судов. Конечно, многое, что в наших силах и возможностях, мы делаем, но опыт показывает, что этого явно недостаточно. Вот и в этом вопросе хотелось бы тоже иметь дополнительную поддержку на федеральном уровне.

И еще одна из свежих идей: о круизах мало только знать, их надо «попробовать». В связи с чем компания «Инфофлот» периодически выделяет определенную квоту мест по специальным, достаточно привлекательным тарифам на своих теплоходах под программу, называемую «тест-круизы». Эти поездки предназначены для людей, которые никогда прежде не ходили на речных судах. Мы, в свою очередь, готовы оплачивать часть их круизного отдыха, в надежде на то, что в дальнейшем они станут нашими постоянными клиентами и верными поклонниками речных путешествий.

 

Андрей Михайловский,

генеральный директор компании «Инфофлот Москва»

Mihaylovckiy 4 717

Mihaylovckiy 5 717