InoCruises 1020За необходимость расширения безвизового режима для туристов морских круизов, пребывающих в российские порты, и введение безвиза для иностранных пассажиров речных круизов на территории России выступают многие представители отрасли водных путешествий. По их мнению, круизный туризм до последнего времени являлся наиболее динамично развивающейся составляющей современной туриндустрии и наверняка сохранит свои позиции после завершения пандемии. Ведь по оценке специалистов, на круизы приходится наибольшее количество клиентов, повторно выбирающих этот вид отдыха.

До нынешнего года объем перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям страны составлял порядка 400 тыс. человек в год, среднее время пребывания туристов в круизе было 5-7 дней и в ряде случаев доходило до двух недель. Для речных путешествий использовали более 100 больших судов, средний возраст которых, правда, составляет около 40 лет.

Также можно отметить невысокий уровень береговой причальной инфраструктуры на наших реках, в первую очередь в удалении от крупных круизных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Пермь. Нуждается в дальнейшем расширении и существующая маршрутная сеть: внутренние водные пути страны проходят по территории 60 субъектов федерации, и далеко не все они используются для организации речных путешествий.

Кроме того, важнейшим фактором для серьезного увеличения спроса могло бы стать введение безвизового режима для иностранцев, отправляющихся в страну в качестве пассажиров речных круизных судов. Причем, срок их свободного нахождения на российской территории необходимо сделать не менее 15 суток. При этом для круизных пассажиров из-за рубежа в обязательном порядке надо указать строго определенные пункты посещения и определенное количество туристских программ. Они должны соответствовать принятым графикам движения судов, а также утвержденному плану и местонахождению для каждого пребывающего туриста. Пределами судна ограничиваются и ночевки зарубежных пассажиров. Перемещения туристов в пределах организованной группы на автобусе с момента их приземления в аэропорту и до вылета контролируется судоходными и туроператорскими компаниями. Причем соотношение их персонала к пассажирам один к двум позволит осуществлять достаточно эффективный контроль. Личные данные туристов систематизируются и могут быть представлены для проверки заблаговременно, задолго до прибытия путешественников в Россию.

Введение такой системы пребывания на территории РФ для пассажиров речных круизов, по мнению представителей некоммерческой организации «Союз национальных и международных туристских информационных организаций» (Союз Visit Russia), может увеличить круизный спрос на 30-40%. А при среднем чеке в 100 тыс. рублей за круизную поездку на одного иностранного туриста дополнительный финансовый приток в российский бюджет составит до 200 млрд. рублей ежегодно. Такая сумма вполне сопоставима с затратами на строительство трех новых 250-300-местных круизных теплоходов, отмечает директор Союза Visit Russia Александр Горохов, или полной реновации 8-10 существующих судов. Что, конечно же, даст значительный импульс развития круизной отрасли.

Что касается морских круизов, представленных в российских портах, то для их дальнейшего развития и популяризации на зарубежных рынках специалисты предлагают ввести ряд изменений. И главное, предусмотреть безвизовый режим продолжительностью тоже до 15 суток для пассажиров круизных судов, прибывающих на территорию нашей страны воздушным транспортом. Сейчас в России для круизных туристов из-за рубежа установлен безвизовый период 72 часа, но это касается только тех, кто пребыл на борту парома или круизного лайнера. Новое правило позволит зарубежным гостям начинать и заканчивать морские путешествия в Российской Федерации, а не только делать здесь остановку. Что также заметно повысит привлекательность страны и ее круизной отрасли, привлечет в отечественные порты дополнительные маршруты ведущих операторов морских путешествий, а также увеличит интерес зарубежной публики ко всей индустрии отдыха в России.

Интересно, что в середине октября глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила следующие цифры, касающиеся приемного туризма. По предварительным данным ущерб российской туристической отрасли от отсутствия иностранных туристов в текущем году составит 600 млрд рублей. По ее словам, год назад экспорт туристических услуг достиг почти $11 млрд. При этом ежегодный оборот средств от внутреннего и въездного туризма составляет 3,7 трлн рублей.

 

Иван Коблов