В октябре прошлого года Госдума приняла ряд ключевых изменений в законодательстве, гарантирующих безвизовое нахождение на территории Российской Федерации пассажиров морских паромов, пребывающих в российские порты сроком до 72 часов. Вводимая либерализация визового режима, отмечается в документах правительства РФ, направлена, прежде всего, на поддерживание и развитие организованного туризма. После чего эксперты начали прогнозировать, что в самое ближайшее время стоит ожидать активного развития паромного сообщения между Россией и соседними странами.

И вот в начале февраля стало известно, что на 1 апреля нынешнего года намечен старт возобновленной паромной линии между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Рейсы будет выполнять построенный в Финляндии паром Princess Maria, вмещающий 1638 пассажиров. На его борту имеется более 600 кают разных классов и ценовых категорий, автомобильная палуба рассчитана на перевозку 395 машин. Сейчас судно проходит реновацию, которая позволит обеспечить пассажирам высокий комфорт и повышенную безопасности во время плавания. Оператором открывающегося маршрута выступает финская компания St. Peter Line, взявшая этот лайнер в бербоут-чартер у ведущего паромного судовладельца Дании DFDS.
Заявлено о выполнении 3 ночных рейсов в неделю между Петербургом и столицей Финляндии, со среды по воскресенье. Кроме того, с понедельника на вторник и со вторника на среду паром будет отправляться и возвращаться обратно в Питер, без заходов в другие порты. Не секрет, что поход в межтерриториальные воды даст возможность его организаторам привлечь на борт поклонников казино, работа которых теперь, как известно, запрещена в границах Российской Федерации. В операторской компании отмечают, что в графике движения судна еще могут появиться изменения. Минимальная стоимость финско-российской паромной поездки составляет 30 евро за одно место в каюте. Наиболее комфортабельная каюта класса «Де Люкс» стоит 700 евро.
Еще в конце февраля оставалось неясным, где именно в Петербурге будет швартоваться паром. Если в новом пассажирском порту «Морской фасад», то здесь пока еще отсутствует пункт пропуска автомобилей на паромные суда и вряд ли он будет оборудован в предстоящем сезоне. Можно, конечно, отправиться на старый Морской вокзал, но его инфраструктура на сегодня серьезно устарела. Специалисты считают, что выбор будет сделан в пользу «Морского фасада», поскольку перевозка автотранспорта на этой линии для подавляющего большинства пассажиров не особо актуальна, а значит, вряд ли станет ощутимой статьей дохода и для операторской компании.
Для многих специалистов было определенной неожиданностью, что после появления долгожданного закона о безвизовом пребывании пассажиров паромов на российской территории, организацию международной линии взяли на себя не ведущие паромные операторы морского бассейна, а небольшая компания. Но этому факту есть и свои объяснения. Поставить суда на питерскую трассу реально могли бы крупнейшие на Балтике судовладельцы – TallinkSilja и Viking Line. Однако последний не имеет сейчас свободных паромов, да к тому же известен своим консерватизмом в делах. Что касается TallinkSilja, то на сегодня компания пребывает в весьма тяжелом финансовом состоянии - объем ее долга оценивается в $1 млрд, поэтому брать на себя дополнительные риски она вряд ли готова.
В свою очередь, компания St. Peter Line, отмечают эксперты, имеющая устойчивые связи в морской и городской администрациях Санкт-Петербурга, может заметно сократить расходы, в первую очередь, за счет оптимизации достаточно высоких портовых сборов, взимаемых в Северной столице. Конечно же, руководство компании возлагает надежды на повышенный интерес к своему продукту со стороны граждан Финляндии и других стран Европы. Но не стоит забывать и о состоятельных россиянах, в том числе и тех, кто отправится в морские туры специально для времяпрепровождения в казино. Впрочем, компания открыта и для сотрудничества с представителями турбизнеса.
Игорь Горностаев