В минувшем 2022 году, по предварительной оценке Росморречфлот, в секторе пассажирских перевозок, по сравнению с предыдущим годом, показатель их объема возрос на 5,3%, составив 9,06 млн. человек. Причем, круизные перевозки возросли на 36%. Это связано, в первую очередь, с применением туристического кэшбека, что позволило увеличить загрузку круизных судов. Так же отмечен рост числа пассажиров на экскурсионных и прогулочных маршрутах на 33,6%. Положительная динамика связана также с введенными санкциями для выездного туризма и благоприятными метеорологическими условиями прошедшего сезона, которые позволили привлечь отдыхающих на речные путешествия различной продолжительности.
Навигация на Байкале закрылась 25 декабря прошлого года, поскольку на озере начал становиться устойчивый лед. Об этом сообщила пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области. Вновь навигационное движение по величайшему пресноводному озеру-морю откроется лишь после 15 мая. Прекращается работа паромов между материком и островом Ольхон - единственным населенным островом на Байкале. До установления прочного льда и открытия ледовой переправы здесь начали курсировать суда на воздушной подушке (СВП). Ледовая дорога обычно начинает работу в феврале. Напомним, в Иркутской области навигация на реках завершилась 10 октября, на водохранилищах — 1 ноября, а на реке Ангаре — 1 декабря.
Круизный центр «Инфофлот» на текущей неделе завершил проведение Всероссийского фестиваля круизов, который проходил под девизом «Все могут корабли: новое, необычное, лучшее в 2023 году». География мероприятия, стартовавшего 31 октября, была достаточно широкой, и захватила 18 городов России. Начавшись в Перми, форум последовательно побывал в Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Челябинске, Омске, Новосибирске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Сочи, Краснодаре, Симферополе, Ставрополе и Воронеже. В Москве он прошел 6 декабря в отель Метрополь и 8 декабря завершился в Санкт-Петербурге в Olympic Garden.
Завершившаяся пассажирская и круизная навигация 2022 года на реках, каналах и озерах страны, по мнению экспертов, стала во многом рекордной в современной России по своим основным показателям. Рост круизного потока в прошедшем сезон составил, по предварительным данным, 25-30% по сравнению с предшествующим годом. Общее количество речных туристов приблизилось к допандемийным показателям. Значительно возросли и объемы водных перевозок пассажиров во всех внутренних российских бассейнах.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об одобрении проекта соглашения между Россией и Белоруссией о судоходстве по внутренним водным путям. Документ на прошлой неделе опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. «Суда под флагом государства стороны могут осуществлять судоходство: между портами, расположенными на внутренних водных путях государств одной стороны, и портами, расположенными на внутренних водных путях другой стороны; из портов, расположенных на внутренних водных путях государства другой стороны, в порты третьих стран и в обратном направлении», - говорится в проекте. Мишустин поручил Минтрансу провести переговоры с представителями Белоруссии, и по достижении договоренности подписать подготовленное соглашение.
До 1 апреля 2023 года в целях развития круизного туризма правительству РФ необходимо рассмотреть вопросы и представить предложения по обновлению круизного и прогулочного флота страны. Соответствующий пункт имеется в перечне поручений президента России. Сам документ подготовлен по итогам заседания президиума Государственного совета РФ, состоявшегося 6 сентября нынешнего года, и опубликован на официальном сайте Кремля.
В следующем круизном сезоне операторская компания «Донинтурфлот», базирующаяся в Ростове-на-Дону, выводит на водные просторы страны десять круизных лайнеров. В нынешнюю навигацию речные туры выполняли пять теплоходов компании – трехпалубная «Принцесса Анабелла» проект 463-П, четырехпалубные «Иван Бунин», «Волга Стар», «Максим Литвинов» проект 302, а также четырехдек «Антон Чехов» проекта Q-056. В 2023 году к ним присоединятся «Александра» (бывший «Т.Г. Шевченко»), «Генерал Лавриненков», «Игорь Стравинский», «Сергей Дягилев» проекта 302, а также «Тихий Дон» 301-ого проекта.
Приближается середина октября и все меньше и меньше круизных теплоходов на российских реках. Не так много осталось и круизных компаний, продолжающих участие в проведении водных путешествий. Тем не менее, навигация всё еще продолжается, пусть и в более узком составе. На нынешней неделе ряд пассажирских судов и круизных операторов завершают свою сезонную работу. Так, 10 октября в заключительные 4-7 дневные круизы вышли теплоходы «Михаил Танич» компании «Белый лебедь», «Маленький принц» компании «Созвездие», а также «Александр Грин» и «Иван Бунин» соответственно «Мостурфлота» и «Донинтурфлота». Две последних операторских компании этими рейсами – «Грин» недельным из Москвы по Волге, а «Бунин» из Ростова по Дону – закрывают свою навигацию, теперь их суда выйдут на речные просторы лишь в апреле следующего года.
Все меньше становится не только теплых, но и просто солнечных денёчков. Казалось бы, еще совсем недавно, месяц назад, все мы не знали куда деться от небывалой жары, и вот уже с тоской вспоминаем прошедшее лето. В нынешнем году оно, как будто по команде, ушло от нас ровно с приходом первого дня осени. Недолго порадовавшись долгожданному похолоданию, отдельные любители путешествий буквально тут же кинулись в погоню за ускользающим высоким сезоном. Обратив свое внимание, в том числе, и на речные лайнеры, взявшие курс на южные направления. Ну а самый что ни на есть южный, а значит и наиболее теплый город на речных круизах нашей страны, конечно же, Астрахань.
Пассажирский теплоход «Лев Толстой» вчера, в субботу 24 сентября, зашел в новый речной порт «Завидово», находящийся в Конаковском районе Тверской области. Это событие, почему-то достаточно скупо освещенное в региональной, а тем более федеральной прессе, очень важное, даже знаковое – и не только для отечественного круизного бизнеса, но и для всей речной транспортной отрасли России.
В селе Смеловка Энгельсовского района Саратовской области намечено строительство причала для речных круизных теплоходов. Его проектно-сметная документация была разработана еще в 2020 году. Основные работы должны начаться в 2023 году. Швартоваться в дальнейшем здесь смогут все действующие пассажирские теплоходы. Предполагается, что помимо причальной стенки в Смеловке появится и стоянка маломерных судов, на которой можно будет разместить до 30 моторных лодок катеров и яхт.
Отправление в речной рейс первого круизного теплохода по маршруту «Великий Волжский путь» пройдет уже в нынешнем месяце. Маршрут протяженностью свыше 2,5 тыс. км включает в себя 12 городов захода в девяти регионах страны. «На Волге всегда было большое количество круизов, но круизов под брендом «Великий Волжский путь» до сегодняшнего дня не существовало. Круиз пройдет по самым интересным точкам, входящим в «Великий Волжский путь», - сообщил председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов. «Наша задача создать для людей новые маршруты. «Великий Волжский путь» – это то предложение, которое должно получить не меньшую известность и популярность, чем «Золотое кольцо», — подчеркнул он.
Высокий сезон круизной навигации 2022 года подошел к завершению. И хотя теплоходные путешествия по рекам России продолжаются, их интенсивность с начала сентября постепенно снижается. Круизные компании, в свою очередь, начинают подводить промежуточные итоги работы. И одним из ее важнейших показателей является ход реализации туров и, соответственно, загрузка судов на представленных оператором направлениях. О том, как с этой непростой для судовладельцев задачей справилась компания «Донинтурфлот» нам рассказал руководитель её отдела продаж Александр Шкарупин.
С 11 сентября через печально известные Городецкие шлюзы на Волге проход судов, имеющих осадку более 2,4 метра, осуществляться не будет. Об этом сообщается в информационном письме заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Константина Анисимова, 18 августа разосланного в судоходные компании. Причиной такого решения вновь стало обмеление реки, что связано с отсутствием притока воды в волжские водохранилища.
Камско-Волжская теплоходная компания «ВолгаWolga» приобрела в собственность двухпалубный пассажирский теплоход «Борис Полевой» проекта 305. Кроме того, в ведении оператора находятся еще 4 круизных теплохода: четырехпалубный речной лайнер «Владимир Маяковский», в настоящее время крупнейший на Каме, три трехпалубных пассажирских судна - «Михаил Кутузов», «Павел Бажов» и «Юрий Никулин», появившийся, кстати, в прошлом году. Компания базируется в Перми, а с недавнего времени и частично в Казани.
В нынешнюю навигацию на российском рынке речных круизов состоялся дебют так называемого «бутикового теплохода» «Принцесса Анабелла», принадлежащего компании «Донинтурфлот». До пандемии судно было представлено на зарубежном рынке путешествий, и перевозило исключительно иностранных туристов.
Количество заходов пассажирских теплоходов на остров Валаам еще в доковидный период неизменно падало. Во многом потому, что многие круизные компании делали ставку на иностранных туристов, которым эта православная святыня абсолютно не интересна. Но в последние два года суда с путешественниками из-за рубежа на Валаамский архипелаг не заходили, нет их и в нынешнюю навигацию. В связи с введенными в пандемию ограничениями и отменами въездного туризма, многие судоходные операторы переориентировали свой флот, ранее обслуживающий только иностранцев, на работу с российскими пассажирами.
С 1 июля на всем протяжении реки Волхов до города Великий Новгород (224 км), после продолжительного перерыва - с 1997 года, в навигацию-2022 года установлена освещаемая обстановка с гарантированными габаритами. Таким образом, сообщает пресс-служба Росморречфлота, этом внутренний водный путь из третьей категории переведен в первую.По информации ведомства, сделано это в целях развития круизно-туристических маршрутов. Пассажирские теплоходы от захода до восхода солнца теперь имеют возможность осуществлять движение с Ладожского озера до Великого Новгорода по расписанию, с июля по август.
На борту четырехпалубного теплохода «Константин Коротков» 1 июля состоялся совместный пресс-брифинг круизной компании «ВодоходЪ» и АНО «Россия – страна возможностей». Он был официально посвящен отправлению в речной круиз по программе «Больше, чем путешествие» победителей проекта «Лидеры России». На мероприятии выступил заместитель генерального директора по развитию «Водохода» Илья Суховольский с рядом важных для рынка речных путешествий заявлений.
Крупнейшим оператором круизов и судовладельцем на акватории Байкала выступает компания «Истлэнд». В ее ведении находятся круизные теплоходы «Империя», «Александр Великий», «Николай Ерощенко», прогулочный теплоход «Бабушкин», а также пассажирские суда «Баргузин», «Комета», «Метеор». При этом теплоход «Николай Ерощенко» задействован на индивидуальных круизах. А вот «Империя» и «Александр Великий» как раз специализируются на массовых круизных турах, или сборных, как их здесь называют.