Ежегодно, в феврале, наша газета предлагает вниманию своих читателей тематический блиц-опрос, в котором принимают участие ведущие российские туристические компании, специализирующиеся на морских круизах. Возможность высказаться и в этот раз была предоставлена практически все участникам рынка, чьи имена на слуху, и кто хотел, тот это сделал. «Почему в феврале?» - спросите вы, все очень просто: этот последний месяц зимы считается наиболее спокойным в морском бизнесе (да и не только в нем), и у профессионалов появляется редкая возможность спокойно и взвешенно оценить дальнейшие планы работы.

 

В этот раз своеобразным стержнем, вокруг которого строились беседы с известными круизёрами, стал финансовый кризис. Он просто обязан был им стать, поскольку, как отметил один из интервьюируемых – уж больно эта тема не столько злободневная, сколько модная. Хотя с другой стороны, новогодние праздники наглядно продемонстрировали, что мировая круизная индустрия и в непростые ныне кризисные времена по-прежнему прибывает, если можно так выразиться, «на плаву». Но опять же, возникает вполне закономерный вопрос: как долго эта почти что идиллия продлится? Ведь если действовать с оглядкой на недавнюю историю, и вспомнить что произошло после известных событий 11 сентября 2001 года, то не грозит ли круизному бизнесу опасность, выражаясь фигурально, вновь начать «пускать пузыри»? Если обратиться к нашему опросу, то ситуация выглядит не столь мрачно, а операторы при этом настроены весьма оптимистично.
Впрочем, уважаемые читатели, судите обо всем сами. В этот рас опрашиваемым было задано два довольно ёмких вопроса:
1. Как нынешний финансовый кризис сказался на состоянии российского рынка морских путешествий?
2. Какие предложения зарубежных круизных компаний, по вашему мнению, будут наиболее интересны россиянам в предстоящем летнем сезоне?
И вот какие ответы поступили к нам в редакцию.
Наталья Андронова, генеральный директор ООО «АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ»:
1. Круизы и сами по себе являются антикризисным продуктом. Тем более что цены на некоторые из них более чем доступны. Так, россияне, приобретающие круизы, никогда не зависели от кредитов, поскольку это не тот сегмент, где популярны подобного рода покупки. Потому невозможность получения кредитов - один из наиболее неприятных факторов кризиса, никак не отразился на потребителях круизного продукта. С их стороны наметилась тенденция увеличения бронирования на ближайшие даты, а не на долгосрочную перспективу. (Хотя, глубина некоторых заказов и доходит до 2010 года.) Случаются отказы корпоративных клиентов, чьи компании сейчас испытывают финансовые трудности или закрываются. В то же время поступают и новые заказы от корпорантов. Фишка любого кризиса в том, что на крахе одних поднимаются другие. Так было во все времена, то же мы наблюдаем и сейчас. Продажи на весну и лето несколько замедлились. Но рост продаж, по сравнению с тем же периодом прошлого года, продолжается, пусть и не такими темпами как хотелось, и это не может не внушать оптимизм. Из зимних предложений наиболее востребованы Средиземноморье и Канарские острова, а также Карибы без американской визы. Среди круизных компаний лидируют Costa Cruises - за счет большого ассортимента туров по Европе и у берегов ОАЭ и Norwegian Cruise Line (NCL) - с великолепной зимней Европой и заходом на Канары. Повышенным спросом пользуются экономичные туры и, одновременно, сегмент ультра-лакшери, а вот спрос на средний класс несколько просел, судя по всему, из-за нынешней неопределенности. Мы, тем не менее, надеемся, что волна кризиса к весне схлынет, хотя стараемся быть очень осторожны в своих прогнозах.
2. Самые интересные предложения предстоящего сезона исходят от трех круизных компании массового спроса - Carnival Cruise Line, Costa Cruises, Freestyle Cruising NCL, а также компании Silversea - непревзойденного поставщика лакшери-продукта. Рейтинг этих морских операторов, в чем я абсолютно уверена, в 2009 году побьют все рекорды популярности. Сosta Cruises – круизная компания № 1 в Европе. В предстоящем сезоне на ее европейских и средиземноморских маршрутах задействовано 9 лайнеров (из них два новейших , которые будут спущены на воду в этом году), цены - от 500 евро. Carnival – самая популярная круизная компания мира. Ее новейший лайнер Carnival, этого года постройки, выполнит осеннюю серию из 12-дневных круизов «Карнавал Средиземноморья» (Рим - Рим), их стоимость начинается от $1 тыс. Freestyle Cruising (NCL Corp) – вторая по величине в мире круизная компания, владеет самым новым флотом. В нынешнем году она задействует в Европе 4 новых супер-лайнера. Ее самый популярный круиз - 8- дневный «Бриллиант Средиземноморья», с заходом в Италию, Испанию, Францию, и на Мальту. Он будет проходить еженедельно, с мая по ноябрь, и будет стоить от 599 евро. В свою очередь, «АТЛАНТИС ЛАЙН», являясь официальным приоритетным партнерам этих круизных брендов в России и СНГ, сможет предложить рынку все многообразие их морских туров.
Михаил Лапшин, заместитель генерального директора компании «Натали Турс»:
1. Да никак не отразился. Все тот же туристический контингент, что прежде ездил в морские круизы, продолжает ездить и дальше. Это люди преимущественно высокого достатка, и понятно, в путешествие отправляются не на последние деньги. В то же время морские круизы – не просто отдых, но и образ жизни, пускай во многом и специфический. Захватывает он, в первую очередь, людей активных, интересующихся. И если они дозревают, «доходят до жизни такой», то обратного пути для них уже, можно сказать, нет. Потому-то от круизных туров и отказываются в самую последнюю очередь. Вот почему на сегодняшний день, сегодняшний, подчеркиваю это, круизный сегмент продаж пострадал меньше всего. И мы очень надеемся, что такая тенденция сохраниться и дальше.
2. Основным круизным партнером «Натали Турс» выступает компания Costa Cruises, примерно 50% наших продаж приходится на ее продукт, а оставшиеся – на пять других морских операторов, с которыми мы тоже весьма плодотворно сотрудничаем. Наибольшим спросом у туристов традиционно пользуются европейские круизы Costa, в первую очередь, по Средиземному морю. Что вполне понятно, ведь у компании разработаны действительно интересные маршруты, позволяющие в одной поездке побывать последовательно в нескольких странах континента. К тому же, к услугам туристов – комфортабельные лайнеры, высокий уровень бортового и наземного обслуживания, интересная и разнообразная экскурсионная программа, а также вполне умеренные тарифы.
- Михаил Фельдман, руководитель круизного направления компании PAC Group:
1. Хорошо, что начало кризиса в России пришлось на зимний, низкий для нас сезон. Наши продажи при этом не подросли, как ожидалось прежде, а остались на уровне прошлого года. По ходу имели место и короткие спады, но затем ситуация вновь выравнивалась. Что еще интересно – тенденция на увеличение глубины продаж не только сохранилась, но развивается и дальше. Объяснить это явление могу лишь тем, что люди начали вкладывать деньги в качественный отдых. Причем, клиенты все чаще оплачивают сразу весь тур, а не только вносят необходимую предоплату при бронировании.
2. В своей круизной стратегии на предстоящий высокий сезон мы, естественно, отталкиваемся от возможных кризисных явлений. Хотя согласно прогнозам специалистов, в индустрии путешествий морские круизы пострадают в наименьшей степени. По вполне понятным причинам – этот продукт не относится к разряду экономичных и здесь как нигде велико число возвратных клиентов. Потому круизные предложения, даже в кризисные времена, вряд ли ждут серьезные перемены. Наверняка останутся популярными туры из Санкт-Петербурга. Их уже не первый год выполняет компании MSC Cruises, чьим приоритетным партнером в России выступает PAC Group. Будущим летом питерское направление должны обслуживать два лайнера: MSC Opera и MSC Orchestra - новичок на линии. Последнее - более новое судно, а значит можно говорить об улучшении качества круизного продукта, что еще важно, при снижении тарифов в среднем на 10-15%. Востребованы и 12-дневные осенние туры на MSC Opera, которые начинаются в Одессе. На российском рынке, кстати, их предлагаем только мы. Интересен и единственный октябрьский круиз под названием «Мечта Остапа Бендера», проследующий из Одессы в Рио-де-Жанейро. Потом, уже сейчас много желающих отправится в продолжительные походы вокруг Европы - из Санкт-Петербурга, и особенно Одессы. Их выполнят все те же MSC Opera и MSC Orchestra. Пользуется спросом и традиционное Средиземноморье, все регионы плавания в котором охватывает маршрутная сеть MSC. И особый интерес здесь, по нашему мнению, будут представлять новейшие и самые большие в Европе лайнеры, вмещающие до 3,9 тыс. пассажиров - MSC Fantasia, чья инаугурация прошла в декабре и его брат-близнец MSC Serenata, которому только предстоит сойти на воду. Планируется организация русских групп и на более возрастных, но при этом менее дорогих судах – MSC Sinfonia и MSC Musica.
Валентин Елисеев, руководитель круизного центра «Нептун»:
1. Российский круизный рынок так же зависит от мирового круизного рынка, как и другие отрасли нашей экономики. И на нем могут происходить схожие процессы. На сегодняшний момент ситуация напоминает ту, которая сложилась после 11 сентября 2001 года. И хотя все круизные компании заявляют, что дела у них идут успешно, и их кризис «почти» не коснулся, косвенные данные свидетельствуют о том, что есть риски банкротства слабейших из них. Что же касается текущих продаж центра «Нептун», то они даже выросли, хотя и не достигли запланированного уровня. В целом же мы считаем, что текущий финансовый кризис благотворно повлияет на развитие круизного рынка в России, так как высока вероятность того, что цены значительно упадут. Ведущие круизные компании уже сейчас регулярно предпринимают антикризисные меры. Таким образом, в ситуации значительного понижения тарифов, в предстоящем сезоне могут сложиться такие обстоятельства, когда круизы на экономичных прежде старых судах потеряют свой смысл, поскольку за те же деньги будут доступны туры на огромных современных лайнерах с развитой инфраструктурой отдыха и многообразием развлечений на борту.
2. Все популярные программы прошлых лет останутся популярны и в этом году. Плюс, мы ожидаем всплеска интереса к нашим экзотическим турам, поскольку они станут более доступными по цене. Например, успешно продаются круизы в Южную Америку и апрельские туры «Китай, Корея и Япония» на лайнере премиум-класса Volendam компании Holland America Line. Также активно покупают сентябрьские 14-дневные круизы «Балтийские столицы и Норвежские фьорды» - из Санкт-Петербурга на лайнере Costa Atlantica. В нынешнем году они будут стартовать из современного, открывшегося прошлой осенью, пассажирского терминала на Васильевском острове. Потом, уже сегодня сформирована русская группа на инаугурационный круиз Costa Luminosa вокруг Европы, стартующий 3 июня, причем цены на него не снижались. Несомненно, станут популярны 12-дневные походы по Средиземному морю на лайнере Holland America - Osterdam, так как путешествие на этом роскошном премиум-лайнере обойдется по цене стандартного класса. Также будут востребованы классические странствия по Средиземноморью таких компаний, как MSC Cruises и Costa Cruises. Осенью к ним прибавятся переходы вокруг Европы и опять же по Средиземке Carnival Cruise Lines.
Татьяна Коршунова, вице-президент по продвижению продукта компании «Ланта-тур Вояж»:
1. Популярность морских круизов растет, несмотря на кризис. Простой арифметический расчет доказывает, что это не только увлекательный, но еще и очень выгодный вид отдыха. При равной стоимости морского путешествия и отдыха на побережье, турист получает значительно больше услуг и возможностей именно на круизных лайнерах. А в условиях экономического кризиса возможность получить максимальный пакет услуг при нормальной цене и гарантированном качестве сервиса привлекает внимание все новых и новых клиентов.
2. Компания «Ланта-тур Вояж» - генеральный представитель в России и странах СНГ ведущего мирового круизного холдинга Royal Caribbean Cruises (RCCL). Она предлагает российским путешественникам более 360 маршрутов, охватывающих весь земной шар. Следует отметить, что благодаря взвешенной политике круизной компании, глубина ее продаж фантастическая: уже сейчас есть забронированные и оплаченные туры на март-апрель 2010 года. В том числе и на круизы, которые будет выполнять самый большой круизный лайнер в мире, его спуск на воду назначен на нынешний год. В летнем сезоне к традиционным маршрутам прибавятся и новинки, которые, несомненно, понравятся нашим клиентам. Так, к турам по Средиземноморью и Северной Европе, круизная компания Azamara Cruises, входящая в холдинг, и предлагающая круизы класса Delux, добавит маршруты по Черному морю. А самый большой лайнер класса Premium во флоте компании Celebrity Cruises - Solstice, сошедший на воду в конце 2008 года, будет совершать регулярные круизы по Средиземному морю. Карта маршрутов по Европе летом 2008 значительно расширится, так как практически половина флота RCCL, а морские туры по Карибскому бассейну в том числе на самых больших лайнерах в мире – класса Freedom. Еще одно с нетерпением ожидаемое событие – выход в 2010 году лайнеров Royal Caribbean на Ближний Восток. Намечено выполнение 7-дневных круизов из порта Дубая с российскими пассажирами на борту, в период с января по апрель 2010 года на мега-лайнере Brilliance of the Seas. Эти маршруты подойдут как для семейного отдыха, так и для активных пассажиров - инфраструктура лайнера включает стену для скалолазания, трек для пробежек, баскетбольную и волейбольную площадку, миниатюрное поле для гольфа, фитнес-центр, аквапарк, казино, театр и многое другое.
Елена Карманова, директор по маркетингу и PR компании «Виа Марис»:
1. Не могу сказать, что мы остро ощущаем кризис. На данном этапе спада продаж не наблюдается, наоборот, спрос растет. Однако некие изменения все же появились. Во-первых, упала средняя глубина продаж, что вполне объяснимо: люди остерегаются строить долгосрочные планы на отдых. Во-вторых, снизилась средняя стоимость приобретаемого тура, чему тоже есть свое объяснение: в условиях мирового кризиса круизные компании существенно снизили цены. Так что, пока наши прогнозы на будущее вполне оптимистичны.
2. Что касается наиболее интересных предложений грядущего года, то здесь стоит отметить два основных направления.
1) Экзотические круизы - традиционно популярны в зимне-весенний период. Маршруты - вокруг Южной Америки (лайнер Amsterdam, 16 ночей, из Рио-де-Жанейро в Вальпараисо – 13 февраля) и по Восточной Азии (лайнер Volendam, 14 ночей, из Гонконга в Кобе/ Япония - 18 апреля). Впервые за долгие годы появилась возможность отправиться в Африку: лайнер Rotterdam, 23 ночи, из Дубая в Кейптаун с посещением Омана, Сейшельских островов, Кении, Мадагаскара и нескольких портов ЮАР. Далее, по апрель, еженедельные круизы «Сокровища Эмиратов» (ОАЭ, Оман и Бахрейн), 7ночей на лайнерах Costa Victoria и Costa Classica. Безвизовые круизы по островам Индийского океана (Маврикий, Сейшелы, Коморы, Реюньон, Мадагаскар и Кения) на лайнере Costa Europa, 14 ночей – до марта. Двухнедельные круизы по Юго-Восточной Азии из Гонконга на лайнере Costa Allegra - до июля.
2) Европейские круизы. В Средиземном море лидером спроса, как обычно, станет 12-дневный тур из Барселоны в Венецию на лайнере Oosterdam. Слагаемых успеха здесь три: роскошный сервис класса «премиум», интересный маршрут и уникальная цена - от $1199. Высоким спросом также пользуются традиционные круизы по Западному Средиземноморью: 10-дневный маршрут из Рима на лайнере Noordam и недельный круиз из Савоны на лайнере Costa Concordia. В северной Европе наибольший интерес традиционно вызывают норвежские фьорды и круизы вокруг Британии. Однако в грядущем сезоне тут есть и своя новинка, уже нашедшая широкий отклик: лайнер Eurodam 11 августа отправится в путешествие «В Америку северным путем» - из Копенгагена в Нью-Йорк с посещением Шотландии, Исландии, Гренландии и Канады.
Дарья Евстигнеева, генеральный директор компании INFLOT Cruise & Ferry:
1. Нынешний кризис на нашем бизнесе почти никак не отразился. По крайней мере, пока еще этого вовсе не заметно. Думаю, каких-то малоприятных кризисных изменений стоит ждать не раньше февраля – марта. В новогодний же период недостатка в клиентах нет. Те, кто ценят время и качество турпродукта, а также при этом считают деньги, вряд ли могли и могут пройти мимо последних круизных предложений. Судите сам, на новейшем лайнере MSC Fantasia, спущенном на воду 18 декабря, 12-дневные круизы на конец января стоят: 619 евро – балкон, 519 евро – окно и 419 евро – внутренняя каюта. Далее, у 6-звездочной компании премиум-класса Oceania Cruises немало морских туров предлагаются «два по цене одного». На 30% снижены тарифы у Norwegian Cruise Line Да и вообще, у всех ведущих операторов, с кем работает «Инфлот», появилось множество привлекательных антикризисных предложений. И одновременно, особо отмечу, не наблюдается обрушения и даже какого-то раскачивания рынка международных морских путешествий.
2. Поскольку от кризиса полностью обособиться все же не удается, то, соответственно, наиболее востребованными у потребителей в нынешнем году будут конкурентоспособные морские круизы, прежде всего в ценовом плане. Мы же, со своей стороны, делаем особую ставку на круизную компанию Pullmantur Cruises. При своих крепких «четырех звездах», она в этом сезоне установила весьма привлекательные расценки на путешествия. Более подробно с ними можно ознакомиться на нашем сайте, где встречается немало интересных предложений. Для примера, 700 евро за один из полноценных недельных туров, причем это при системе «все включено», даже алкоголь на борту. Наверняка понравятся туристам и маршруты этой компании, среди которых отмечу 7-дневные «Афины – Венеция» и «Барселона – Барселона». На них планируется отправить более десятка русских туристических групп. Наконец, по моему мнению, вновь будут пользоваться устойчивым спросом летние круизные цепочки компании MSC Cruises из Санкт-Петербурга по странам Скандинавии, выполняемые раз в две недели.

Подготовил Игорь Горностаев