17 марта в Майами прошла конференция топ-менеджеров крупнейших круизных компаний. Ее участники, весьма авторитетные в круизном бизнесе персоны, сошлись во мнении, что будущее индустрии морских путешествий весьма оптимистично, несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться сегодня.
Участники мероприятия, ставшего крайне важным событием для всей отрасли, выразили уверенность в том, что туристический поток на пассажирских лайнерах продолжит расти. Чему во многом будет способствовать нынешнее значительное снижение цен на представленные туры. Причем, ожидается привлечение и значительного числа новых клиентов, что, безусловно, положительно отразится на дальнейшей перспективе бизнеса.
Как отметил президент офиса компании MSC Cruises Рик Сассо, не смотря на все прежние кризисные явления, связанные с войной в Персидском заливе, событиями 11 сентября и другими ситуациями, круизная индустрия стабильно росла последние десятилетия. По его словам, в нынешнем году ожидается 13,5 млн круизных пассажиров по всему миру, по сравнению с 13,01 млн в 2008 году, т.е. на 3,8% больше. Рекордное количество посещений планируется в текущем году и в ряде портов, в частности, в достаточно популярном среди морских туристов Копенгагене. Исполнительный директор компании NCL Corp. Кевин Шихан, со своей стороны добавляет, что в промежуток с 2000 по 2010 годы в любом случае ожидается удвоение годового количества пассажиров на круизных лайнерах, поскольку суда продолжат ходить при полной загрузке.
При этом предстоит удерживать качество продукта на высоком уровне, а также снижать объем депозитов, чтобы потребитель не боялся приобретать круизный отдых. Достаточно важным фактором остается и внедрение новых сервисных технологий. Для примера, в мае компания Holland America Line одна из последних на круизном рынке внедряет электронную версию пакета круизных документов. Он включают круизный билет, авиаперевозку, ваучеры на предварительно заказанные экскурсии и трансфер, необходимую для пассажира информацию. Все это туристы, оплатив поездку через сайт, могут получить по электронной почте и распечатать их самостоятельно, а не получать как раньше в офисах продаж.
Рынки продаж
Морские круизные компании, по мнению специалистов, смогут успешно пережить нынешнее трудное время, в частности, манипулируя лайнерами, переводя их в различные регионы планеты, в соответствии с потребностями рынка, ничего подобного, кстати, не могут себе позволить другие сектора туриндустрии. Как показывала практика нынешнего года, все большее число путешественников предпочитают отдыхать ближе к дому - близкий порт посадки особо привлекателен для пассажиров, особенно это касается семей.
В частности, жители Европы все активнее приобретают круизы американских компаний, представленных на европейских маршрутах. По словам президента Celebrity Cruises Дэна Ханрахана, его компания видит основное увеличение продаж, прежде всего, в странах именно Старого Света. Показательно, что в 2008 году европейский рынок морских круизов вырос на 10% (прежде всего это касается средиземноморского бассейна), по сравнению с 2007 годом и составил 4,4 млн пассажиров, что приблизительно равно объему ведущего на планете североамериканского рынка в 1996 году.
Круизы составляют около 3,5% туристического рынка США, и как считают специалисты, если аналогичные показатели будут достигнуты в Великобритании и Германии, то только в этих двух странах круизные компании получат прирост в 2 млн пассажиров. Число круизных туристов из Австралии в ближайшее время также может удвоиться и составить около миллиона человек в год. Другие регионы, в первую очередь Азия и Мексика тоже продолжают инвестиции в развитие круизной инфраструктуры. В то же время, президент и исполнительный директор крупнейшего в мире круизного судовладельца Carnival Cruise Lines Джерри Кахилл сообщил, что его компания, наоборот, во избежание риска снижения загрузки, приняла решение убрать один лайнер из Европы и сосредоточиться на 17 североамериканских портах. И еще, как признают участники рынка, прежний интерес к походам на Аляску заметно снизился.
На судоверфях
Заметно сокращается количество заказов и на строительство новых круизных лайнеры. Список уже создающихся морских и океанских теплоходов охватывает промежуток до 2012 года, однако с прошлого лета практически не было заключено никаких дополнительных договоров. Что вполне объяснимо, ведь финансирование новых серьезных проектов, стоимость которых составляет как минимум $500-700, весьма затруднено в нынешних условиях глобального кризиса.
Судоверфи сегодня крайне заинтересованы в новых заказах, и чтобы привлечь круизные компании готовы предлагать более выгодные цены. Морские операторы США, к тому же, могут дополнительно выиграть на себестоимости постройки за счет укрепления позиции доллара по отношению к евро, поскольку большинство из них строятся в Европе. По экспертным оценкам, в ближайшие два года возможно сокращение стоимости постройки лайнеров до 30%. Однако этого может и не случиться. Есть мнение, что в связи с новыми правилами безопасности и стабильности, стоит ожидать даже увеличения стоимости на 15-20%.
Несколько снизили сегодня темпы строительства, в первую очередь, круизные компании класса «люкс». К примеру, компания Silversea Cruises по-прежнему ожидает поставку лайнера Silver Spirit в этом году, но несколько позже, а что касается ее заказа на еще один лайнер и опции на следующий, то тут, как заявил президент компании Америго Перассо, необходимо пересмотреть экономическую ситуацию. Президент The Yachts of Seabourn Памела Конновер, говоря о трех новых лайнерах для своей компании, отметила, что корпорация Carnival Corp., куда та входит, инвестировала в проект около 900 млн евро.
Круизы прирастают флотом
Характерно, что на сегодняшний день ни одна из круизных компаний не отказалась от размещенных заказов на строительство, и все лайнеры планируется спустить на воду в плановый срок. Так, новые лайнеры к началу лета появится у ведущей европейской круизной компании Costa Cruises - Costa Luminosa и CostaPacifica. 5 июня в Генуе состоится торжественная инаугурация сразу двух этих судов. А в январе следующего года ожидается спуск на воду Costa Deliziosa - еще одного круизного теплохода компании, вмещающего 2828 пассажиров и строящегося на итальянской судоверфи Fincantieri - одной из крупнейших на континенте. Costa Deliziosa станет пятнадцатым во флоте Costa. После чего, впрочем, компания резко сокращает количество заказов на новые круизные суда.
В мае 2010 года сойдет со стапелей и новейший лайнер компании Norwegian Cruise Line (NCL), который будет называться Norwegian Epic. Рассчитанный на перевозку 4,2 тыс. человек, имея водоизмещение 153 тыс. тонн, он станет самым большим у NCL . Размеры лайнера достаточно внушительны: 19 палуб, осадка 8,5 м., 325 м в длину и 40 м в ширину. После серии инаугурационных мероприятий в портах Европы и США, Norwegian Epic встанет на семидневную круизную линию по Западным и Восточным Карибам, куда будет следовать из Майами. Причем, бронирование морских туров на строящемся теплоходе началось уже в нынешнем апреле.
Наконец, 1 декабря этого года свой первый круиз по Карибским островам совершит самый большой круизный лайнер мира Oasis of the Seas от компании Royal Caribbean International. Как отмечают его создатели, это не просто очередной мегалайнелайнер, это – целый плавучий город. Его характеристики весьма впечатляющие: водоизмещение 220 тыс. тонн; количество кают – 2700; пассажировместимость – 5400 человек; длинна – 361 м; ширина – 47 м. На борту путешествующих ждет «Центральный парк» с живыми деревьями и травой, сопоставимый по площади с футбольным полем, акватеатр – оборудованная на корме водная площадка для акробатов и синхронных пловцов, множество бассейнов (включая самый большой (15,7 м) и глубокий (6,6 м), которые когда-либо устанавливался на лайнерах) с горками и искусственной волной, поля для гольфа, боксерский ринг, ледовый каток, spa-салоны, рестораны, кафе, бары и даже настоящая детская карусель. Гордостью Oasis of the Seas станут Лофт люксы - двухуровневые апартаменты, декорированные в современном стиле, площадь которых составляет от 51 кв. м. Каюты этого типа к тому же предложат проживающим широкий обзор на морские просторы, поскольку в каждой из них будет прозрачная стена.
Игорь Горностаев