Морские яхты у многих наших сограждан неизменно ассоциируется с чем-то шикарно-волшебным и оттого далеким и недоступным. Конечно же, яхтенный отдых могут себе позволить люди небедные, но вопреки расхожему мнению, отнюдь не только олигархи. Действительно, еще не так давно – лет 40 назад - он был привилегией очень узкого имущественного круга. Однако сегодня и туристы со средним достатком имеют возможность провести неделю-другую на борту яхты. Пусть не собственной, а арендованной или, как еще говорят, взятой в яхт-чартер – во временное пользование.
Морской тур на яхте доступен практически любого здорового человека, имеющего пусть даже самые смутные представления об этом индивидуальном плавсредстве, и уж тем более не обученного его управлению. Эту непростую заботу при необходимости возьмет на себя судовая команда – шкипер или капитан, а также его помощники, если таковые понадобятся. Необходимо лишь желание проверить свои силы в непростых условиях морской стихии и возможности для его осуществления. В самостоятельные же плавания можно ходить лишь при наличии прав на управление катерами и парусными яхтами. Которые, впрочем, не так сложно получить в любой из многих яхтенных школ, как в России, так и за рубежом.
Остается выбрать главное – саму яхту и регион плавания. И последнее всегда предпочтительнее для подавляющего большинства начинающих яхтсменов. Ведь от побережья, страны и даже марины, где начинается водное путешествие, зависит как цена тура, так и планируемый маршрут, включая, что весьма важно для новичков, его уровень сложности.
Составление маршрута
Яхт-чартер допускает весьма широкую свободу фантазии клиентов при разработке программы предстоящего морского странствия. И даже если они, к примеру, собираются позавтракать в Монако, отобедать в Сент-Тропезе, а поужинать на северном побережье Корсики, то и такая задумка вполне осуществима. Хотя, как отмечают бывалые яхтсмены, не менее увлекательным бывает и круиз в территориальных водах одной единственной странам.
Кроме того, планируя отдых на яхте, необходимо знать, что вопросы швартовок и якорных стоянок остаются за капитаном судна. Они находятся исключительно в его компетенции, и решаются непосредственно на месте. Тем самым, соблюдаются меры безопасности по условиям контракта, страховки яхты и пассажиров. При этом капитан или шкипер обязан предложить на рассмотрение несколько возможных вариантов остановки. Во время путешествия у туристов также может возникнуть желание изменить курс яхты. Эта проблема касается уже владельцев судна, поэтому вопросы, связанные с корректировкой движения, согласовывают с их представителями либо сами путешественники либо их турагент.
Главным водным бассейном европейских яхтсменов, и в первую очередь новичков, давно стало побережье Средиземного моря. Яхтенная жизнь в этом регионе оживает с конца мая – начала июня и бурно продолжается до конца августа – начала сентября. Лучшим временем аренды считается вторая половина июля и весь август. И хотя этот период традиционно называют «бархатным», однако не стоит забывать, что погода – стихия непредсказуемая и вполне может преподнести сюрпризы. Поэтому если вдруг возникает шторм (или даже его угроза) более 6 баллов, а для некоторых яхт и более 4 баллов, то чартерная яхта остается пережидать его в ближайшем порту или бухте. Впрочем, не смотря на многочисленные рассказы просоленных морских волков, такие шторма летом бывают крайне редко.
Наиболее массовым местом яхт-чартерного отдыха на Средиземноморье для россиян в последние годы остается Турции, за которой уверенно следуют Хорватия и Греция. Путешественников привлекают здесь многочисленные судовые стоянки – марины, щедро разбросанные вдоль всего континентального побережья и на многочисленных близлежащих островах. Не последнюю роль играют и тарифы. Причем, если стоимость аренды яхт сегодня относительно сопоставима, то походы и главное стоянки у берегов Италии или Франции, Лазурного Берега, неизменно обходится раза в полтора-два дороже. Но и эти традиционно яхтенные регионы по-прежнему пользуются высоким спросом.
Несколько особняком стоят Канарские и Балеарские острова, куда выезжают обычно по краям бархатного сезона – в конце весны и первой половине осени. Кроме того, в последнее десятилетие представители российского яхтинга не без успеха освоили и более дальние регионы – Таиланд, Сейшелы и Карибы. Однако в нынешнем непростом году по причине опять же отдаленности, спрос на эти экзотические места заметно упал.
Самый широкий выбор
Конечно же, размеры яхт для их арендаторов имеют большое и во многом определяющее значение, но немаловажно и их деление на моторные и парусные. Хотя и у классических парусных судов все равно есть небольшой мотор, используемый для заходов в порты и при штиле. Отдельно из-за своих повышенных тарифов стоят катамараны и сравнительно небольшой флот роскошных чартерных мегаяхт.
Быстроходные моторные суда средних размеров по сравнению с сопоставимыми с ними парусниками имеют более высокий уровень комфорта на борту. Они обладают поистине гоночными характеристиками, а потому весьма мобильны, нередко оснащены стабилизаторами качки. Основным недостатком путешествия на скоростных яхтах остается значительный шум двигателя и большой расход топлива, что серьезно влияет на стоимость аренды. Да и при неважных погодных условиях продолжительное плавание на них окажется несколько утомительным.
Топливное потребление парусных яхт несоизмеримо ниже, что существенно снижает их чартерные тарифы. Да и большинство морских путешественников предпочитают именно такой спокойный ход, узлов 10 в час, когда сидя на верхней палубе можно неспешно наблюдать открытое водное пространство.
Цены и спрос
Как уверяют в специализированных яхтенных агентствах, кризис практически не отразился на их работе. Во многом потому, что поклонники индивидуальных морских походов не просто обычные туристы, отправляющиеся за границу в приятное времяпрепровождения, сам яхтинг для многих из них – это определенный стиль жизни. И именно он практически при любых обстоятельствах становится приоритетом при выборе очередного отдыха.
Впрочем, определенные изменения все же имеют место, и касаются, прежде всего, пристрастий заказчиков. Если раньше, к примеру, наши граждане фрахтовали суда длиной 45-54 фута, то теперь стали заказывать более скромные в 35-44 фута (1 фут = 30,48 см). Цены на более крупные яхты, в результате, несколько снизились, а на небольшие остались прежние и даже несколько подросли, поскольку спрос на них заметно возрос. С другой стороны, число желающих арендовать самые крупные парусно-моторные и моторные суда класса «люкс», а также более просторные и комфортные катамараны, аренда которых в 1,5-2 раза дороже яхтенных, сократилось весьма значительно.
Основной объем яхт-чартеров в нашей стране, примерно 60%, приходится на аренду без экипажа, где-то 30% яхтенных путешественников пользуются услугами одного шкипера и лишь оставшаяся часть арендует судно полностью с командой, куда также входят матросы, кок, стюард и другой персонал. Как правило, эти большие (54-80 футов) и высокоскоростные яхты, берут во фрахт в портах Франции или Испании. Встречаются случаи, когда на двух путешествующих приходится восемь человек обслуги. Тарифы подобного яхт-чартера начинаются от 20 тыс. евро. Расценки же на недельную аренду без экипажа небольших парусных судов, 35-45 футов, для сравнения, составляют в среднем 1,8-2 тыс. евро. Услуги шкипера в сутки стоят около 200 евро, кока – 130 евро.
Основная масса российских яхтсменов в предстоящем летнем сезоне бронируют преимущественно яхты 40-45 футов, имеющие 3-4 каюты, где с комфортом могут разместится 4-6 пассажиров. Недельная цена аренды и здесь не превышает 2,5 тыс. евро. Нередко нанимают шкипера-капитана. В морской тур отправляются в основном группами, как правило, это старые друзья либо семейные пары.
Тонкости аренды
Кроме аренды, надо быть готовым и к другим затратам. На месте за дополнительную плату можно доукомплектоваться, к примеру, шлюпку с мотором (80 евро), получить постельное белье (10 евро), заказать уборку яхты (70 евро), оформить разрешение на выход в море (90 евро) и т.д. Цена постепенно возрастает, хотя часто все или часть этих услуг заранее включаются в стоимость чартера.
Отдельно стоит депозит, который взимается на случай возможной порчи имущества. Его сумма чаще всего составляет 50% от недельной аренды. Либо возможно заплатить страховку 30-70 евро в сутки. Опытные яхтсмены чаще всего пользуются депозитом, который при удачном завершении плавания к ним полностью или частично возвращается, ну а новички предпочитают все же страховаться. Саму яхту от возможного набора несчастных случаев – не дай Бог, конечно - страхует ее владелец.
Есть одна тонкость, о которой необходимо знать заказчикам: если самостоятельно на месте выбирать яхту, то перед тем как заключить договор не лишнем будет самым тщательным образом проверить ее состояния. В противном случае возможность лишиться депозита, как показывает практика, весьма велика. Впрочем, чтобы уменьшить этот риск, можно и не выезжая из страны обратиться в яхтенное агентство, которое не только помогает в организации тура, но и оказывает клиентам любую необходимую поддержку для его успешного проведения.
В настоящее время в Москве, в частности, действует не так уж много, как это может показаться, крупных компаний, специализирующихся на продвижении морских яхт. Самые известные из них – Marin.ru, «Миллениум» и «Лана-тур». Кроме того, работают и более десятка яхт-школ, которые тоже организовывают яхтенные выезды для всех желающих. Также немало агентских и туроператорских фирм предлагают туристам, как дополнение, побывать в увлекательных, ни с чем не сравнимых путешествиях на яхтах.
Подготовил Игорь Горностаев