Санкт-Петербург справедливо считается наиболее привлекательным для туризма городом Балтийского побережья, да и с другими портовыми городами, находящимися в морской акватории Северной Европы, он вполне может поспорить в части интереса со стороны путешественников. Лишним подтверждением чему является хотя бы тот факт, что вторая столица России прочно занимает первое место на Балтике по числу заходов круизных судов. При этом, как это не странно, паромное сообщение, столь популярное в Европе, в том числе и в соседних скандинавских странах, здесь в настоящее время отсутствует. Но, вполне возможно, что если не в этом, то в следующем году зарубежные паромные суда все же возьмут курс на Санкт-Петербург.

 

Недавняя история
Впрочем, так было далеко не всегда, и морские пассажирские и грузопассажирские паромы, как российские, так и иностранные, регулярно посещали город на Неве. Если же обратиться к совсем недавней истории вопроса, то после значительного перерыва, в 2003 году паромное сообщение с Петербургом возобновила шведская компания Silja Line, чей теплоход Silja Opera приходил из Хельсинки. За летний сезон, практически без какой бы то ни было серьезной подготовки, было перевезено около 20 тыс. пассажиров.
После чего о своих намерениях направить паромы на петербургские морские трассы в следующем году объявили уже два оператора: Silja Line к Silja Opera добавила грузопассажирское судно Finnjet, а компания Tallink поставила Fantaasia. Результат не заставил себя ждать. В летнюю навигацию 2004 года Северную столицу посетили более 400 тыс. туристов, прибывших на круизных и паромных лайнерах. Причем, более 150 тыс. из них были перевезены судами паромных линий. Успешный запуск трех паромных маршрутов наглядно продемонстрировал очевидные преимущества этого вида сообщения для Санкт-Петербурга. Во-первых, это появление в городе круглогодичной базы для круизного бизнеса. Потом, заметно укрепился статуса Петербурга как туристического центра Европы и морской столицы России. И к тому же за счет возросших портовых сборов удалось получить значительные средства в городской бюджет.
Тем не менее, в следующую навигацию 2005 году объем паромного пассажиропотока, вопреки ожиданиям, оказался на том же уровне. И в конце года Tallink приостановил рейсы Fantaasia, а Silja Line закрыла линию на Finnjet, связывавшую Санкт-Петербург и Росток. Причины стагнации паромного сообщения на российских маршрутах, по мнению операторов, оказались следующие. В первую очередь это, конечно же, визовые трудности, с которыми сталкивались пассажиры - в отличие от круизных туристов, на них не распространялся безвизовый режим пребывания. Мешала раскрутке паромных туров и явная сезонность туристического рынка Питера, из-за чего судовладельцы на начальном этапе получили значительный перерасход на открытие линий и работу по их поддержанию. Наконец, никак не могли способствовать становлению паромного сообщения слишком высокие, по мнению экспертов, ставки сборов в порту Санкт-Петербург.
На следующий год паромные перевозки в Петербурге выполняла лишь Opera, и потому число заходов паромов уменьшилось в несколько раз, из-за чего финансовые потери города составили более 50 млн евро, а федеральный бюджет недополучил более 2 млн евро. Наконец, два года назад, в 2007 году, зарубежные паромы вновь перестали посещать вторую столицу России. Правда, в прошлую навигацию на линию до Хельсинки вышел небольшой теплоход Julia компании Stella Lines, но и он в связи с разразившимся кризисом, не долго выполнял перевозки.
В то же время, морская общественность и турбизнес города старались сделать все возможное для возрождения международного паромного сообщения. И в первую очередь усилия были направлены на оптимизацию визовых проблем. Был предложен проект новой редакции Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Наконец, после долгого согласования на различных уровнях проект, с массой доработок и поправок, во втором чтении был принят Госдумой в декабре прошлого года. После чего в апреле нынешнего года появилось постановление правительства, позволяющее паромным пассажирам находиться на российской территории в безвизовом режиме в течение 72 часов.
В следующую навигацию
В настоящее время, по имеющейся информации, паромными операторами АС Tallink Grupp и Viking Line прорабатывается возможность создания паромной линии Санкт-Петербург – Хельсинки - Стокгольм. Предложение на этот счет поступило от российской стороны. И есть все основания полагать, что уже с мая следующего года паром одного из судовладельцев выйдет на намечаемую морскую трассу. Немаловажным основанием для чего стало введение безвизового въезда для паромных пассажиров на российскую территорию. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, количество только россиян, заинтересованных в услугах паромов, направляющихся в страны Скандинавии, может достичь 500 тыс. человек в год. Так что, открытие этого паромного сообщения в Петербурге, по мнению руководства компании «Инфлот», позволит привлечь до миллиона паромопассажиров в течение двух-трех лет.
В то же время, для реального развития паромного пассажирского судоходства между Санкт-Петербургом и странами Балтийского региона, считают эксперты, потребуется проведение ряда мероприятий. Это и широкая реклама города, позиционирующая его как центр морского туризма, включая информирование зарубежных партнеров о существовании безвизового режима для паромных пассажиров.
Причем, без активного участия петербургской администрации в подготовке, в том числе и организации массированной рекламной компании, успешное открытие и развитие паромных линий, считают в специализированных компаниях, вообще вряд ли возможно. К тому же, для паромов, на регулярной основе заходящих в Санкт-Петербург, требуется и снижение размера портовых сборов, которые находятся в ведении Минтранса РФ.
Наконец, серьезным подспорьем должно стать открытие к маю 2010 года паромного терминала, пассажирских галерей и пунктов пропуска для автомобилей и автобусов нового причального комплекса Петербурга «Морской фасада», начавшего работу в конце прошлого года. Одновременно, на дальнейшую перспективу, считают эксперты, потребуется полная реконструкция и существующего комплекса «Морской вокзал», где прежде швартовались паромные суда.
Игорь Горностаев