В июле Санкт-Петербург встречал этап самой, пожалуй, известной международной регаты учебных парусников The Tall Ships' Races Baltic – 2009, которая регулярно проводится с 1956 г. Во второй столице в этот раз побывала флотилия из 127 судов различных категорий из 20 стран мира. И, конечно же, особый интерес у публики вызвали два самых крупных, из участвовавших вгонке, российских парусника – «Мир» и «Седов». Пришедшие на мероприятия петербуржцы и гости города на Неве не только побывали на их бортах, но и узнали, что на этих кораблях ушедших эпох любой желающий может отправиться в увлекательное морское странствие.

 

Перевозка туристов учебными парусными судами весьма распространена в Европе, и пользуется достаточно высоким спросом. В России же этот вид круизного отдыха до сих пор не получил широкого распространения, хотя именно наша страна владеет самыми большими и известными парусниками, на которых постигают азы профессии будущие морские волки.
С туристами, отправляющимися в плавание, предварительно заключается контракт на обучение морскому делу. После непременного инструктажа по технике безопасности, мореходы-любители приступают к изучению технологии постановки парусов, поднимаются на мачты, спускаются в машинное отделение, знакомятся с морской навигацией и основами судовождения. Интересно, что в водные странствия под парусами отправляются как мужчины, так и женщины (причем последних не немного меньше), средний возраст которых составляет 40-45 лет.
Условия пребывания на учебных парусниках далеки от привычного круизного уровня. Туристы живут несколько скучено в небольших каютах-кубриках, и питаться в столовой вместе с экипажем. Туалет, общий для всех, на палубе, а о развлекательных программах на борту речь, естественно, не идет. Тем не менее, для гостей запланировано 4-разовое питание, есть душевые кабины, специальное место, где можно просушить вещи, комната отдыха с телевизором и DVD. Собственно, это и весть комфорт. Но у туристов, желающих на личном опыте познать парусное дело, лишнего времени практически не бывает, а в свободные от учебы и вахт часы они, усталые, но счастливые, дружно отдаются здоровому сну. Впрочем, если путешественник не намерен участвовать в судовой жизни, он волен этого и не делать. Хотя обычно все люди, отправляющиеся в парусные походы, отлично представляют, на что идут, и потому без возражений вливаются в дружный морской коллектив.
Круизные маршруты под парусом, как правило, недельные. Стандартный тур: 5 дней в пути и 2 дня на стоянке. Однако многое в данном случае зависит от графика движения судна, и потому имеется немало различных вариаций путешествий. Проводятся на судах и однодневные выходы в открытое море.
Для приема туристов на паруснике «Мир» есть 4 кубрика, где могут разместиться 48 человек. Специальный агент судна, отвечающий за продажу туров, работает в Германии, поэтому основной контингент путешествующих составляют немцы, но немало граждан и других европейских стран: Голландии, Испании, Норвегии, а также России. И как нам сообщил старший помощник Андрей Орлов, реализацией туров по России к тому же занимается еще и международный отдел петербургской Морской академии им. Макарова, которой принадлежит судно. Стоимость путешествий на «Мире» составляет от 50 евро за сутки пребывания.
Парусное судно «Седов» приписано к порту Мурманск, и находится в ведении Мурманского государственного технического университета. В 1989 г. оно вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой парусник на планете. Сейчас это почетное звание принадлежит Star Clipper, выполняющему VIP-круизы, однако «Седов» по-прежнему остался крупнейшим среди учебных судов. Стоимость путешествия на нем – до 80 евро за сутки, причем, чем продолжительней круиз, тем цена туродня ниже. Основной круизный контингент «Седова», способного принять до 46 пассажиров, также иностранцы - немцы, англичане, швейцарцы. По словам представителя судовладельца Николая Порунова, в нынешнем году коммерческая загрузка судна составила 83%.
Как заявил один из руководителей агентской компании Stema Servise Дмитрия Раева, со следующего года планируется начать более плотное сотрудничество с российскими турфирмами, для чего предварительно разосланы письма с соответствующими предложениями. Пока что стараниями турбизнеса парусный продукт в России продвигается крайне туго, и основным источником его популяризации в нашей стране остается веб-сайт парусника. Тем не менее, у «Седова» во многих странах успешно работают уполномоченные операторские фирмы, а со следующего года Stema Servise собираются назначить собственного туроператора и в России.
Летом оба парусника ходят по Балтике, в Северном море, реже отправляется в акваторию Средиземного моря. Кстати, в нынешнем сезоне «Седов» после заметного перерыва как раз уходит на Средиземку, с заходами в Монако, на Сардинию и в другие порты, а на следующий год готовится к северной экспедиции, посвященной освоению арктического континентального шельфа России.
И еще один крайне важный момент. Если за границей число круизных туристов не ограничено, то по советским, а теперь российским правилам 1963 года, продолжающим действовать и сейчас, на борту учебных судов могут находиться не более 12 пассажиров. Поэтому, а также согласно план-графика плавания парустников, российским туристам приходится отправляться в парусные походы преимущественно из зарубежных портов. И последнее: агенты парусников обычно не занимаются оформлением визу, хотя и готовы обеспечить своих гостей трансфером.
... В самом конце петербургской набережной лейтенанта Шмидта, где отшвартовались участвовавшие в регате суда, несколько символично, стоял ледокол-музей «Красин». И в отличие от парусников, он не покинул город, поскольку находится на вечной стоянке. И опять же, прославленное судно, вписавшее немало страниц в историю освоения просторов Северного Ледовитого океана, пользуется немалым спросом у организованных групп из-за рубежа. Что, впрочем, вполне понятно: отметивший два года назад свое 90-летие «Красин» - единственный в мире пароход ледового класса столь почтенного возраста, сохранившийся до наших дней в рабочем состоянии. Впрочем, наши туристы также частые гости на его борту. В том числе и потому, считает специалист по связям с общественностью Ирина Малинина, что музей сотрудничает с рядом питерских турфирм, и старается дальше расширять деловые контакты с турбизнесом. По заказу целевых клиентов на «Красине» проводятся тематические, в том числе и детские, экскурсии, проходят различные мероприятия. И как показывает практика, на людей, в том числе далеких от морской жизни, прославленный ледокол производит довольно сильное впечатление.

Игорь Горностаев