В последнее время начинают набирать популярность не совсем привычные для многих «нормальных» граждан путешествия в Арктику. Даже делегация высших правительственных чиновников и Госдумы РФ во главе с неутомимым вице-спикиром Артуром Чилингаровым побывала в прошлом году на Северном полюсе. Развитие арктического туризма начали активно поддерживать туристические власти страны. Серьезный интерес к их развитию проявила и Ассоциация туристических операторов России (АТОР). Мы тоже решили не отставать от новомодных веяний и рассказать о путешествии в эти суровые, но как уверяют те, кто побывал там где сходятся все меридианы планеты, удивительные края. И потому сегодня наш собеседник генеральный директор российской операторской фирмы Poseidon Expediitions Алексей Миронов. Возглавляемая им туристическая компания специализируется на организации и проведении так называемых экспедиционных круизов в высокие и низкие широты, в том числе и непосредственно на Северный полюс.

Впрочем, весь объем их операторских и агентских предложений потребует отдельного материала. Но ледокольные путешествия к точке схождения всех меридианов - первый турпродукт компании, до сих пор остается для нее главным и любимым.

- Алексей, главная составляющая любого морского круиза, безусловно, судно. На каком теплоходе вы отправляете своих клиентов на полюс?
- Мы работаем с уникальным буквально в мировом масштабе судном –атомным ледоколом «Ямал». Чтобы любой ледокол мог принять на борт пассажиров, он должен соответствовать достаточно жестким требования по безопасности судоходства. И на сегодня только «Ямал» имеет необходимый сертификат, позволяющий возить туристов на борту.
- Как строится круизная программа путешествия к Северному полюсу?
- Туры начинаются и заканчиваются в Москве, их общая продолжительность составляет 15 дней. После перелета в Мурманск туристы садятся на «Ямал», на котором проводят 13 дней. Программа их пребывания составлена достаточно плотно. Первый день уходит на знакомство с ледоколом. (А «Ямал», надводная часть которого возвышается выше девятиэтажного дома, даже одними размерами не может не внушить уважение и интерес.) Узнают и вливаются туристы и в распорядок судовой жизни. Ведь это вовсе не круизный лайнер, а серьезный действующий корабль, который зимой работает на проводке судов по Севморпути. Организуются и экскурсии в машинное отделение – к «ядерному сердцу» атомохода. К тому же, на борту находится команда признанных полярных специалистов, занятых в самых разных научных областях, которые читают пассажирам популярные лекции по своей тематике. Традиционно на судне складывается теплая неформальная обстановка, поэтому общение с учеными всегда продолжается и за пределами лекционном зале. А поскольку в круиз едут, как правило, заинтересованные и подготовленные люди, то такая атмосфера в среде единомышленников крайне важна. Поэтому, чтобы отправиться в наш тур, необходимо иметь не только интерес, но и обладать определенной суммой знаний.
- Что при этом происходит за бортом?
- От Мурманска до Земли Франца-Иосифа атомоход следует по открытому морю, а дальше начинаются уже льды. При хорошей погоде здесь периодически проводятся обзорные облеты на вертолете. Всех просто потрясает такая картина: бескрайняя ледяная пустыня – и затерявшийся среди нее малюсенький кораблик. Непередаваемо сильнейшее чувство, наполняющее душу каким-то радостно-тревожным восторгом! После этого туристы начинают по-настоящему осознавать, где они находятся. Есть на «Ямале» и лодки, но предпочтение мы отдаем все же вертолетным экскурсиям. Так получается быстрее, а главное, из-за дрейфующего льда лодочные «прогулки» далеко не всегда безопасны.
- Скажите, а что может быть интересного, когда идешь день, другой, а за бортом или одна вода, или сплошные снега?
- Попробую объяснить, хотя это как раз тот случай, когда все надо видеть своими глазами. В Арктике, к примеру, непередаваемая игра света и тени, что настоящая находка для любителей фотосъемки. Здесь множество птиц, встречающихся только в полярных широтах, и которыми всегда особо восторгаются иностранцы. Есть и животные - когда идешь во льдах, моржей и белых медведей встречаешь обязательно. Вопрос заключается лишь в том, сколько представителей арктической фауны посчастливится увидеть, и на каком удалении. Так, местные хозяева - мишки, любопытничая, нередко подходят достаточно близко, а вот моржи воспринимают вас флегматично, скорее всего, как какой-то грязный айсберг. И если еще несколько лет назад ближе к полюсу, где-то на 86 градусе, встречи с животными прекращались, то вот, к примеру, в прошлом году пришлось, и не без труда, отгонять белого медведя практически с самой точки полюса.
- А как понять, что вы уже на самом полюсе?
- Очень просто: на «Ямале» есть навигационная система GPS (а многие туристы привозят и собственные GPS). Капитан рассчитывает курс таким образом, что антенна, стоящая на носу, попадает четко в абсолютную точку – 90 градусов N. Ледокол буквально упирается в «макушку земли». И тогда на экране GPS появляются сплошные нули. После чего рядом с судном проводится торжественное поднятие флага и полярное барбекю. Покорители севера веселятся. Желающие, которые находятся всегда, имеют возможность искупаться на самом севере Северного Ледовитого океана.
- Холодно, наверное, на самом Северном полюсе?
- Вообще-то летом здесь всего минус 5 С, а бывает, до нуля доходит. Потепление начинается с июня и длится где-то до второй половины августа. На «самом крайнем севере» теплоход стоит примерно 12 часов, после чего ложится на обратный курс. По пути предусмотрен заход на Землю Франца-Иосифа. Этот архипелаг включает множество островов, самых разнообразных по своему ландшафту. Именно отсюда начинались все известные экспедиции на Северный полюс - Нансена, Седова, Амундсена и других полярных исследователей. И до сих пор после них остаются памятные кресты, останки былых жилищ.
- Что можно сказать об уровне комфортабельности атомохода и предлагаемых развлечениях на нем?
- «Ямал», не смотря на свою «основную работу», достаточно уютное судно, хотя мы и позиционируем его как крепкие «три звезды». Тем не менее, для приятного времяпрепровождения на борту имеется все необходимое. Есть бар, ресторан, кино-лекционный зал, спортивный зал, баскетбольная площадка, бассейн с подогретой морской водой, сауна, библиотека и небольшой госпиталь. Судно оснащено всеми привычными средствами связи - факсами, телефонами, электронной почтой. В номерах-каютах – нижние койки, душ и туалет, письменные столы, телевизоры, достаточно большие иллюминаторы или окна. Все каюты двухместные, отличаются только размерами: стандартная – 13-14,5 кв. м., «полулюкс» - 18 кв. м., «люкс» - двухкомнатный номер порядка 23 кв. м. Для туристов организовано трехразовое питание, которое тоже можно считать своего рода развлечением. Его готовят специально приглашенные российские либо иностранные повара. К тому же, пассажирам круглосуточно предлагается чай/кофе с плюшками. Шумных развлечений во время круиза не бывает. Есть только музыканты, которые создают определенную лаунджевую атмосферу. Дискотек как таковых не проводится, правда, иной раз молодежь организовывает танцы в спортзале. Дело в том, что концепция экспедиционных круизов тем и отличается от привычных многим классических морских круизов. За это их и выбирают наши клиенты.
- Какова стоимость тура на Северный полюс, сколько и какой контингент путешественников в него отправляется?
- Путевка на одного человека, в зависимости от категории каюты, стоит от $21 тыс. до $29 тыс. В цену включен сам морской переход, питание, экспедиционные поездки, а также авиаперелет Москва – Мурманск – Москва и две ночевки в московском отеле «Балчуг Кемпински». Круизы на «Ямале» проводятся только в летнее время, и лишь два раза за сезон. Всего атомоход может принять ровно 100 пассажиров, и все места, как правило, бывают заняты. В путешествие едут главным образом иностранные туристы. Отправляемая нами российская группа обычно составляет 25 человек. Тем не менее, количество россиян на борту ежегодно увеличивается. Судите сами: в первый раз в 2000 году их было всего два человек. Иностранцы преимущественно солидного возраста, наши обычно помоложе – от 30 лет. Исходя из стоимости путешествия, можно понять, что все они люди состоятельные. В нынешнем году «Ямал» тоже выполнит два подряд круиза к вершине планеты. Они стартуют 23 июля, и на атомоходе пока что еще остаются свободные места.
- Последний вопрос: насколько часто ваши туристы возвращаются?
- Как правило, в круиз на Северный полюс отправляются один раз в жизни, во многом это путешествие знаковое. Но есть такое выражение: «Укусила полярная муха». И путешественники, побывавши в Арктике, в самом ее сердце, потом неприменно выбирают другие «холодные» вояжи, включая, естественно, и крайний юг - Антарктиду. Куда отправляются том числе и с нашей помощью. Север настолько входит в душу и сердце, что люди, все без исключения, всегда стремятся вновь побывать на нем.
Подготовил Игорь Горностаев

Наша справка:
Россия имеет единственный в мире атомный ледокольный флот, который с советских времен практически полностью сохранен. Остаются в строю четыре атомохода морского класса – «Ямал», «Россия», «Сибирь», «Арктика», «50 лет Победы», «Советский Союз» и два класса река-море - «Таймыр» и «Вайгач». Их номинальный владелец - «Росимущество», управляет флотом Мурманское морское пароходство. Самый последний российский ледокол «Ямал» спущен на воду в 1992 году. Его длина 150 м., ширина 30 м., водоизмещение 23,5 тыс. т., скорость 19,5 узлов. Общая мощность силовой установки 75 тыс. л/с. Экипаж судна – 150 человек. Один из самых мощных кораблей в мире, «Ямал» в состоянии преодолеть самый толстый и крепкий лед.