В начале мая в Санкт-Петербург пришел морской лайнер Fram. И его владелец - норвежская круизная компания Hurtigruten совместно с Советом по туризму Норвегии приурочили к этому событию пресс-конференцию для российских СМИ и туроператорских фирм. Встреча состоялось непосредственно на борту судна, ставшего на стоянку у причала Английской набережной Северной столицы. Перед собравшимися выступили посол Норвегии в России Ойвинд Нордслеттен, генеральный консул Норвегии в Санкт-Петербурге Отто Йорт Мамелунд, о корабле и компании рассказали капитан Fram Стейнар Хансен и директор по развитию Hurtigruten Улав Люр. Такое мероприятие, по мнению организаторов, дает возможность журналистам и профессионалам турбизнеса лучше узнать судовладельца и предлагаемые им туры, своими глазами увидеть его лайнер, а также поближе познакомиться с туристическими возможностями Норвегии.
Компания Hurtigruten, чей персонал составляет в общей сложности 3,4 тыс. сотрудников, специализируется на проведении круизов в холодных и даже суровых климатических условиях, или, по словам Улава Люра, на «снежных маршрутах». Морские путешествия норвежская компания выполняет вот уже 112 лет. Ее нынешний флот включает 14 комфортабельных лайнеров, которые, что немаловажно, изначально создавались именно как полярные. Вместимость теплоходов составляет в среднем 500 пассажиров, однако для обеспечения более спокойного отдыха, в путь обычно отправляются не более 300 туристов. Относительно небольшие суда заходят во многие укромные и наиболее интересные уголки на маршруте, куда многие современные круизные мегалайнеры, в несколько раз более вместительные и со значительно большей осадкой, добраться просто не имеют возможности.
Основное круизное путешествие лайнеров Hurtigruten проходит вдоль побережья Норвегии, известного своими фьордами, по маршруту Берген – Киркенес – Берген. Поход продолжается 11 суток и включает заходы в 34 порта. Причем, присоединиться к морскому туру можно практически в каждой точке плановой стоянки судна и на срок любой продолжительности. График движения судов Hurtigruten составлен таким образом, что ежедневно в течение всего года один из теплоходов отправляется в плавание. Компания также выполняет круизы в Арктике, Антарктике и близлежащих к ним регионах. Так, Fram прибыл в города на Неве из Антарктиды, а дальнейший его путь лежал к берегам Гренландии. В этот суровый край лайнер ходит в летний период по четырем круизным линиям, а район Антарктики он бороздит по пяти направлениям. Круизные суда, направляющиеся к норвежским фьордам, гренландскому берегу и на Шпицберген, следуют вдоль береговой линии, что позволяет путешествующим в полной мере насладиться красотой прибрежных ландшафтов. К тому же, сейчас компания прорабатывает возможность продлить один из своих рейсов до Мурманска и Соловецких островов.
Среди поклонников морских странствий Hurtigruten хорошо известна не только своими эксклюзивными походами в высокие и низкие широты и высоким же сервисом, но и достаточно спокойной атмосферой на борту. На ее лайнерах по принципиальным соображениям отсутствуют азартные игры, разного рода шоу, дискотеки и другие шумные массовые развлечения. Что и понятно, ведь основные клиенты компании – люди, склонные к путешествиям исследовательско-познавательного типа. (Причем многие из них не раз бывали на классических морских круизах, но сделали сознательный выбор в пользу продукта Hurtigruten.) Любознательным путешественникам на всем протяжении пути читаются подробные лекции о местах пребывания. В портах захода для них проводятся тематические экскурсии, они знакомятся с местными жителями, узнают об их культуре, обычаях и верованиях. А во время переходов во льдах организовываются самые настоящие экспедиции на резиновых лодках. Не смущает почитателей «снежных маршрутов» и то обстоятельство, что во многих поездках им приходится носить по большей части не смокинги и вечерние платья, а прорезиненные робы моряка.
Остается добавить, что средний возраст клиентов Hurtigruten, отправляющихся в туры по норвежским портам, составляет в среднем 50 лет. На другие маршруты едет публика помоложе – 40-45 лет. Что касается национального состава, то его основу, после норвежцев, составляют немцы и англичане. Туродень на лайнерах Hurtigruten составляет от 150 до 200 евро за сутки на маршрутах у берегов Норвегии и примерно 250 евро за остальные круизы. Цены компании в среднем на 30% выше, чем у ряда других круизных операторов, выполняющих аналогичные морские переходы. С другой стороны, как уверяют представители норвежского судовладельца, их туры во многом уникальны, поскольку повторить их в полном объеме и на надлежащем уровне не удавалось еще никому.
В то же время на круизах Hurtigruten наших соотечественников встретишь не часто. В прошлом году, к примеру, их было, по подсчетам специалистов компании, не более 1,5 тыс. человек. Однако в нынешнем сезоне норвежский морской оператор надеется принять на борту своих комфортабельных лайнеров уже более 3 тыс. россиян. Для чего компания Hurtigruten заключила агентские соглашения более чем с 20 российскими турфирмами.
Игорь Горностаев
Наша справка:
Круизный лайнер Fram имеет 8 пассажирских палуб, его длина составляет 114 м, ширина - 20 м. Свое имя теплоход получил в честь легендарного парусного судна, на котором в конце позапрошлого века известный полярный исследователь Нансен достиг Северного полюса, а его коллега Амундсен в начале ХХ века ходил в Антарктиду. Сейчас первый Fram в качестве музея стоит на «вечной стоянке» в Осло.