Нынешним летом на отечественном рынке морских круизов вновь появился знакомый нашим туристам теплоход "Далмация". Теперь судно ходит вдоль хорватского побережья Адриатики. В этом сезоне уже вряд ли, но через год оно вполне может начать пользоваться спросом как среди российских любителей круизов, так и у простых почитателей морского отдыха. При условии, правда, что судовладельцы согласятся пойти на снижение тарифов
Теплоход "Далмация" довольно хорошо известен нашей круизной публике. В 2000 году в сезонный фрахт его брала столичная операторская фирма "Метрополис Тур", работающая ныне с лайнером "Асседо". Тогда "Далмация" возила россиян по Средиземноморью и к берегам Центральной и Северной Европы. Год спустя фрахт не был пролонгирован, и судно на время исчезло из поля зрения нашего турбизнеса.
Кроме того, аналогичный "Далмации" теплоход (или sister ship, как говорят моряки) - "Астра" (бывшая "Истра") - находился в бербоут-чартере у российской компании "Каравелла". В то время, а было это примерно с начала и до середины 90-х, круизы на "Астре" пользовались заметным спросом.
Но вернемся к "Далмации". Ею владеет хорватская судоходная компания Uljanik Ship-Management, в ведении которой находятся еще семь морских сухогрузов. Судно построено в 1967 году в Пуле и ровно 30 лет после того ходило по круизным маршрутам, летом в районе Скандинавии, а зимой - в тропиках. Некоторые технико-эксплуатационные данные теплохода: длина 117м, ширина- 17 м, пассажи ровместимость 302 чел., 102 пассажирские каюты. В 1999 году "Далмация" прошла частичную реновацию, после чего хозяева начали упорно искать для нее новую круизную нишу.
В этом году судно впервые вышло на круговой маршрут вдоль побережья Хорватии. Путешествие начинается в родной для "Далмации" Пуле. В первой половине круиза, когда судно идет на юг, намечены заходы на острова Мали Лошиня, Телашица и в знаменитый Дубровник. На обратном пути предусмотрены стоянки в гаванях небольших, но очень живописных островов Млет, Корчула, Хвар, последовательно проходя которые теплоход попадает во второй по величине город Хорватии Сплит. Завершается недельный круиз опять же в Пуле. Таким образом за время морского тура пассажиры получают возможность увидеть почти всё хорватское побережье: и живописный полуостров Истрия, и практически все наиболее привлекательные уголки Средней и Южной Далмации. Кроме этого, уже по ходу выполнения круизной программы, к ним прибавилась стоянка в порту Котор, находящемся уже на территории Черногории. Само собой, в каждом порту захода для пассажиров организуются экскурсионные прогулки и поездки.
Нынешний пассажирский контингент на "Далмации" достаточно традиционен и представлен в основном пенсионерами из Германии. И поскольку судно только в мае первый раз вышло на маршрут вдоль региона, в честь которого его и назвали, его загрузка была еще крайне далека от требуемой. Организатором походов "Далмации" сейчас выступает сам судовладелец, и он же планирует провести ряд рекламно-коммерческих акций по привлечению на борт необходимого числа туристов. В том числе руководство Uljanik проявляет определенный интерес и к туристскому рынку России.
Что касается российских турагентств, занятых реализацией кру-изного продукта, то их отношение к "Далмации" неоднозначно. Основные претензии, которые они предъявляют к теплоходу, так или иначе связаны с его достаточно почтенным возрастом. Действительно, конструкция и внутренний дизайн судна, в 60-х годах заслуженно считавшиеся ультрасовременными и еще лет десять назад вполне приемлемыми, теперь явно проигрывают по комфортабельности современным мега-лайнерам ведущих круизных компаний мира. Впрочем, подобные сравнения "Далмации" всегда упираются в классическую формулу соответствия цены качеству.
В настоящий момент недельные круизы на "Далмации" продаются, в зависимости от категорий кают, по 650 - 1400 евро по краям сезона и по 750 - 1600 евро в его разгар. Или, средний показатель, 1050 - 1150 евро, что для российского рынка явно дороговато. Это отлично понимают и в представительстве по туризму Республики Хорватия в России. Поэтому, как сказал его директор Младен Фалькони, по этому поводу он имел и будет продолжать вести переговоры с руководителями судоходной компании, и есть основания надеяться, что судовладелец "установит для россиян приемлемые тарифы".
Если ценовой вопрос будет действительно решен и, желательно, уже в этом сезоне, то не исключено, что через год "Далмация" вновь станет пользоваться популярностью среди не слишком требовательных россиян. Предпосылки, по крайней мере, для этого имеются. Те же ту-рагенты в превосходных степенях отзываются об уровне сервиса на борту судна, об отлично продуманном и вкусном питании, о дружелюбии и отзывчивости судовой команды. И это не говоря о уже тех бескрайних морских просторах и величественных архитектурных памятниках, старинных городках с узкими улочками и сотнях утопающих в зелени островах и островках, доживших до наших дней многочисленных памятниках античности и современных хорватских городах и курортных поселках-словом, всего того, что ждет на новом маршруте пассажиров круизного теплохода "Далмация".
Игорь Горностаев