С 1 августа финский оператор морских паромов Stella Lines OY Ltd открыл сообщение на линии Хельсинки – Санкт-Петербург. Финляндию и Россию планировала связать морской переправой еще в июле, но потом ее открытие было перенесено. Но в любом случае на водном маршруте теперь ходит грузопассажирский паром Julia, рассчитанный на перевозку до 1 860 пассажиров и 400 легковых автомобилей. Официальным агентом новой паромной трассы выступает компания «Инфлот Ворлдвайд СПб».

Входной билет на паром, следующий из Северной столицы в столицу Финляндии, без места в каюте и в зависимости от дня недели, стоит от 50 до 60 евро в одну сторону. Что вполне сопоставимо со стоимостью железнодорожного билета на том же направлении. Стоимость билета с каютой – от 60 до 340 евро. От 50 евро стоит провоз транспортного средства. При этом предусматриваются скидки для молодежи и детей. Время в пути – 12,5 часов. Stella Lines планирует выполнять на новой линии от трех до четырех рейсов в неделю.
Напомним, в апреле 2004 года компанией Tallink Grupp было открыто паромное сообщение Хельсинки - Таллинн - Петербург, однако из-за небольшого пассажиропотока уже зимой оно было закрыто. Летом того же года компания Silja Lines также поставила паром на маршрут Росток - Таллинн – Петербург. Но и он по тем же причинам в сентябре приостановил движение на этой трассе. Причем, в обоих случаях, отмечают специалисты, серьезным препятствием на пути успешного развития паромного бизнеса становились проблемы с получением иностранными гражданами российских виз.
При организации международных паромных маршрутов в Санкт-Петербург, ставка во многом делалась на зарубежных туристов. В то же время, в нашей стране нет закона, позволяющего иностранным пассажирам морских паромов безвизово посещать российскую территорию, как это принято для участников морских круизов. Тем не менее, финская компания Stella Lines и ее российские партнеры надеются, что закон, разрешающий паромным туристам пребывать в России в течение 72 часов, не оформляя визы, в ближайшее время все же будет принят. Известно, что депутаты Госдумы РФ собираются вернуться к его рассмотрению в начале сентября. В этом случае Stella Lines обещает ежегодно привозить в Петербург до 500 тыс. путешественников. Тем не менее, на сегодняшний день ее паром между двумя странами официально заявлен лишь до января следующего года. И если закон об облегченном въезде в Россию принят не будет, считают эксперты, в дальнейшем морские рейсы Stella Lines могут и не возобновиться.
Интересно, что вместе с открытием новой паромной линии стало известно, что ОАО РЖД в 2009 - 2010 годах собирается пустить скоростное железнодорожное движение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Согласно проекту, на направлении начнут курсировать скоростных поезда, которые, двигаясь со скоростью до 250 км/ч, смогут преодолевать расстояние до столицы Финляндии за 2,5 часа. Два традиционных фирменных состава «Репин» и «Сибелиус» при этом продолжать ходить по прежнему расписанию.
Иван Коблов