Реализацией зарубежных туров на парусных яхтах в нашей стране занимаются специализированные туроператорские фирмы, а также представители яхт-чатрерных компаний и отдельные судовладельцы. Подавляющее же большинство российских турфирм предпочитают не иметь дело с яхтенным отдыхом. И прежде всего потому, что в среде турбизнеса бытует прочно укоренившееся мнение, что им интересуется достаточно ограниченный круг потребителей. Что действительно соответствует истине. Но как уверяют в компаниях, представленных в яхтенном секторе туристического рынка, несмотря на определенную пассивность публики в отношении парусного времяпрепровождения, интерес к этой теме «подогреть» и «распалить» можно всегда или почти всегда. Правда, для того нужен опытный и досконально знающий свое дело специалист-менеджер. В то же время, в агентских фирмах, ведущих продажу туров на яхтах, персонал обычно довольно слабо владеет парусной тематикой. Хотя, по отзывам профессионалов, и опять же вопреки расхожему мнению, нечего особо сложного в ней нет.

Начать с того, что путешествие на арендованной за границей парусной яхте (яхт-чартер) зачастую вовсе не дорогое, а наоборот весьма выгодное предприятие. Судите сами: отправляясь в другую страну, турист получает крышу над головой, а вместе с ней и счастливую возможность побывать на ее популярных морских курортах, попутно осмотрев недоступные обычному курортнику уголки побережья, а при желании - посетив соседние страны. К тому же сам фрахт яхты не настолько дорог, как это может представляться. Для примера, неделя на относительно небольшом шестиместном паруснике (до 12 метров), арендуемом в Турции, может стоить примерно от $1500, то есть по $250 на брата. Средняя же недельная цена проката аналогичных парусных яхт на Средиземноморье находится в пределах от $500 на одного путешественника. Безусловно, фрахтовые ставки сильно зависят как от размеров и комфортабельности яхты, так от сезона (пиковые тарифы – июль, август), и страны пребывания (самые дорогие регионы – Лазурный берег и Сардиния). Но как показывает практика, отпуск под парусами почти всегда обходится заметно дешевле, чем если «в то же время и в том же месте» проводить его в номере отеля уровня 4*. Хотя, конечно же, верхней границы для яхт-чатрера, можно сказать, практически не существует.
Дальше в калькуляции яхтенных затрат на время морского странствия имеем следующее. Дополнительно арендаторам придется платить еще по $30-70 в сутки за стоянки в маринах захода. Отдельная статья расхода - дизельное топливо, примерно $1 за литр. Тут необходимо иметь в виду, что парусные суда тратят за неделю примерно столько же горючего, сколько моторные за час, а значит если действительно ходить строго под парусом, то расходы получаются не такие уж существенные. Наконец, от туриста потребуется депозит в размере где-то от $ 1-1,5 тыс. Впрочем, по окончании похода, при его удачном завершении - а так чаще всего и бывает, эти деньги возвращаются к своему прежнему хозяину.
Что не помешает знать о яхт-чартере
Наиболее привлекательным для хождения под парусами и у спортсменов и у любителей считается Средиземное море. Здесь расположилось множество марин – яхтенных стоянок, где можно заправиться водой и топливом, подключиться к электросети и спутниковой антенне. Побережье изобилует огромным количеством островов и островков, его берега буквально изрезаны бухтами и бухточками, где можно переждать непогоду, да и сезон длится почти 10 месяцев. Как отмечают специалисты, начинающим яхт-путешественникам отправляться в море лучше всего с побережья Турции. (Бывалые яхтсмены обычно сами, без подсказок со стороны, отлично знают, где для них предпочтительнее начинать круиз.) В качестве аргумента можно привести достаточно щадящие погодные и уникальные природные условия, большой выбор прокатных судов и наиболее низкие тарифы на всем Средиземноморье. Не стоит забывать также и о таких преимуществах, как многочисленных авиачартерные рейсы из России и безвизовый въезд, которые позволяют россиянам оказаться в этой стране хоть завтра.
Отправляться в морское путешествие предпочтительнее оттуда, где рядом находятся острова, бухты, различные исторические и природные памятники. Благо таких мест на Средиземном море немало. Немаловажно также знать, где популярен виндсерфинг, дайвинг, рыбная ловля. Все это интересуют клиентов зачастую не меньше, чем сам поход под парусами. Не помешает им и более подробная информация о том, скажем, где есть хорошие рыбные рестораны или где сосредоточены центры развлечений и ночной жизни, либо, напротив, в каких уголках можно вволю насладиться общением с дикой природой. И уж вообще высшим пилотажем для сотрудника турфирмы можно считать знание таких подробностей, как преимущественные направления ветров в планируемых местах морских переходов или же знание и умение отметить на карте наиболее предпочтительные стоянки на выбранном маршруте.
Это из области вышей квалификации, но в любом случае менеджер должен при необходимости отдельно оговорить с клиентом процедуру посещение других стран на яхте, когда заранее заказывается лог - соответствующий транзит. Место окончания круиза, в том случае если оно будет не там, где начиналось плавание, тоже уточняется и оговаривается с клиентом заранее.
Когда шкипер предпочтительнее стюарда
Арендой парусных яхт на Средиземном море занимаются специализированные чартерные компании, с которыми турфирмы заключают соответствующие агентские договора. Яхтопрокатные компании имеют как собственные суда, так и по обоюдному соглашению эксплуатируют яхты отдельных частных владельцев. Им предоставляют причалы под стоянки, техобслуживание, страховку, решение всех юридических вопросов, а также находят заказчиков на яхт-чартер. В общем, подобное сотрудничество выгодно всем. В том числе и туристам, которые за относительно небольшие деньги могут провести неделю и больше на роскошной парусной яхте, где предусмотрено все для отдыха и спорта. Перед выходом в море сотрудники чартерной компании тщательно готовят судно к плаванию, заправляют его топливом, газом и водой. Совместно с агентской фирмой они в состоянии решить интересующие путешественников вопросы безопасности, страховки, а также любые организационные и юридические формальности.
И еще один важный момент, о котором обычно спрашивают клиенты. На Средиземноморье парусную яхту можно взять на прокат как с капитаном – шкипером, так и без него. Правда, в последнем случае хотя бы одному из путешественников нужно иметь соответствующие международные права, дающие допуск к управлению судном данного класса. При этом надо знать, что пройдя по намеченному маршруту и сдав яхту в целости и сохранности, мореходы получают назад страховой депозит. В противном случае, когда поломок в пути, вызванных посадкой на мель или другими субъективными обстоятельствами, избежать не удалось, со страховыми деньгами наверняка придется расстаться.
Поэтому бывалые яхтсмены-парусники обычно не советуют своим менее опытным коллегам отправляться в самостоятельное плавание без приобретения хотя бы минимальных морских навыков. Получить их, в свою очередь, новички могут, опять же, наняв шкипера. Его услуга обойдется в среднем в $100-150 в день плюс питание, но этих денег она явно стоит и на ней, по мнению опытных яхтсменов, экономить не стоит. Вот на чем может смело экономить наш не избалованный сервисом путешественник, так это на бортовом стюарде. Впрочем, и это тоже на усмотрение клиента.
Иван Коблов