Февраль – традиционный месяц затишья, причем как в турбизнесе в целом, так и в его отдельных структурах. В полной мере это относится, в том числе, к рынку морских круизов. Февральское затишье совсем не продолжительное. Тем не менее, появляется немного времени, чтобы перевести дух после недавнего всплеска продаж водных путешествий на новогодние празднества, вспомнить еще раз прошедшую летнюю навигацию, а также задуматься о предстоящем сезоне. Вот в этот период относительного затишья мы и решили пообщаться с известными круизёрами Москвы, а значит и всей России, занятыми реализацией круизных туров зарубежных судоходных компаний. Их топ-менеджменту было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как для вашей компании прошла круизная навигация лета прошлого года, а также в недавний новогоднее-рождественский период? Какие водные маршруты, морские лайнеры и круизные компании оказались наиболее востребованными вашими клиентами?
2. Какие, на ваш взгляд, предложения западных круизных компаний вызовут наибольший интерес у любителей морских путешествий в предстоящем высоком сезоне?
Предлагаем вашему вниманию ответы, которые мы получили. (Приводятся в порядке поступления в редакцию.)
Дарья Евстигнеева, директор департамента круизов компании «Ланта-тур вояж» (генеральный представитель круизного холдинга Royal Caribbean & Celebrity):
1. Прошлым летом объемы наших продаж выросли в среднем на 30%. Особый интерес у публики вызвал впервые пришедший на летний сезон из США в Европу лайнер Voyager of the Seas, который ходил по Западному Средиземноморью. Устойчивым спросам пользовались также Millennium, ходивший по 10-суточному маршруту «Барселона–Барселона», Brilliance of the Seas, заходивший в Венецию, Century, следовавший по маршруту Амстердам-Барселона и некоторые другие суда. Всего же американский холдинг отправил к европейским берегам 9 лайнеров – 6-ть в Средиземное море и 3-и на Север континента. Прошлым летом нами было организовано 9 групповых заездов численностью 60-100 туристов. (Один раз набралось более 200 человек.) Что касается семейного отдыха, то здесь на первом месте стоят лайнеры компании Royal Caribbean, любители более комфортного плавания отдавали предпочтение Celebrity. Примерно 60% наших туристов отправились на просторы Средиземноморья, 20% - на север Европы. Остальные же, не смотря ни на что, выехали на Карибы, где многих привлек 10-дневный маршрут «Нью-Йорк – Карибские острова» на лайнере Explorer of the Seas. Отмечу, что за год число наших карибских путешественников возросло где-то на четверть. На новогодние праздники тоже отмечен значительный процентный рост числа круизных пассажиров. Так, только на мегалайнере Freedom of the Seas, который встретил Новый год в районе Западных Карибов, было более 300 российских туристов. Более 200 россиян побывало и на борту Infinity, ходившего в Южную Америку. Кстати, этот континент пользуется все большим спросом.
2. В этом году морские лайнеры Royal Caribbean & Celebrity появятся в Европе заметно раньше. И в их числе будет судно, аналогичное Voyager – Navigator of the Seas. Так что уже на майские праздники мы предлагаем туристам самые разнообразные круизы. Лайнеры холдинга, теперь общим числом 10 единиц, будут ходить практически по всем прежним полюбившимся пассажирам европейским маршрутам. Кроме того, планируется проведение круизных программы практически во всех уголках мирового океана - кроме Карибов, на Бермудах, в Австралии и Новой Зеландии, в Юго-Восточной Азии, Южной Америке и даже у берегов Антарктиды. Стоит добавить, что поскольку мы представляем американскую компанию, то у нас, в том числе и на борту лайнеров, действуют долларовые цены, которые остаются неизменными с прошлого года.
Михаил Фельдман, руководитель круизного направления компании «ПАК Групп» (приоритетный партнер круизной компании MSC Crociere (MSC Cruises)):
1. В прошлом году мы впервые начали работать с круизами итальянской компании MSC Cruises, а до этого несколько лет подряд самостоятельно фрахтовали и проводили морские туры на судне «Академик Сергей Вавилов». Результаты работы оказались лучше, чем мы ожидали: за лето в морские туры было отправлено более тысячи человек, при этом проведено 20 групповых заездов, что составило примерно 90% от общего объема туристов. Причем, группам, численность которых составляла от 30 до 100 человек, предоставлялся широкий русскоязычный сервис – и на борту судна и на экскурсиях. Путешественникам явно по душе пришелся круизный сервис компании. Наибольшим спросом пользовались ее походы на север – норвежские фьорды себя еще далеко не исчерпали. К тому же эти походы начинались в Санкт-Петербурге, что стало дополнительным стимулом для их выбора клиентами. Востребованы были каюты с балконами. В новогодние праздники загрузка тоже оказалась выше всяких похвал. В этот период «ПАК Групп» отправил на суда MSC Cruises три российские группы.
2. В предстоящем сезоне мы планируем расширить объем предложений по круизам к берегам Норвегии, в связи с чем, начнем плотно работать еще с одним судном компании. И теперь по понравившемуся туристам маршруту лайнеры из Петербурга будут отправляться раз в неделю. Увеличится и круизный сезон, который будет длиться с мая по сентябрь. А вот цены на водные путешествия, наоборот, сохранятся на прошлогоднем уровне. Прежней остается и политика компании в организации семейного отдыха. Так, к примеру, два места в 4-х местной каюте на детей (до 18 лет), при наличие двух взрослых, вновь будут бесплатными, надо оплатить только портовые сборы в размере около 100 евро. Минимизировать стоимость поездки по-прежнему можно при ранних бронированиях. Кстати, на сегодня уже до 70% групповых продаж бронируется заранее, за 3-4 месяца и еще раньше. Уверен, этот показатель в дальнейшем будет увеличиваться. Что и не удивительно, люди начинают понимать, что выкупая туры заранее они получают скидки от 100 до 800 евро и больше.
Елена Суменко, директор по развитию турфирмы Dan appy (уполномоченный агент компании Silversea):
1. Наша компания специализируется на обслуживании корпоративных и VIP-клиентов и в прошлом году мы впервые начали реализовывать круизы Silversea, продукт которой рассчитан на наиболее взыскательную публику. В начале весны мы продали одну каюты для двух туристов. Круиз по средиземному морю продолжительностью 10 дней стоил $12,7 тыс. без перелетов, экскурсионки и сборов. А летом наши новые клиенты привели к нам своих друзей, которые приобрели на декабрь 2-недельную поездку, проходившую у берегов Юго-Восточной Азии. Восемь мест в каютах разного уровня обошлись им по ценам от $14 тыс. до $25 тыс. Круизных туристов у нас наверняка могло быть и больше, если бы не ряд объективных сложностей. Так, туристы, выбирающие отдых на лайнерах Silversea в большинстве своем хотят путешествовать в сьютах, но эти номера надо заказывать заранее, по крайней мере, за полгода. Потом, оформлять визы в ряд стран Азии и Южной Америки также необходимо за две недели – месяц, а то и раньше.
Нашим же людям очень часто надо получить все и прямо сейчас.
2. Несмотря на то, что спрос на круизы Silversea в России пока невысокий, их дальнейшие перспективы, на мой взгляд, вполне очевидны. В нынешнем сезоне, как мы считаем, востребованными окажутся Средиземноморские маршруты и путешествия к норвежским фьордам. Интересны также и несколько экзотичные для россиян маршруты лайнеров компании у берегов Индии. И не только они, поскольку Silversea предлагает отправиться в самые разнообразные морские путешествия практически в любом регионе мирового океана.
Валентин Елисеев, руководитель круизного центра «Нептун»:
1. За год объем круизных перевозок центра «Нептун» возрос в среднем на 35-40%. Летом хорошо раскупались туры из Санкт-Петербурга на лайнерах Costa Magica и MSC Lirica. Был заметный спрос и на Carnival Liberty, чей 10-дневный маршрут начинался и заканчивался в Риме. Судно заходило во многие интересные средиземноморские порты, да к тому же путешествие на нем стоило недорого – от $1 тыс. во внутренней каюте. Наши группы также отправлялись на 10 дней на лайнере Golden Princess –по столицам северной Европы, а также в двухнедельные круизы на Sea Princess, маршрут Лондон – Норвегия – Исландия. По-прежнему оставался популярным суперлайнер Queen Mary 2, а с ним и спрос на трансатлантические переходы. Наконец, осенью прошел интересный групповой круиз Бангкок – Пекин. Зимой же отмечен рост бронирований на Австралию и Новую Зеландию, куда мы отправляли группы на лайнер Statendam компании Holland America Line. По традиции в новогодние дни групповые заезды были и в Южную Америку. В этот раз мы организовали четыре группы на Rotterdam, принадлежащий той же компании. Кроме того, в это время народ в массовом порядке поехал на Средиземное море (теплоход Costa Victoria), на Гавайи с компанией Norwegian Cruise Line (NCL), а также в Эмираты с Costa Classica.
2. В марте пройдет инаугурация нового лайнера Carnival Freedom, но уже сейчас россияне забронировали на нем более 100 мест на майские праздники. Новый гигант встает на 12-суточную римскую линию, сменив ходившее на ней год назад судно Carnival Liberty. Минимальные расценки на этот тур - от $1,2 тыс. Также в мае мы собираем группу на лайнер Costa Fortuna, обслуживающий недельный маршрут в Западном Средиземноморье. А в летнем сезоне вновь предложим туристам поездки из Питера на Costa Magica и МСС Lirica – опять же по столицам северной Европы, а также круизы Лондон – Норвегия – Исландия, которые в этот раз будет выполнять лайнер Grand Princess. Потом, на середину июля запланирован интересный и впервые массовый для россиян тур, включающий недельный круиз из Ванкувера на Аляску на теплоходе Statendam. И, конечно же, вновь ожидаем группы на круизах вокруг Европы, а осенью – в Юго-Восточной Азии.
Наталья Андронова, член совета директоров компании «Атлантис Лайн» (приоритетный партнер круизной компании Carnival Cruise Line, официальный представитель в России компании Norwegian Cruise Line (NCL)):
1. Круизный сезон-2006 в очередной раз подтвердил наше утверждение: благодаря глобализации морского круизного бизнеса, этот вид отдыха из эксклюзивного смещается в сторону доступного для основных туристических масс. В круизы отправляется все большее количество россиян - по оценкам специалистов «Атлантис Лайн», объем пассажиров в 2006 году превысил показатели 2005 года примерно в 2,5 раза. Причем, все большее число наших пассажиров бронируют туры заранее (бывает, за год и еще раньше!), получая при этом все преимущества раннего бронирования - выгодные цены и широкий выбор кают. (Так, прошлым летом у нас уже активно бронировались круизы на мегалайнере Carnival Freedom, который будет спущен на воду только в марте нынешнего года и начнет совершать серию средиземноморских круизов «Рим – Рим»). Прошлым же летом основным спросом пользовались путешествия по Средиземному морю на лайнерах Carnival Liberty и Norwegain Jewel. Осенью поток пассажиров сместился в Юго-Восточную Азию, а зимой – в Южную Америку, Карибский бассейн и Французскую Полинезию. Устойчивым стал спросом на эксклюзивные маршруты лайнеров 6* круизных компаний Silversea и Regent Seven Seas.
2. Сейчас первое место на круизном рынке прочно занял американский холдинг Carnival Corporation. Очень сильны позиции и у Star Cruises Group, с входящей в нее компанией NCL. Именно глобализация круизной индустрии позволит сделать морские круизы для россиян не менее популярным видом отдыха, чем в Европе и США. Начало предстоящего сезона ознаменуется спуском на воду новейшего лайнера Carnival Freedom компании Carnival Cruise Line. Уже в прошлом году стало понятно, что судно станет одним из самых интересных и выгодных на рынке. Сейчас на нем предлагается серия из 12-дневных маршрутов «Карнавал Средиземноморья», она пройдет с марта по октябрь. На большинство дат «Атлантис Лайн» уже сейчас сформировала большие русские группы. Для наших туристов организуются экскурсии во всех портах захода, предлагается меню на русском языке, есть русскоязычные менеджеры на борту. Альтернативой продолжительным круизам станут еженедельные 8-дневные круизы из Барселоны (с заходом в порты Испании, Италии и Франции) на лайнере Norwegian Jewel компании NCL, чьим официальным представителем в России выступает также «Атлантис Лайн».
Максим Радионовский, руководитель компании Breeze Line:
1. Продажи в сезоне 2006 года шли успешно. К тому же, второй год подряд мы поднимаем под круизы свой чартер с Майорки. В этот раз было выполнено 15 рейсов, перевезено более 1,6 тыс. человек. Что важно, мы практически не потеряли денег на авиаперевозке. Также до Майорки туристы «Бриз Лайна» добирались и другими путями. За период с начала января по декабрь прошлого года наши клиенты посетили 117 круизов компании Princess Cruises. Из них было 22 групповых «заплыва», наши сопровождающие работали с 20 группами. Хорошо продавались круизы Princess по Западной Европе и Средиземному морю, сформировались и большие группы на ее азиатские туры. Общий прирост продаж продукта этой компании составил 12%, что довольно хороший показатель, учитывая ее «взрослые» цены и внушительный объем продаж в прошлом году. Далее, на кораблях компании Tui-Thomson было совершено 94 круиза, из них 51 групповой и 19 с нашими представителями на борту. Иные группы достигали 250 человек. Абсолютное увеличение продаж экономичных туров Thomson в том году составило 48%, во многом благодаря нашим чартерным авиаперевозкам. И теперь эти круизы просто перешли в разряд массового отдыха. Отдельно нужно отметить лайнер Carnival Liberty, на котором наши туристы совершили 13 круизов по Европе. Для первого года работы - не так уж плохо. Нельзя не упомянуть и о круизах класса люкс. Такие компании как Crystal Cruises, RSSC, Cunard все более востребованы на нашем рынке. Они не собирают группы из сотни туристов, но компании по 10 - 15 человек, при стоимости туров 5-10 тысяч, совсем не редкость. При этом на лайнере Queen Mary 2, который можно отнести тоже к люксовым кораблям, у нас были группы по 20-30 человек. За год любители smart поездок совершили 31 круиз. Всего же за прошлый год наши туристы посетили 255 круизов.
2. На декабрьском совещании международных агентов компании Princess Cruises, проходившем в Индии, Breeze Line был торжественно вручен хрустальный кубок. Мы заняли первое место в номинации так называемых «средних рынков» (до 5000 тыс. человек) – это сложившиеся рынки, которые реально приносят Princess прибыль. В своем сегменте мы обошли большинство европейских не англо-говорящих стран. Таким образом, можно сказать, что наш рынок окончательно утвердился и сформировался как стабильный и сильный. Конечно, очень хочется продавать как Германия - более 50 тыс. туристов только на Princess. Это притом, что у немцев есть и свои лайнеры...
Татьяна Чувилкина, заместитель генерального директора по PR «Натали турс»:
1. В прошлом году рост продаж круизов в нашей компании составил не более 5%. Основными маршрутами с русскоязычным обслуживанием были следующие. По Средиземному морю – «Очарование Ривьеры» на кораблях Costa Fortuna и Costa Concordia, по Северной Европе – «Музыка Фиордов» на Costa Magica. На новогодние праздники в круиз «Прибой Атлантики» «Натали турс» отправила две организованные группы.
2. На новый сезон нынешнего года прогнозируется рост наших продаж на 150%. Он будет обеспечен за счет работы с пятью(!) новыми круизными компаниями. К тому же, в ассортименте наших предложений будут представлены круизы от бюджетных до наиболее престижных. Так, для туристов, которые воспринимают лайнер как средство передвижения между городами, не предъявляя особых требований к условиям на борту, вполне подойдет греческая круизная компания Louis Hellenic Cruises. Ее маршрут «Прибой Атлантики» особо привлекателен портами захода - Барселона, Генуя, Малага. Costa Cruises - компания, которая совмещает в себе приемлемую стоимость и высокий уровень комфорта на борту. Ее основными маршрутами остаются круизы «Очарование Ривьеры», с выходом из Барселоны, и «Музыка фьордов» - из Копенгагена. Эти круизы привлекательны своими оптимальными маршрутами, наличием русскоязычных групп и экскурсий. Новинками этого сезона являются ряд туров с выходом из Санкт Петербурга. Аналогичного уровня продукт и другой круизной компании - Island Cruises, с выходом из Пальма де Майорка. Для всех туров рассчитаны программы путешествий, предоставляющие комбинирования различных круизных маршрутов с проживанием на курортах Пальмы. Следующая компания - Star Cruises, она предоставляет возможность путешествия в летний период по Юго-Восточной Азии. Круизы начинаются в Сингапуре и на Пхукете. Класс «Люкс» предполагает поездки на кораблях категории 6* со всеми соответствующими этому уровню услугами. Компания Silver Sea вполне оправдывает присвоенную ей категорию. «Очарование Ривьеры», «Прибой Атлантики», «Олимпийские сокровища», «Музыка фьордов» – самые популярные маршруты в люксовом исполнении. Уже сейчас наблюдается увеличение глубины продаж на летний сезон-2007, есть брони даже на сентябрь. Особый спрос, мы считаем, будет всё таки у круизов с русскоязычными группами и на круизы с посадкой в Санкт-Петербурге и Барселоне.
Подготовил Игорь Горностаев