Яхтенный чартер – непродолжительная аренда небольших парусных судов. Сегодня это один из самых распространенных видов отдыха на Западе. А ведь еще не так давно яхта считалась своеобразным атрибутом избранных – аристократов и финансовых воротил. Стать же массовым видом активного туризма яхтингу, безусловно, помогла его нынешние вполне приемлемые, по крайней мере, по меркам европейского среднего класса, тарифы на аренду судов. И, конечно же, не последнюю роль в популяризации яхтинга играет то обстоятельство, что он успешно сочетает в себе романтику морских странствий, а также возможность побывать в местах, недоступные для посещения другим путем. Да к тому же, походы на яхтах по-прежнему не перестают быть престижным времяпрепровождением.
Морские путешествия на собственной, пускай и временно, парусной яхте, конечно же, впечатляющее занятие во время планового досуга. Тем не менее, сегодня поклонники водных странствий не ограничиваются даже безбрежными просторами мирового океана. Все большее число туристов выходит на более скромные, на первый взгляд, речные дороги. Пока что, правда, преимущественно, европейские. И интерес публики к аренде небольших речных или смешанных «река – море» катеров также ежегодно возрастает.
Чартер Средиземноморья
Существует два вида яхт-чартера: без экипажа и соответственно с экипажем. Аренда без экипажа предполагает наличие в группе человека, имеющего шкиперскую лицензию на управление яхтой. (В некоторых странах требуются два члена команды, имеющих лицензии.) Сами яхты по конструктивным особенностями разделяются на парусные и моторные. Впрочем, сейчас практически все парусные суда оснащены дополнительно и моторами малой мощности, которые позволяют в отсутствие ветра добраться до берега.
Самым большим спросом у европейских яхтсменов в летнее время пользуется Средиземное море. А наиболее престижными регионами плавания в этой части мирового океана традиционно считаются Лазурный Берег Франции и регион итальянского острова Сардиния. Хотя к французскому Средиземноморью настоящие «яхтенные волки» относятся достаточно скептически. Действительно, береговая линия здесь плотно застроена курортами и частными виллами, а насладиться относительно нетронутой природой возможно разве что недалеко от Марселя, где еще сохранилась небольшая группа «диких» островков. К тому же на Лазурном Берегу достаточно слабые ветра, что никогда не привлекало настоящих яхтсменов. Совсем другое дело Сардиния и окрестности, где окружающая среда вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Да и для мореходов есть все необходимое для приятного плавания, в том числе и погодные условия. Еще у почитателей яхт пользуются успехом своеобразные комбинированные путешествия, когда, судно с французского побережья уходит в район итальянского острова и проводит там основную часть времени.
Если говорить о престижности яхт-чартерных центров, то таковыми можно смело считать Канарские и Балеарские острова. На Канарах основные яхтенные стоянки размещены на островах Тенерифе и Гран Канария. Причем, в пику Лазурному берегу, многие специалисты склонны считать их чуть ли не идеальным местом для яхт-туров, причем как для «чайников», так и для опытных профессионалов. И наоборот, начинающим яхтенным путешественникам не рекомендуют посещать Балеары, поскольку этот архипелаг считается достаточно ветреным местом.
Однако массовый яхтинг сосредоточен в других регионах Средиземноморья – в Турции, Хорватии и Греции. За последнее десятилетие наибольшее развитие яхт-чартер получил на турецком побережье. И как отмечают эксперты, сегодня эту страну, по объемам продаж, вполне можно считать лидером европейского рынка яхтенного отдыха. Основные места базирования судов находятся здесь на побережье Эгейского моря - в Мармарисе, Гечеке, Бодруме и Финике. Местные парусные путешествия предполагают посещение многочисленных необитаемых островов, обильно разбросанных у побережья, а также, при желании, просто активное хождение под парусом. Все яхтенные маршруты проходят в основном вдоль берега, из-за чего навигация несложна. Шторма в этих краях бывают крайне редко, а остановиться на короткий или же длительный отдых можно буквально везде, куда падает взгляд. Так что, яхтинг в Турции вполне приемлем и для новичков, не говоря уже об опытных яхтсменах.
С турецкими яхтенными маринами в последнее время успешно конкурирует Хорватия. Суда в аренду сдаются на все протяжении Адриатического побережья страны, от Пулы до Дубровника, а также на многих крупных островах, таких, как Црес, Кырк, Паг. Кстати, хорватская прибрежная зона также богата всевозможными островами и островками, поэтому особого волнения моря и здесь не бывает. Правда, коварный ветер бора заставляет морских путешественников никогда не терять бдительность. Что очень нравиться бывалым мариманам, которые принципиально не жалуют походы при полном штиле.
Практически нет открытого моря и у средиземноморского побережья Греции. В этом водном регионе путешественников встречает множество практически полностью необитаемых островов - только в Эгейском море их насчитывается более 2 тыс. И при этом всего в нескольких часах судового перехода обязательно находится какой-нибудь известный курорт или порт. Чаще всего греческие туры на яхтах начинаются в Афинах (Пирей), Лаврионо и на больших островах Родос, Кос. Яхтенные возможности Греции в последнее время выглядят более скромными, чем у их соседей-конкурентов. Однако природно-погодные условия ничем им не уступают: постоянный и спокойный ветер способствует довольно несложному движению под парусом. А для почитателей более экстремальных ситуаций в акватории есть группы островов, где периодически, даже в разгар лета, бывают заметные морские волнения.
Речные дороги
Все большее распространение в Европе получает аренда маломерных речных катеров, о которой пока еще мало знает широкий круг российских туристов. Эта услуга теперь достаточно хорошо развита в основных речных центрах континента - специализированные марины есть во многих регионах Франции, Бельгии, Голландии и Германии. Кроме того, фрахт небольших катеров представлен в Англии, Шотландии и в несколько меньших объемах – в Финляндии, Испании, Португалии и Ирландии.
Заказчики обычно самостоятельно выбирают речной маршрут продолжительностью от недели, двух и реже трех недель. За это время они неспешно проходят по рекам, озерам и каналам одного из участков речной системы Европы. К примеру, на юге Франции путешествуют по Южному каналу и каналам Роны и Робины, во французской Бретани – по Вилене, Эрде, Ильскому и Нантскому каналам, в Шотландии, естественно, по знаменитому Лох-Несс и другим озерам.
На прокат клиентам предлагаются катера самых различных классов комфортабельности: от традиционного класса (Canal class) до классов «люкс» (Crown class) и «элитный» (Elite class). Суда длинной от 8 м до 14 м рассчитаны на прием от 2 до 12 человек. Но самое главное, что желающим отправиться своим ходом по европейским рекам, не потребуется никаких специальных прав, даже на управление автомобилем. Краткий инструктаж по судовождению проводится на месте, после чего выдается руководство капитана – и вперед, на речные просторы. Управлять катером, скорость которого ограничена 5 км/ч, как уверяют в агентствах, сможет даже ребенок.
Водная аренда
По величине яхт-чартерных тарифов впереди идут Франция, Италия и Испания. Расценки в Сардинии и на Лазурном Берегу, в среднем на 20-30 % больше чем, к примеру, в Турции. А в июле-августе, в период отпусков в Европе, цены на аренду судов по всему Средиземноморью возрастают еще на 10-15 %. Однако, как отмечаю эксперты, по качеству судового и берегового сервиса другие центы яхтинга мало чем, а то и вовсе не уступают тарифным лидерам. У берегов Турции, Хорватии и Греции, тарифы, понятно, заметно ниже, и притом приблизительно одинаковые. Хотя, по оценкам специалистов, наиболее дешевый яхт-чартер все же на турецком побережье.
Недельная аренда яхты без экипажа в Турции для судов 9-12 м составляет в среднем до 1 тыс. евро на человека. Более вместительные и комфортабельных суда, длиной от 20 метров, обычно арендуют с экипажем. Стоят они уже, в зависимости от класса судна, от 15-20 тыс. и реже 50 и более тыс. евро в неделю. Туры на моторных яхтах с экипажем стоят еще дороже - от 2-5 и до 30-40 тыс. евро, уже за сутки. Однако моторные суда арендуются крайне редко, в том числе и россиянами. Наши сложившиеся туристические группы, обычно из 4-8 человек, чаще всего фрахтуют не самые дорогие парусники до 12 м. Отметим также, что стоянки на причалах и в маринах оплачиваются отдельно. В зависимости опять же от размера яхты, они стоят 30-70 евро в сутки в населенных пунктах, и 50-100 евро - в заповедниках и национальных парках.
Самостоятельные походы на речных катерах по Европе стоят в зависимости от класса и вместимости судна, а также времени проведения тура. Так, недельное путешествие в высокий сезон на 2-местном судне традиционного класса обойдется клиентам в 1100 – 1300 евро, а на 8-местном – в 2500-3000 евро. Класс «Элита» стоит 3100-3700 для 8-местного судна. По краям летнего сезона, арендные тарифы ниже на 20-30%. В аренду включено все оборудование, постельное белье, навигационные сборы. Отдельно вносится залог от ущерба в размере 1-2 тыс. евро, оплачиваются страховка, топливо, круиз в одну сторону и некоторые другие позиции.
Игорь Горностаев