Индустрия путешествий на яхтах начала активно развиваться в Западной Европе с середины ХХ века. Особое распространение при этом получил яхт-чартер - аренда моторного или парусного судна, предназначенного для спорта, отдыха или туризма. Благодаря именно яхтенному чартеру, всего за пару десятилетий отдых, еще не так давно считавшийся элитным, стал массовым и доступным среднему классу европейцев. Постоянно растущая популярность аренды небольших морских судов объясняется, прежде всего, их относительно недорогими тарифами. С другой стороны, этот вид отдыха, прочно ассоциируясь с романтикой активных путешествий, позволяет за непродолжительное время приватного странствия по морским просторам посетить как мало доступные природные места, так и самые известные курортные центры и порты мира.
Практически с первых годов становления яхт-чартер разделился на два вида: поездки без яхтенного экипажа (bareboat charter) и с экипажем (crew charter). Для самостоятельных путешествий требуется чтобы один или два, в зависимости от требований конкретной страны, члена команды имели шкиперские лицензии на управление яхтой. Есть также и два варианта яхтенных туров. Первый - private charter, при котором судно арендуется целиком, и заказчик полностью определяет направление его движения. Во втором случае - cabin charter, распродаются лишь отдельные каюты, а яхта следует по заранее заявленному маршруту.
Яхты, в свою очередь, подразделяются на парусные и моторные. Сами названия говорят об их основных конструктивных отличиях. (Хотя сейчас подавляющее большинство парусных судов и оснащены моторами малой мощности, позволяющими в случае штиля добраться до ближайшего порта.) Из наиболее популярных и одновременно доступных парусных яхт специалисты выделяют суда французских производителей – Benneteau, Jeanneau, реже – Dufour. Востребованы на чартерах и немецкие яхты, в частности производства верфи Bavaria Yachts. Размеры арендуемых судов начинаются от 30-35 футов (9-11 метров), которые обычно имеют две 2-местных каюты и предназначены для перевозки 4-х человек. Яхты больших размеров - до 12,5 метров - уже трехкаютные, на их борту могут разместиться 6-ть, а с учетом дополнительных места в салоне, 8-мь человек. Самые большие суда, которые сдают в бербоут (без шкипера), достигают в длину 54 футов (порядка 17 метров). На них есть 5-6 кают для 10-12 человек.
Взять на прокат яхту сейчас можно в любое время года и практически в любом уголке мирового океана. Тем не менее, летом, точнее, в высокий сезон, который длится с апреля по октябрь, у европейцев самым большим спросом, что вполне понятно, пользуется Средиземноморье. Среди россиян наиболее востребованы яхтенные туры, проводимые в Турции, Греции и Хорватии.
Яхты и страны
В Турции основные места базирования чартерных яхт на побережье Эгейского моря находятся в Мармарисе, Гечеке, Бодруме и Финике. С любой из этих баз можно начинать путешествия, ориентированные как на «дикий» отдых, так и активное хождение под парусом или же посещение историко-архитектурных объектов, которых в этих краях немало. Турецкие маршруты проходят главным образом вдоль побережья, в силу чего навигация здесь несложная. Эгейское море вообще подходит для тех, кто впервые решил попробовать свои силы на парусном судне. Остановиться на отдых тут возможно практически в любой момент. И потом, шторма в сезон здесь очень редки. К тому же, практически в любой точке турецкого побережья в пределах пары часов хода всегда найдется закрытая бухта, где можно укрыться в случае неожиданного усиления ветра и волнения.
Возможности Греции для походов на яхтах общепризнанны. Открытого моря в этом регионе практически нет, зато и штилей почти не бывает, так что, ходить по греческим островам тоже достаточно просто. Единственное, в этой акватории есть группы островов, где появляться начинающим яхтсменам не советуют, поскольку даже в разгар лета здесь бывают неожиданные морские волнения. Среди греческого островного обилия, много необитаемых с первозданными заливчиками и древними развалинами, хотя достаточно всего нескольких часов, чтобы оказаться на шумном курорте. Поэтому можно выбрать самые разнообразные маршруты: от легких с короткими и несложными походами, до напряженных с длинными, в том числе ночными, переходами, требующих нескольких вахт и опытного капитана. Наиболее часто водные путешествия начинаются в Афинах (Пирей) или Лаврионо, а также на островах Родос и Кос. Оптимальное время походов по островам Греции - две недели, которое позволяет побывать практически в любой точке Эгейского моря. Походы по Ионическому морю обычно стартуют с островов Корфу или Лефкас, реже с материка из Афин. В плане погодных условий эта акватория более спокойна, хотя яхтинг там не менее интересный.
В последнее время Хорватия успешно конкурирует даже с такой исконно яхтенной страной, как Греция. Ее единственный недостаток - короткий сезон с мая по сентябрь. Хорватское побережье, также славится обилием островов и островков, поэтому большого волнения моря здесь ожидать не приходится. Однако местный ветер бора заставляет путешественников всегда быть начеку. Отсюда и особенность хорватского яхтинга, приемлемого одновременно и для новичков и для опытных яхтсменов. Арендовать яхту можно практически в любой точке Адриатического побережья Хорватии - от Пулы до Дубровника, а также на ряде крупных островов, таких, как Црес, Кирк, Паг. Огромное количество островов, цивилизованных и с дикими бухтами, а также множество марин (причалов) на материке, позволяет останавливаться как в тихих заводях, включая национальные парки, так и у набережных крупных курортных городов. Все это позволяет построить интересные маршруты любой продолжительности для путешественников различных классов подготовки.
Балеарские острова считаются одной из наиболее привлекательных туристических зон Испании. Марины, в которых стоят сотни яхт чартерных компаний, находятся на всех крупных островах - Майорке, Менорке, Ибице, Форментере. Балеары - весьма ветреное, хотя и спокойное место, что является плюсом для путешествующих на яхтах. Но только не для начинающих, поскольку в данном случае требуется определенный опыт не только шкипера, но и всей команды.
Пользуются спросом у яхтсменов и Канарские острова. Многие даже считаются их идеальным местом для путешествий на яхте: легкий ветер позволяет неспешно продвигаться вдоль побережья, а пассаты, дующие по всему архипелагу, помогают быстро переходить от острова к острову. Основные яхтенные стоянки на Канарах расположены на островах Тенерифе, Гран Канария и Гомер. Начав путь с Тенерифе, за две недели плавания туристы успевают посетить Гран Канария, Фуэнтевеюура, Ланcapore, Иерро, национальный парк на острове Гомера. А любители экзотики имеют возможность отправиться к берегам Африки.
Наиболее престижной в яхтенном мире считается аренда судна на Сардинии, а особенно на Лазурном Берегу Франции. Прийти на своей яхте, скажем в Ниццу, согласитесь, действительно «круто». Впрочем, летом на французском побережье навигация не из лучших, поскольку здесь достаточно слабые ветра. К тому же береговая линия курорта практически полностью застроена виллами, и потому на единение с природой уже рассчитывать не приходится. Правда, небольшая группа островков есть в районе Марселя, но на всех яхтсменов их явно не хватает.
Турпродукт и тарифы
Наиболее низкие тарифы на услуги яхт-чартера в Турции, Греции и Хорватии. (Самые дешевые суда на турецком побережье, хотя опытные операторы, знающие рынок и имеющие спецпредложения от зарубежных партнеров, нередко могут подобрать не менее выгодные варианты и в Греции, и в Хорватии.) В этих странах полная стоимость недельного бербоута (без экипажа) парусных яхт размерами 9-12 м составляет от 700 до 1 тыс. евро на человека. Чартер с экипажем обычно проводится на более комфортабельных яхтах длиной от 20 метров. Средняя стоимость их аренды – 15-40 тыс. евро в неделю и выше, в зависимости от размера и классности. Значительно дороже обходятся поездки с экипажем на моторных яхтах: от 2 до 30 тыс. евро за день аренды. В бербоут моторные суда россияне берут редко. А чаще всего наши туристы, разбившись на группы по 4-6 человек, фрахтуют соответствующих размеров не особо дорогие парусники.
Но вернемся к тарифам. Далее по уровню яхт-чартерных расценок идут Испания, Италия и Франция, хотя по качеству яхтинга и сервиса особых отличий в этих странах нет. На Лазурном Берегу и в Сардинии цены на аренду яхты самые высокие, в среднем на 15-20 % больше чем в той же Турции. Что еще принципиально, в августе – месяце отпусков в странах ЕС, тарифы по всему Средиземноморскому побережью резко поднимаются на 20-30 %.
Стоит также отметить, что в последние 2-3 года повышенным спросом у туристов начали пользоваться катамараны. Прежде всего, потому что за счет больших объемов внутренних помещений путешественник чувствует себя на их борту весьма комфортно. К тому же, катамараны более быстроходны, что позволяет за то же время пройти большее расстояние, а значит и увидеть больше интересных мест. Наконец, есть еще один вид морского чартера, который зародился в Турции, а сегодня распространился не только по всему Средиземному морю, но и на Карибах и в Юго-Восточной Азии. Речь походы о гулетах - тихоходных парусно-моторных судах, стилизованных под старину. Что важно, на них успешно сочетается относительная дешевизна отдыха с высоким уровнем комфорта и сервиса.
Игорь Горностаев