Приближается очередной высокий сезон морских круизов. И уже в его преддверии, не смотря даже на наметившийся рост круизных тарифов, агентские фирмы говорят о повышенном интересе российской публики к этому виду отдыха. И действительно, наших любителей путешествий на морских лайнерах вновь ожидает немало приятных сюрпризов на водных дорогах Европы.

Из Нового в Старый Свет
Главным событием предстоящей летней навигации, безусловно, стала значительная активизация американских компаний на европейском круизном рынке. Целая флотилия морских лайнеров, прежде бороздивших воды Карибского бассейна, впервые столь представительно появятся у берегов Старого Света. Знаковым явлением стал, прежде всего, объявленный приход в Средиземное море крупнейшей в мире круизной компании Carnival Cruise Line, никогда прежде не покидавшей на долго Западное полушарие. Намеченные круизы ее новейшего лайнера Carnival Liberty произвели в среде морских операторов определенный фурор. У многих россиян, таким образом, да и у европейцев, в 2005 году появилась возможность, не покидая континент, познакомиться с ведущей мировой компанией и самим оценить, насколько действительно весело и беззаботно проходят путешествия на «Карнивале».
Лайнер Carnival Liberty (водоизмещение 110 тыс. т, пассажировместимость - 2975 человек) еще только в июле этого года сходит с судостроительных стапелей Венеции. Он станет 21-м судном во флоте «Карнивала». В первый круиз Liberty отправится из порта Чилитавекия по Восточной и Западной Средиземке. Программа 12-суточного тура следующая: Рим - Неаполь – Дубровник – Венеция – Мессина – Барселона – Канны – Рим. Первый морской поход намечен на 20 июля, последний – на 12 октября.
Как сообщили в агентских фирмах, продажи на Carnival Liberty идут достаточно высокими темпами. Надо отметить, что на сегодня Carnival имеет в России трех прямых агентов по реализации: турфирмы «Нептун», «Бриз Лайн» и «Атлантис Лайн». Договора с ними заключены как с независимыми контрагентами, получившими право дистрибуции продукта компании. Принципиально то, что не только у нас, но и во всем мире ни один агент Carnival Cruise Line не является ни его франчайзером, ни лицензированным или генеральным представителем (GSM) - такова уж агентская политика компании.

Еще большие интересы в Европе имеет другой круизный холдинг из США - Royal Caribbean International & Celebrity Cruises. Его лайнеры россиянам хорошо известны, однако в этом году их у берегов континента ожидается рекордное число – cемь: три представит компания Royal Caribbean Cruises и четыре Celebrity Cruises. Из них Splendour of the Seas, Brilliance of the Seas, Galaxy, Millenium, Century отправятся на просторы Средиземноморья, а Jewel of the Seas и Constellation пойдут в Северное море.
Хиты круизного сезона
Крупнейшая круизная компания Европы Costa Cruises (которая, кстати, входит в холдинг Carnival Corporation), а также ее генеральный представитель в России и СНГ «Натали Турс», особые надежды этим летом связывают с новым лайнером Costa Magica. Судно, водоизмещением 105 тыс. т и вместимостью 2700 пассажиров, прошло инаугурацию в конце прошлого года. В этом сезоне оно отправится по 7-суточному маршруту: Барселона - Пальма де Майорка – Тунис - Ла Валлета - Палермо – Чивитавекия - Савона – Барселона. Цена поездки от 960 евро.
«Натали Турс» также продолжит реализацию кольцевого круиза из Барселоны с заходами в Марсель, Савону, Неаполь, Палермо, Тунис и на Пальма де Майорку. Этот недельный морской тур пройдет на однотипном с Magica теплоходе Costa Fortuna. А на Costa Atlantica запланирована организация групповых заездов из Копенгагена на 7-суточные круизы по норвежским фьордам. Стоить это будет от 1800 евро.
Другая новинка предстоящего круизного сезона, хотя во многом и долгожданная, связана с компанией Holland America Line (опять же, представляющая Carnival Corporation), которая разрешила российским туристам посадку-высадку в Санкт-Петербурге на свой лайнер Westerdam. Дело в том, что объявленный маршрут следования этого судна начинается и заканчивается в Копенгагене. Россияне же, смогут теперь начинать и заканчивать водное путешествие непосредственно в Питере. За время 10-суточного круиза, кроме города на Неве, теплоход посетит порты Хельсинки, Стокгольма, острова Готланд, Вернемюнде (Берлин) и Таллинна. Круизы продлятся с 23 июня по 1 сентября, будет выполнено 8-мь рейсов. Минимальная цена путешествия на Westerdam составляет $2111. Основные характеристики лайнера: класс «премиум» - 4*, водоизмещение 82 тыс. т, вместимость 1850 пассажиров.
Генпредставителем в России круизного холдинга Royal Caribbean & Celebrity уже давно является турфирма «Ланта Тур вояж». Она продолжает массовую продажу ставшего уже настоящим хитом барселонского круиза на лайнере Splendour of the Seas. Маршрут продолжительностью неделя включает посещение портов Марсель, Вильфранш, Ливорно, Чивитавеккья (Рим). Стоимость круиза: в каюте без окна - $1490, с окном - $1690, с балконом - $1990. Популярны у россиян и более продолжительные водные походы на 12-13 суток, которые выполняет Brilliance of the Seas (маршрут «Барселона – Барселона»), а также лайнеры компании Celebrity Cruises - Millenium («Барселона – Венеция»), Galaxy («Рим – Рим»), Century («Амстердам – Барселона»).
В прошлом году поклонникам круизных путешествий пришелся по душе океанский суперлайнер Queen Mary 2: водоизмещение 150 тыс. т. – втрое больше чем у легендарного «Титиника», длина 345 м, что равно без малого четырем футбольным полям, пассажировместимость - 2620 человек. В этом сезоне гигант, принадлежащий старейшей компании Cunard, тоже из холдинга Carnival Corporation, в Европе выполняет лишь 4-е круиза. Запланировано два морских перехода продолжительностью 11-12 суток: из Лондона в Средиземное море и обратно и два из Лондона ко фьордам Норвегии. И это все, что предлагает мегалайнера в Старом Свете, поскольку его основными турами стали трансатлантические переходы из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк.
Интерес к QM2, при этом, не ослабевает во всех странах Европе. Хотя у него, как отмечают в агентствах, уже и нет невысоких, как год назад, тарифов. Минимальная цена на круиз Queen Mary 2 по Северной Европе составляет 1899 евро, а путешествие из Северного моря в Средиземное обойдется минимум в 2099 евро. Конечно, вряд ли стоит ожидать аврального, сравнимого с прошлогодним, спроса, но наверняка флагман мирового круизного флота останется востребованным и в этом сезоне.
Тарифы растут - спрос не падает
Круизные тарифы у всех морских операторов в этом году, в сравнении с прошлым сезоном, заметно возросли. Причем, опубликованные цены остались почти неизменными, зато практически исчезли скидки и спецпредложения. Примечательно, что ценовой подъем стартовал уже в период межсезонья, в то время как последние годы тарифы начинали расти не раньше конца апреля. Причиной тому стала достаточно высокая динамика загрузки представленных на рынке судов. Так что, как отмечают эксперты, расценок уровня прошлого года ожидать уже не приходится. Прежде всего потому, что основной потребительский рынок морских путешествий – американский, полностью оправился от прежних невзгод – последствий событий сентября 2001 года и войны в Ираке - и начал заметно оживляться.
По экспертным оценкам, круизные тарифы уже возросли на 10-15% и более в сравнении с тем же периодом прошлого года, и это только начало. Но что характерно: несмотря на это, как отмечают в турфирмах, спрос на морские круизы не падает, а наоборот увеличивается. Так, объемы реализации туров в феврале, считающимся «мертвым» месяцем, примерно соответствовали уровню апреля прошлого года. Причем по отдельным направлениям глубина продаж и предварительного бронирования доходили до прежних показателей августа.
Возросли и объемы групповых заездов. Компании «Нептун», для примера, к концу февраля набрала на майские праздники более сотни туристов в 10-дневную поездку на лайнере «Роттердам», следующего по маршруту «Венеция – Венеция». Собираются группы и на Royal Caribbean Cruises, отправляющиеся в плавания на Splendour of the Seas. А «Натали Турс» на свои массовые туры отправляет специальных русскоговорящих помощников, которые будут находиться на судах Costa Magica, Costa Fortuna и Costa Atlantica с мая по конец октября.
Так что, неудивительно, что руководители агентских компаний, в сравнении с прежними годами, чувствуют себя намного спокойней и уверенней. От предстоящей круизной навигации все ждут только положительных, а может даже и выдающихся результатов.
Игорь Горностаев

Наша справка:
История круизной компании Carnival Cruise Line - это классическая сказка об американской мечте. В 1974 г. ее основатель Тэд Арисон выкупил компанию у American International Travel Service, Inc. (AITS) за 1 доллар наличными, за одно приняв на себя $5 млн долга. Компания начинала с одного старого судна и запаса топлива только на один переход от Майами до Сан-Хуана. Однако энтузиазм и упорный труд Тэда Арисона сделали ее легендой мореходного бизнеса, крупнейшей круизной компанией мира. В нынешнем сезоне во флоте Carnival будет 22 современных лайнера. До нынешнего года компания выполняла круизы на Карибых, Аляске, в Мексике, Западном побережье Америки исключительно из портов США. Из ее клиентов примерно 92% американцы, их средний возраст – 35-55 лет. По статистике 80% пассажиров компании в течение двух лет возвращаются на очередной круиз. И наконец, за прошедшие годы создан международный холдинг Carnival Corporation, куда кроме Carnival Cruise Line, вошли известные круизные бренды: Princess Cruises, Costa Cruises, Holland America Line, Cunard Line, Windstar Cruises, The Yachts of Seaborn.