В последние годы россияне начинают проявлять все больший интерес к зарубежным поездкам на морских паромных судах. Этот вид транспорт используется сейчас и как традиционная водная переправа, хотя в большей степени - как круизный тур. Предлагаемый вашему вниманию обзор посвящен рынку паромных перевозок на Балтийском и Северном морях.

Silja и Viking
Последние лет пять ведущим паромным направлением для россиян остается «Финляндия – Швеция». Между двумя странами ходят суда компаний Silja Line и Viking Line. Это ведущие судовладельцы и основные конкуренты на Балтике - в среднем на каждого из них приходится треть паромных перевозок балтийского морского бассейна. Россиянам больше известна Silja Line, поскольку она проводит активную рекламную компанию на нашем рынке, а значит и во многом сориентирована на российского клиента.
Компании ходят практически по одним и тем же линиям, в том числе из Хельсинки и Турку в Стокгольм. Причем, на этом пути их паромы заходят в порт Мариехамн (Аландские острова), поскольку только при посещении этой, имеющей особый статус территории, разрешается работа на борту магазинов беспошлинной торговли (tax free). Не секрет, с безналоговой торговли паромные операторы получают достаточно высокий, а в иные месяцы даже основной доход.
Маршрут Турку-Стокгольм у обеих компаний дешевле хельсинского: расстояние на линии меньше. По ней утром и вечером ходят паромы вроде Silja Festival или Amorella. Ей, как менее дорогой, отдают предпочтение и туроператоры, организующие автобусные туры по Скандинавии. Но для единичных туристов круизы из Турку не особо привлекательны. Гораздо интереснее туристические программы на морских трассах, соединяющих столицы двух скандинавских стран, что, в общем-то, и понятно. К тому же, обслуживающие линию паромы по своим основным характеристикам и уровню комфорта вполне сопоставимы с ведущими круизными лайнерами.
Что касается тарифов, то опубликованные расценки Silja обычно процентов на 15 выше Viking. Однако тарифная политика у «Сильи Лайн» более гибкая: она дает гораздо больше спецпредложений – разовых скидок на конкретные поездки. Цены традиционно зависят от сезона и класса проживания. Потом, круиз обычно выходит дешевле, чем переезд в одну сторону. («Круизом» паромщики называют поездку «туда и обратно».) В высокий сезон, стоимость билета в одну сторону в «темной» каюте - без окна, в среднем составляет на человека: при 4-местном размещении 50 евро, и при 2-местном – 100 евро, а в обе стороны, соответственно, 45 и 90 евро.
В сезон из Питера
В прошлом году Silja Line вышла на морскую линию, соединяющую Санкт-Петербург и немецкий Росток. По ней в летнем сезоне успешно отходил паром «Финнджет» (Finnjet). (Прежде он выполнял рейсы из Хельсинки в Росток, с заходом в Таллинн. Но после того как Эстония вошла в ЕС, судовладельцы, чтобы не лишиться tax-free, отправили паром в Россию.) Водную трассу до Германии судно проходило за 40 часов - две ночи и один день. Из Питера «Финнджет» выходил вечером, утром следующего день приходил в Таллинн, а еще через сутки – в Росток.
В предстоящем летнем сезоне – с 28 апреля по 25 сентября - «Силья Лайн» вновь ставит «Финнджет» на линию Петербург-Росток. И что еще важно, в эту навигацию паромные тарифы на ней снижены почти вдвое: в «темной» внутренней каюте, при 4-местном размещении - 145 евро на человека в одну сторону, при 2-местном размещении – 290 евро «темная» каюта и 330 евро каюта с окном. С середины июня до середины августа цены в среднем на 50 евро выше, а проезд в оба конца дешевле на 30-40 евро. Провоз автомобиля стоит от 100 евро.
Питерские паромные туры, вне всякого сомнения, могло стать основным для россиян, если бы функционировало круглый год. Причем, еще не так давно - в середине 90-х, из второй столицы ходили три парома, принадлежащие Балтийскому морскому пароходству. Перевозки пользовалась заметным спросом, и если бы не банкротство БМП, наверняка, сохранились бы и поныне. Паромное сообщение из СПб не раз пытались реанимировать, но все безуспешно.
Вот и в апреле прошлого года прошлом году на водную трассу Хельсинки - Таллин - Санкт-Петербург эстонская компания Tallink поставила паром Fantaasia. Но в январе нынешнего года линию закрыли. Свое решение эстонцы объяснили значительным ростом портовых сборов в Петербурге. Однако специалисты считают, что компания просто нашла более выгодный фрахт для своего судна. Впрочем, как отмечают эксперты, круглогодичное паромное движение из Петербурга наверняка возродится в ближайшее время, поскольку этот потребительский рынок весьма перспективен, как с точки зрения обслуживания российской, так и зарубежной клиентуры.
Финляндия - Германия
Из Финляндии в Германию ходят паромы компаний Superfast Ferries и Finnlines. Первая соединяет порты Ханко (расположенный в 135 км от Хельсинки) и Росток, между которыми ходят ее паромы типа «Superfast VII» – водоизмещение 30 тыс. т., скорость 30 узлов, 179 кают, 626 пассажиров, 110 грузовых и 110 легковых автомобилей. Что принципиально, суда Superfast укладываются в сутки хода между двумя портами: 21 час на сам морской переход и три часа на погрузку-разгрузку.
Другая компания - Finnlines - представлена на линии Хельсинки - Травемюнде. Ее паромы ежедневно вечером выходят из вод Финляндии, день проводят в открытом море, и на утро, спустя 36 часов, приходят в порт назначения. Finnlines единственный паромный оператор бассейна, который включает в стоимость перевозки и питание - полный пансион, шведский стол. Все каюты на его судах «светлые» - с окном и со всеми удобствами. Причем на паромах Finnlines бывает не больше 114 пассажиров, поскольку компания в большей степени грузовая, а уже потом пассажирская.
Тарифы обеих паромных фирм вполне сопоставимы: место в 4-местке в сезон стоит в среднем в 160 евро, а перевозка авто – 115 евро. Пассажирам остается только выбирать между неторопливостью «Финнлайнс», чьи суда прибывают утром, и суточным графиком движения «Суперфаста».
У нас германско-финские паромы интересуют, в первую очередь, людей, покупающих автомобили. Как правило, они приобретают пакет «самолет + паром», летят в Германию, а далее, уже с машиной, паромным путем возвращаются в Финляндию. Летом эти же клиенты активно поддержали и морское сообщение Санкт-Петербург - Росток. Другая часть постоянной клиентуры состоит из тех, кто любит путешествовать на своей машине.
Исландия - Норвегия
В Норвегии, популярность которой год от года растет, представлено несколько крупных паромных операторов. Для индивидуальных путешественников очень заманчивы маршруты компании Smyril Line. Ее суда через Шетландские и Фарерские острова ходят до второго по размеру острова Европы – в Исландию. Можно приобрести как одну переправу Берген – Сейдисфьордюр, так и размещение в отелях и коттеджах островов и в самой Исландии. Кроме того, есть маршрут, позволяющий попасть с Фарерских островов, из порта Торсхавн, на север Дании в Хантсхольм.
Это, отчасти экзотическое направление, обслуживают грузопассажирские паромы. Причем, весьма комфортабельные, славящиеся большими - от 20 кв. м – каютами и обильным питанием (шведский стол). А в высокий сезон и по выходным дням - музыкальными и культурными программами на борту. Такой, для примера, паром «Смирели»: тоннаж 36 тыс. т., скорость - 21 узел, вместимость - 1480 пассажиров и 800 автомобилей. Тарифы на исландские туры достаточно высоки: переезд из Норвегии до Исландии в низкий сезон в «темной» каюте обойдется минимум в 215 евро, а в высокий сезон – уже в 290 евро. На маршруты «туда и обратно» предусмотрены круизные скидки.
Другая норвежская экзотика - маршрут компании Fjord Line в Данию - из Бергена до порта Хантсхольм. Он особо придется по душе тем, кто хочет воочию увидеть красоты знаменитых фьордов западного побережья Норвегии.
В Северном море
Паромное сообщение между Норвегией и Данией - весьма популярный и востребованный вид транспорта. На достаточно загруженной морской линии между Осло и Копенгагеном ежедневно ходят паромы датской компании DFDS Seaways, сравнимые по уровню комфортабельности с судами «Викинга» и «Сильи». Суда DFDS курсируют по северным морям вот уже более 130 лет, и в настоящий момент в ведении компании находятся 7-мь новых современных паромов. В год они перевозят свыше 1,7 млн пассажиров и 200 тыс. автомашин.
В этом же морском регионе в плавания выходят множество и других самых разнообразных паромных судов, принадлежащих крупным и совсем мелким (владеющим одним судном) операторским фирмам. Их лайнеры соединяют между собой многие порты Швеции, Норвегии, Германии, Голландии, материковой и островной Дании. Большинство из них работают преимущественно на коротких - несколько часов ходу – линиях. Наиболее известны и востребованы на этом рынке компании TT-Line, Color Line, Stena Lines и Scandlines.
Так, путь из Германии в Швецию (Росток - Треллеборг) паромы компании Scandlines проходят за 5 часов, отправляясь в плавание пять раз в сутки. Суда на этой линии - Skane, Trelleborg, Sassnitz – кроме необходимой автопалубы, имеют отдельные каюты, рестораны, бары, игровые и видео- залы, детские комнаты, магазины и даже сауну и комнаты для переговоров. От другой пристани - Путтгарден (Германии) паромы Scandlines отходят каждые полчаса, и уже через час прибывают в Родбю (Данию). На этом маршруте эксплуатируются не менее комфортабельные лайнеры, у которых есть все удобства, что и на шведском направлении, за исключением сауны.
И не такие уж редкие гости на них наши соотечественники. Заметно меньшим спросом у российских граждан пользуются паромы, идущие из материковой Европы в Великобританию. Чаще всего они выбирают суда, которые следуют из Куксхафена (Германия) в Харидж, и из Кристиансанна (Норвегия) или Гетеборга (Швеция) в Ньюкасл. Линии обслуживает лидер этого направления - DFDS Seaways. Кроме того, из Бельгии (Зебрюгге) до Шотландии (Эдинбург) и обратно активно ходят паромы того же «Суперфаста», и опять же по 24-часовому, аналогичному финско-германскому, графику.
Паромные агентства также предлагают комбинированные пакеты перевозок. И тут возможны самые разнообразные варианты. К примеру, такой: морской переход Хельсинки – Стокгольм («Силья» или «Викинг»), тур по материковой Швеции и далее водный переезд Треллеборг – Тревемюнде (компания TT-Line). А в последние годы все более популярным у нас, особенно в летний период, становится индивидуальный тур для автомобилистов и не только, получивший название «Балтийская кругосветка». Паромным и сухопутным путем туристы следуют по маршруту Финляндия – Швеция – Норвегия – Дания - Германия. А уже из ФРГ, точнее из Ростока, летом можно вернуться в Петербург на Silja Line.
Паромные продажи
Паромный сектор турбизнеса в России не очень обширный. По нашим данным, реализацию этого вида морских перевозок ведут не более двух десятков агентств. Основные паромные агенты базируются в Санкт-Петербурге, есть они, естественно, и в Москве. И явным лидером среди них считается «Паромный центр ГР-Тревел». Более двух лет назад компания открыла свой филиал в столице. Из других питерско-московских агентских фирм стоит назвать Ferry Travel Agency «E.&S.», «Юнитурс» и «Пассажир-Сервис». В регионах же паромные продажи представлены гораздо скромней.
Игорь Горностаев