В июле в Москве побывал Рони Браун - ведущий менеджер по продажам проекта Compiete Cruises Solution («Всеобщие круизные решения»). Посланец крупнейшего мирового холдинга морских круизов провел переговоры с руководителями ряда столичных туроператорских фирм, а также встретился с журналистами. В общем-то, название этого нового американо-европейского бренда еще мало о чем говорит многим поклонникам водных путешествий. О нем будет сказано позже, пока же стоит отметить, что г-н Браун является представителем круизной компании «Кунард Лайн» (Cunard Line), которая владеет, наверное, самым известным ныне океанским лайнером Queen Mary 2.
Наша справка:
На сегодняшний день Cunard –старейшая морская пассажирская компания. Она основана в 1839 году в Англии сэром Самуэлем Кунардом и вначале занималась перевозкой почты на парусных судах между Старым и Новым Светом. В дальнейшем было решено брать на борт пассажиров, а первым судном, построенным для этой цели, стал колесный пароход «Британия». Со временем Cunard становится одним из лидеров знаменитых трансатлантических перевозок пассажиров на линии Европа – Америка. Вначале океанские переходы компании начинались из Ливерпуля, позже она перешла на маршрут Саутгемптон – Нью-Йорк.
В 1912 году тонет легендарный «Титаник». Примечательно, что в спасении его пассажиров принимало участие судно «Карпатия» - теплоход из флота Cunard первым пришел к месту трагедии и принял на борт более 700 человек. В 1934 году Cunard полностью купил бывшего владельца «Титаника» - компанию White Star Line. В 1937 году строится первая из «королев» «Кунарда» - Queen Mary, а в 1939 г. – Queen Elizabeth. В 50-х годах начинается эпоха воздушного сообщения между двумя континентами, и трансатлантические рейсы постепенно уходят в прошлое. В 1958 году именно Cunard строит первый уже не пассажирский, а круизный лайнер, получивший название Caronia. А в 1969 году сходит на воду Queen Elizabeth 2 - тогдашний круизный флагман. Этот лайнер был награжден «Голубой лентой Атлантики» за самый скоростной в то время переход океана - 4,5 суток.
Следующее судно компания строит только к 2004 году. И им стал крупнейший мегалайнер мирового круизного флота Queen Mary 2 - QM2. (Кстати, в соответствии с прежними традициями, он спроектирован с расчетом на трансатлантические походы.) Его основные характеристики впечатляют: высота от ватерлинии достигает 72 м, длина - 345 м, водоизмещение - 150 тыс. тонн (что в три с лишним раза больше, чем у «Титаника»), пассажировместимость – 2600 человек. На строительство QM2 затрачено более $800 млн. Для сравнения, суда класса Voyager компании Royal Caribbean, которых построено 4 единицы, имеют немногим меньший тоннаж - 143 тыс. тонн, но стоят они «всего» $500 млн каждое. К тому же, Queen Mary 2 уникальный корабль: повторения этого проекта уже не будет. 12 января он отправился в первое круизное плавание, и с тех пор на его борту нет ни одной свободной каюты.
В прошлом году крупнейший в мире круизный холдинг Carnival Corporation поглотил компанию Cunard. И на сегодня в него, кроме компаний Carnival Cruise Line и Cunard Line, входят известные морские операторы Holland America Line, Princess Cruises, Seabourn Cruise Line, Windstar Cruises, AIDA, Costa Cruises, Swan Hellenic, P&O Cruises и Ocean Village. Его объединенный флот составляют 77 круизных судов, имеющих более 128 тыс. посадочных мест. Кроме того, для оптимизации работы на европейском рынке, при холдинге создана отдельная структура, получившая название «Всеобщие круизные решения», которую представляют компании P&O, Princess UK, Seaborn, Ocean Village и тот же Cunard. Тем не менее, и теперь в рамках международной компании, Cunard по-прежнему позиционируется как чисто английский брэнд.
На встрече с представителями московских СМИ, организованной круизным центром «Нептун», топ-менеджер Cunard Рони Браун рассказал о компании-владельце крупнейшего круизного лайнера и ответил на вопросы журналистов.
- Г-н Браун, насколько российский потребительский рынок интересен сейчас для вашей компании?
- На протяжении нескольких лет я говорил своему руководству, что Россия – весьма перспективный для нас рынок, и необходимы определенные усилия, чтобы его развивать. На что мне неизменно отвечали: «Отложи все это в долгий ящик». Но тут мне отчасти повезло. Год назад один из моих боссов побывал на дорогом курорте Сардинии, и вернувшись вдруг спросил: « А где же у нас Россия?». Дело в том, что примерно три четверти отдыхающих на том курорте составляли русские. После этого я в срочном порядке отправился в Москву и провел встречи с российскими операторами. Сегодня я во второй раз в России и вновь обсуждаю перспективы сотрудничества с вашими круизными турфирмами.
- Нетрудно предположить, что главным предметом переговоров стал лайнер Queen Mary 2. А как компания собиралась изначально позиционировать его на круизном рынке?
- С самого начала необходимо понимать, для какой публики строится новый круизный корабль. Это касается не только дизайна судна, но и маршрутов плавания. Когда создавался гигант QM2, предполагалось, что надо ориентироваться на массовые продажи, но не на массовый рынок, поскольку низких сегментов цен у Cunard нет по определению. Планировалось, что соотношение пассажиров судна будет следующим: 70% из США и 30% из остальных стран. Но реальное положение дел внесло свои коррективы, и на сегодняшний день 60% бронирований идет из США, и 40% - с европейского и других рынков. Из последних - 25% составляют английские пассажиры.
- А сколько российских туристов побывают в этом сезоне на судах Cunard?
- Ситуация тут следующая: Cunard не считает количество пассажиров, а учитывает доход от продаж. Россия по нашей градации входит в раздел «Европа, Ближний Восток и Африка». Доход от этого сектора за текущий 2004 год составляет $13 млн. Это чистая прибыль от объема круизов, проданных к июлю. Соответственно, из $13 млн, более одного миллиона принесла ваша страна. Таковы показатели для России по всем круизным судам Cunard, но при этом на Queen Mary 2 приходится где-то 95% объема, 5% - на Queen Elizabeth 2, и практически невостребованной остается Caronia. Отмечу, когда я сам прогнозировал чистую прибыль по российскому рынку, то надеялся получить около $500 тыс. за год, хотя в планах компании стояло всего $200 тыс. Впервые ваши туристы на борт QM2 попали еще в апреле. Но бронирования из России долго носили исключительно индивидуальный характер, первый массовый заезд россиян на судно, в количестве более 220 человек, запланирован на 3 августа на «олимпийский» маршрут Лондон - Афины.
- У нас немало говорилось о непомерно дорогих тарифах на Queen Mary 2. Насколько это соответствует действительности?
- Трансатлантический круиз включает 6 ночей пересечения океана без заходов в порты. Минимальная цена такого путешествия для внутренней каюты при двухместном размещении – 1039 евро. Максимальная цена доходит до 29 900 евро на человека при проживании в 2-этажных гранд-дуплексах. Расценки на обычных круизах следующие: на 3 августа, в период массового заезда, минимальная цена составила 1385 евро. Круиз с 30 августа, после Олимпиады, продолжительностью 12 суток, стоит 1770 евро. Так что, сами видите, слухи о небывало высоких тарифах на QM2 – не более чем просто слухи. Такие расценки для любого лайнера вполне реалистичны и фактически позволяют путешествовать на QM2 самым разным социальным категориям людей. Не стоит забывать, что за эти деньги предоставляется не только размещение, но и питание, развлечения и перевозка. Кстати, как подтверждают операторы, именно за счет таких щадящих расценок удалось организовать массовые заезды на август.
- Ответьте на такой вопрос: существует ли некий особый «стиль Кунарда», и что он из себя представляет?
- Cunard имеет богатую историю и компания делает все возможное, чтобы сохранить былые традиции на борту. Благодаря как раз своему «продуманному консерватизму», Cunard входит в круг самых респектабельных круизных компаний мира, хотя и не относится к числу самых дорогих из них. К примеру, в эпоху трансатлантических переходов суда имели отдельные классы размещения. Сегодня это ушло в прошлое, но на Cunard все же сохранилось символическое разделение по классам. Символическое, поскольку все общественные зоны лайнеров являются общедоступными, а различия, как и везде, остаются в уровне размещения и питания на борту. Потом, на судах Cunard сохранены бальные залы, и в течение круиза 2-3 раза проводятся настоящие балы, включая капитанский, на котором рекомендована «черно-белая» форма одежды, а также костюмированный бал-карнавал. Можно назвать и многие другие традиции. Ну, допустим, на наших судах имеются зоны для курящих и некурящих. Это, надо сказать, большая редкость, поскольку на большинстве нынешних круизов для курения выделены лишь отдельные небольшие помещения.
- Можете сказать о судьбе лайнера Queen Elizabeth 2, прежде не менее широко известного, чем QM2? И каковы вообще ближайшие планы Cunard?
- Когда компания Cunard строила Queen Mary 2, были прогнозы, что для успешной работы в дальнейшем необходимо избавиться от Queen Elizabeth 2. Но на самом деле, этого никогда не планировалось. QE2 была немного перестроена, поскольку изначально судно создавалось скорее как транспортно-пассажирское. И сейчас с апреля по ноябрь лайнер, отправляясь из Саутгемптона, выполняет европейские круизы. К сожалению, он не заходит в Санкт-Петербург, прежде всего, потому что не может войти в Неву, а стоять в необустроенном морской порту компания не хочет. Словом, у него надежное будущее. А расстается Cunard с судном Caronia. Оно уже продано и находится в нашем флоте до ноября. Ранее компания заложила еще один лайнер, но после успешного старта QM2 было принято решение передать строящийся корабль P&O. Он получит название «Аркадия». Cunard же построит другой лайнер, соответствующий духу сверхпопулярной Queen Mary 2. Новое судно, рассчитанное на 1980 пассажиров, будет иметь водоизмещение 90 тыс. тонн. Его спуск на воду под именем Queen Victoria запланирован на декабрь 2006 года. Что же касается будущего... Средний возраст наших пассажиров – 48 лет. Они имеют определенный достаток, уже бывали в круизах (причем не обязательно наших: так, 65% нынешних пассажиров QM2 никогда не были ранее на судах Cunard), и теперь хотят получить от морского путешествия новых впечатлений. Думаю, компания и в дальнейшем будет ориентироваться на этот потребительский состав.
Подготовил Игорь Горностаев