Деловые круизы в нашей страны пока еще мало популярны. Зато на Западе этот вид услуг получил достаточно широкое распространение. По сведеньям зарубежных источников, на сегодня от 10 до 35 процентов от всего объема клиентов круизных компаний составляют как раз туристы, отправившиеся в плавание по воле фирм или корпораций, где они работают. К тому же, в последние годы стало распространенным явлением когда крупные брэнды под какое-то плановое мероприятие фрахтуют круизное судно целиком. Рынок корпоративных морских туров за рубежом, как отмечают эксперты, уже сложился, наш же - находится в стадии формирования и довольно заметно развивается.
От семинара до саммита
Надо отметить, что ни одна судоходная компания не специализируется только на проведении корпоративных туров, но достойно встретить деловую публику готов практически любой известный морской оператор – флот вполне позволяют это. Более того, современные морские лайнеры идеально приспособлены для проведения различного рода семинаров и конференций. Практически все теплоходы, построенные в последние 20 лет, имеют прилично оборудованные бизнес-центры, музыкальные и некоторые другие салоны, а также огромные театральные залы где можно проводить по настоящему массовые мероприятия.
Обычно деловое мероприятие, проходящее на теплоходе, строится следующим образом. Сама конференция и сопутствующие ей заседания проходят во время движения судна в морских просторах. На стоянках же их участники, как правило, свободны, а значит вольны полностью посвящают свой досуг отдыху и экскурсиям. Кроме того, компании предлагают корпоративным клиентам еще и услугу закрытых вечеринок, когда все собираются в одном месте и уже в более приятной обстановке продолжают общение. Причем нередко на эти неформальные собрания приглашаются капитан и старшие офицеры корабля – то есть, присутствует тот пафос, которого не может быть на берегу.
И еще одно очень важное преимущество «морского заседания». Когда подобное мероприятие проходит в отеле, нередко его участников на саму конференцию бывает довольно трудно собирать, тем более, если отель находится в крупном, полном различных соблазнов городе. Другое дело – судно. Даже на самом крупном океанском лайнере добраться до зала, где все происходит, не представляет труда.
Как отмечают специалисты, наиболее предпочтительны для корпоративных собраний в круизах специализированные бизнес-центры. Эти помещения обычно чем-то напоминают небольшие кинозалы. Кроме набора микрофонов, усилителей, персональных компьютеров, аудио-, видео- и киноаппаратуры, они оборудованы большим экран, имеют сцену, и, конечно же, стулья и столики, а также отдельное место для президиума.
Размеры бизнес-центров самые разнообразные. К примеру, на теплоходе Mistral он относительно небольшой – рассчитанный на прием 40-50 человек. Зато, допустим, на European Vision емкость центра доходит до 200 человек. Между прочим, на этом лайнере бизнес-центр вообще считается один из лучших на сегодняшний день, как на море, так и на суше. Благодаря набору съемных перегородок его помещение можно разделять на секции, вмещающие от 25-ти и более человек. Кстати, в июле 2001 года, когда European Vision стоял на рейде в порту Генуи, на его борту проходил небезызвестный саммит «восьмерки», в котором принимала участие и российская делегация во главе с президентом Путиным.
Понятно, что для нужд очень больших групп необходимо использовать возможности судовых театров, где обычно проводятся музыкальные шоу. Их вместимость доходит до 800 человек. С другой стороны, даже самый крупный лайнер не может предоставить помещение, где одновременно разместятся все круизные пассажиры. Ведь даже музыкальные представления в судовых театрах проходят в две смены. Тем не менее, опыт проведения крупных конференций на борту позволяет достойно выйти из этого затруднения. В подобных случаях в театральном зале собирают основную часть публики, а оставшиеся участники могут наблюдать за происходящим на мониторах, установленных в бизнес-центре и ряде салонов.
Впрочем, есть и исключения – судно Voyager of the Seas компании Royal Caribbean. Этот мегалайнер имеет водоизмещение 142 тыс. регистровых тонн, длину, равную трем футбольным полям и пассажировместимость 3100 человек. Его конференц-центр располагает залом на 400 человек, который может быть разделен звуконепроницаемыми перегородками на шесть отдельных комнат. Имеется также телекоммуникационное оборудование и своя телестудия. При необходимости заседания могут проводиться и в кинотеатре Voyager, рассчитанном на 1350 мест.
Всплеск интереса не просто к корпоративным турам, а именно к деловым мероприятиям на морских лайнерах относится к середине 80-х годов. Не последнюю роль в становлении этого процесса сыграли и судовые расценки. Арендная стоимость практически любого более – менее приличного конференц-зала на берегу до сих пор существенно превосходит круизную. Для примера, на European Vision полдня аренды упомянутого бизнес-центра составляет 100-120 евро. Тут же можно заказать и дополнительное обслуживание, расценки на которое вполне приемлемо: так, проведение коктейля с неограниченным потреблением напитков, горячими и холодными закусками обходится от $15 на человека в час. Для Москвы, подобные цены выглядят, по меньшей мере, несерьезно. Так что, если бы не неизбежный авиаперелет, то круизные тарифы на проведение конгрессов и семинаров для наших бизнесменов были бы значительно скромнее подобных, скажем, в Сочи.
Россияне присоединяются
Наибольшим спросом среди зарубежных корпораций, организующих выездные собрания своих сотрудников, пользуются непродолжительные морские странствия - от двух до четырех суток. У нас же в стране, поскольку морской вояж сопряжен с дальними авиаперелетами, практикуются более длительные коллективные выезды. И даже не смотря на то, что круиз длительностью трое-четверо суток может обойтись в $500-600, российские потребители традиционно отдают предпочтение недельным турам. Которые, впрочем, и стоят заметно дороже. При этом практически все деловые круизы россиян ограничены Европой. Полеты на Карибы – главный круизный регион мира – большая редкость, в том числе и из-за американских визовых проблем. И что еще важно, заказчиками таких мероприятий сейчас в равной степени выступают не только иностранные фирмы, работающие на территории России, но и отечественные организации.
Корпоративные группы из России в морские туры чаще всего едут на конференции, обучающие семинары, а также в наградные поездки. В них присутствуют люди различных карьерных степеней, что непосредственно отражается на условиях их бортового размещения. Отправляющие их организации также по-разному финансирует эти поездки: где-то оплачивают полностью весь круиз, где-то не платят за экскурсии, а где-то оплачивают только минимальную категорию размещения. Но в любом случае основная часть затрат ложится на организаторов. И как показывает практика, минимум, который они тратят на деловой круиз, составляет около $1200 на сотрудника.
Впрочем, расценки на подобную поездку вполне можно минимизировать. Первое условие для этого – необходимо как можно раньше обратиться к генеральным представителям круизных компаний, поскольку тарифы, которые судовладельцы выставляет за 6-8 месяцев до начала путешествия, значительно, иногда в несколько раз, ниже каталожной стоимости. Далее, в корпоративный круиз лучше отправляться в несезон. И наиболее оптимальное время для этого – со второй половины октября и до конца апреля. (Что примечательно, и в этот «мертвый» период многие суда продолжают ходить по довольно интересным маршрутам.) И наоборот, в высокий сезон - июль-август – и даже по его краями, компании никогда не предоставляют существенных скидок.
Ну и, конечно же, чем больше группа, тем больше и скидки. Подавляющее большинство круизных операторов считает, что само понятие «группа» применимо к организованному коллективу в 25-ть и более человек. По словам представителей московских агентств, максимальные группы, которые через них проходили, составляли 100 - 120 человек.
Хотя очень многое здесь зависит и от круизной компании, точнее, от политики продаж, которую она проводит. Предоставляя групповые скидки, одни из них требуют заранее внести предоплату, другие настаивают, чтобы у них заказали дополнительные платные услуги. Европейские компании, например, нередко как условие выставляют приобретение экскурсионного обслуживания на группу. Понятно, таким образом морские операторы перестраховываются на тот случай, если корпоративные туристы почему-то не будут тратить деньги на борту, а такое с организованными группами случается. Впрочем, за российских путешественников менеджеры всегда спокойны: наши люди оставляют на судах денег больше, чем от них иной раз ожидают.
Как отмечают российские круизные агенты, интерес к корпоративным турам в нашей стране ежегодно возрастает. И если судить по динамики развития и зарубежному опыту, подобная тенденция устойчиво сохранится и в дальнейшем.
Игорь Горностаев