Абсолютный лидер среди круизных регионов планеты - Карибский морской бассейн. Причем, с самого момента зарождения индустрии морских путешествий в послевоенные годы прошлого века. Американцы – главные мировые потребители круизного продукта, уже давно в шутку называют его своим «внутренним морем», а специалисты совершенно серьезно зовут «круизной меккой». Судите сами, по оценкам Международной Круизной Ассоциации (CLIA) в 2004 году на морских круизах побывают почти 12 млн туристов со всех концов света. И около 70% из них посетят именно Карибы.

Естественно, граждане США являются основными пассажирами и на лайнерах, курсирующих вдоль берегов их «собственного» моря. Даже европейцы прежде довольно нечасто выбирались в этот регион мирового океана. Но положение начало меняться после трагедии 11 сентября, когда американцы в массовом порядке стали отказываться от круизных туров, и тарифы на них резко пошли вниз. И хотя потом за пару лет расценки вернулись на прежние места, Карибы стали более популярны у жителей Старого Света, в то числе и у россиян. Вот и в нынешнем сезоне специалисты вновь отмечают пусть небольшое, но тем не менее увеличение числа российских туристов, отправляющихся на карибские круизные суда.
Стабильно низкие тарифы
Октябрь нынешнего года в Карибском регионе местные жители забудут еще не скоро. Над «райским уголком земли», как его именуют в рекламных буклетах, пронеслись небывалой силы тайфуны, получившие почему-то человеческие имена - Иван, Жанна и другие. Печальные последствия от их «посещений» островов и побережья штата Флорида, мы могли наблюдать в телерепортажах. Из-за стихийного бедствия отменялись многие круизы (чего, по информации американских информагентств, не было с середины 50-х годов прошлого века), даже штаб-квартиры известных круизных компании в Майами и Форд- Лодердейл в срочном порядке эвакуировались. Поначалу казалось, что после случившегося напуганные стихией американцы еще не скоро в массовом порядке выйдут в морские путешествия. Однако, основные разрушения, в том числе и на островной части архипелага, удалось достаточно быстро восстановить (судоходные компании тоже активно участвовали в этом), а граждане США вовсе не спешили отказываться от любимого вида отдыха. Так что, вопреки всем пессимистическим прогнозам, спрос, а вместе с ним и тарифы на круизный продукт остались практически на прошлогоднем уровне.
Впрочем, в любом случае расценки на морские путешествия по Карибам справедливо считаются самыми недорогими в мире. По оценкам наиболее авторитетных в этой области американских специалистов, в среднем они на 30-40% дешевле круизов по Средиземноморью – второму по объемам круизному региону мира. И тому есть свои объективные причины. Во-первых, в любое время года водное пространство здесь бороздят рекордно большое число пассажирских судов самых различных компаний. Но особо много теплоходов бывает здесь в зимний период: в этот благодатный уголок они возвращаются после летнее-осенней навигации со Средиземного и других морей.
Впрочем, в любом случае поездки из Европы в Карибский бассейн рассчитаны на людей далеко не бедных. Российских потребителей круизных Карибов, при этом, можно еще условно разделить на две большие группы. И своеобразным мерилом тут выступает американская виза. Одна – более состоятельная и независимая или уже имеет таковую, или же не страшится процесса ее получения. Другая часть готова посетить знаменитые круизы, но не горит желанием иметь дело с консульским отделом посольства США, а значит, стремится начинать путешествия из безвизовых зон бассейна. Поэтому и мы решили разделить наиболее востребованные предложения туристического рынка Москвы по карибским турам именно по этому показателю.
Безвизовые парусники и другие
Если не хитом, то новинкой сезона стали круизы от берегов Кубы, куда прежде, по политическим соображениям, не заходила не одна судоходная компания, хотя этот крупнейший остров бассейна считается одним из лучших мест пляжного отдыха. Теперь же по маршруту «Гавана – Гавана» еженедельно отправляется судно Holiday Dream компании Pullmantur cruises. Этот теплоход класса 3*+ построен в 1982 году и рассчитан на прием 670 пассажиров. За 8 суток он посещает порты Косумеля, Каймановых островов и Ямайки. Цена за место составляет от 800 евро во внутренней каюте до 2100 евро в сьюте с балконом.
Из других «безвизовых» туров, интересны два праздничных предложения (8 ночей) круизной компании Costa Cruises. Первое, из Доминиканской Республики на лайнере Costa Classica по маршруту «Ла Романа – Каталина – Тортола – Мартиника – Барбадос – Гренада - Cент-Мартен - Ла Романа». Второе – на Costa Romantica: Гваделупа - Cент-Мартен - Ла Романа – Каталина – Тортола – Антигуа - Cанта-Лючия – Гваделупа. В России эти туры реализует компания «Натали Турс» - генеральный представитель Costa Cruises. Пакеты, куда включены авиаперелеты из Парижа до Санто Доминго и Гваделупы, стоят в среднем 2,4 тыс. евро для «светлых» кают и 3 тыс. для сьютов. Круизный центр «Нептун» весьма активно реализует далеко не дешевые туры известной компании P&O Cruises. Особый интерес для потребителей, по мнению представителей центра, представляют безвизовые круизы на лайнере Oceana (4*). Начинаются и заканчиваются его морские походы в Бриджтауне, их продолжительность составляет две недели. Цена после праздников - 1300 - 4000 английских фунтов.
Кстати, в агентствах отмечают возросший спрос практически на все круизы высокого уровня. Раскупаются туры таких дорогих и прежде неходовых в России компаний, как Radisson Seven Seas и Crystal Cruises, чьи лайнеры занимают устойчивую позицию в категории 5*. Интересна и еще одна неожиданная тенденция. Как сказали в турфирме «Болеро Тур» и некоторых других круизных агентствах, впервые заметным спросом стали пользоваться морские вояжи компании Star Clippers. Она предлагает путешествия на точных копиях парусников середины 19-го века, но воссозданных в соответствии с последним судостроительными технологиями. Во флот судовладельца сейчас числятся три корабля: Star Flyer, Star Clipper и Royal Clipper. Все они имеют категорию 4* и рассчитаны на перевозку не более 250 пассажиров. Два последних парусника в сезоне работают в безвизовых зонах на недельных маршрутах «Барбадос – Барбадос» и «Сент-Мартен - Сент-Мартен». Стоят парусные странствия по островам, на которых в прежние века скрывались легендарные пираты Карибского моря, от $1600 до $3700 и более.
Не проходящий интерес к классике
В зонах, где виза США необходима, остается популярной «карибская классика», вопреки заявлениям отдельных операторов, что «в России этого уже наелись досыта». В качестве примера можно привести недельный круиз компании Princess Cruises на судне Star Princess, который своим клиентам предлагает фирма «Атлантис Лайн». Его маршрут следующий: Форт- Лодердейле – Сан-Хуан – Сент-Томас – Тортола – Форт Лодердейл. Стоимость в праздничный период: от 2200 евро в сьютах до 1400 евро во внутренних каютах.
Не забывают туристы и о крупнейшем мегалайнере мира Queen Mary 2, который также «зимует» на Карибах. Судно сошло на воду в начале нынешнего года, его масштабы продолжают поражать как далеких от морской стихии людей, так и профессиональных корабелов: тоннаж 150 тыс. т., длина 345 м., 17 пассажирских палуб, 1310 кают, пассажировместимость - 2620. В праздники его владелец – компания Cunard, отправляет суперслайнер из Форт-Лодердейла на две недели по островам архипелага. В последующее время QM 2 выходит уже в недельные туры. Стоимость круизов в праздничные и послепраздничные дни, соответственно, 2800-33500 евро и 850-3200 евро. (Что называется, почувствуйте разницу.)
Востребованы также морские путешествия компании Holland American Line. Ее лайнеры типа Oosterdam и Zuiderdam (4*) из того же Форт-Лодердейла отправляются в морские походы по Восточным карибам. Стоят эти недельные путешествия от $726 до $1120 в новогодне-рождественский период и от $583 до $900 в последующие даты.
Многим российским туристам хорошо знакома компания Royal Caribbean Cruises. Уже давно ее генпредставителем в странах СНГ выступает фирма «Ланта-Тур вояж». Среди россиян, выезжающих на карибские круизы, особым интересом в Royal Caribbean пользуются крупнейшие суда класса Voyager (137 тыс., длина 311 м, 3114 пассажиров), 5-ть из которых зимой находятся в этом регионе. В текущем сезоне лайнеры Voyager of the Seas, Explorer of the Seas и их «братья» ходят преимущественно на недельных линиях по Западным и Восточным Карибам из базового порта Майами. Стоят туры «7 ночей» от $600 до $2300.
Игорь Горностаев