Еще недавно большинству людей гораздо привычней была поездка автомобилем, поездом или самолетом, нежели неторопливое путешествие по величественной водной глади... Но времена меняются, а с ними меняется и отношение к морским круизам. Круизы постепенно избавляются от имиджа отдыха для «миллионеров и пенсионеров». В последнее время круизные компании все больше внимания уделяют конгрессному бизнесу. Новые проекты круизных судов создаются с учетом современных веяний. Конференции и презентации теперь уже не проводятся в наскоро переоборудованных ресторанах и корабельных кинозалах. Уже на стадии проектирования судна закладываются специальные помещения для проведения деловых встреч, презентаций, конференций, семинаров. В распоряжении заказчиков сегодня имеется огромный выбор кораблей и маршрутов. Океанский круизный флот насчитывает свыше 300 судов, на которых можно посетить более 500 портовых городов в разных частях света.
Большинство круизных компаний предлагает круизы по системе "все включено". При организации мероприятия на круизном судне исчезает необходимость обсуждать по отдельности условия авиаперелетов и трансферов, питания и размещения, культурную программу, а также условия аренды залов для заседаний и их оборудование. Ведь корабль – это одновременно и отель, и конференц-центр, и транспортное средство, и развлекательный комплекс... Преимущества очевидны: заказчик от одного поставщика получает практически весь набор услуг, необходимых для проведения мероприятия. Непредвиденные расходы исключаются – им просто неоткуда взяться. Возможность возникновения организационных неурядиц резко сокращается, поскольку отпадает необходимость в координации усилий многочисленных подрядчиков. Оценив перспективность рынка конференций и инсентивов, круизные компании нанимают соответствующих специалистов, которые отвечают за все организационные вопросы, а также берут на себя техническую работу по подготовке конференции.
При этом предлагается очень хорошее соотношение цены и качества. Так, стоимость 7-дневного круиза по Карибскому бассейну составляет порядка $1000 на человека, включая авиаперелет. Стоимость же самого круиза в этом случае – в пределах $600.
Цены на дополнительные услуги вполне приемлемы. К примеру, проведение коктейля с неограниченным потреблением напитков, горячими и холодными закусками обходится от $15 на человека в час. Если весь корабль арендуется только под одно конкретное мероприятие, заказчик может выбирать маршрут и продолжительность плавания по своему усмотрению.
С точки зрения обеспечения приватности, возможности общения, а также обеспечения безопасности лучший выбор – это аренда сравнительно небольшого круизного судна. Круизы на больших кораблях, где есть широкие возможности для занятия спортом, где множество развлечений - особенно нравятся молодежи. Правда, путешественники, предпочитающие более спокойный отдых в уединении, в такой обстановке испытывают некоторые неудобства, будучи вынужденными постоянно находиться в окружении сотен посторонних людей. Кроме того, на больших судах трудно создать деловую обстановку для работы конференции, а также обеспечить отдельный ресторан для питания этой категории пассажиров.
Компании, специализирующиеся на дорогих конференциях и инсентив-турах, остановили свой выбор на небольших роскошных судах, предназначенных для взыскательных клиентов. Примером могут служить суда типа "Поль Гоген" вместимостью 460 пассажиров, размещающихся в каютах с дневным освещением. Специально для инсентив-круизов предназначен и Radisson Diamond, располагающий 175-ю каютами с видом на море, где могут разместиться 314 человек. Для бизнес-конференций среднего масштаба наиболее подходит судно компании Holland American Line, которое имеет конференц-зал на 165 мест, оборудованный современной презентационной техникой. Корабль Enchantment of the Seas располагает конференц-залом вместимостью 180 человек и трансформируемыми помещениями для секционных заседаний.
Тем не менее, с каждым годом на океанских просторах появляется все больше судов-гигантов: в 1998 г. из Стамбула вышел в свой первый рейс лайнер Grand Princess водоизмещением 109 тыс. регистровых тонн. (Для сравнения: водоизмещение известного крейсера "Аврора" – 6 тыс. тонн). По заказу компании Carnival Cruise Line построены три круизных гиганта: Carnival Paradise (1998 г.), Triumph (1999 г.) и Victory (2000 г.). Последний построен по одному проекту с Carnival Destiny, который относится к числу крупнейших в мире круизных судов, предоставляющих все мыслимые удобства для 2600 пассажиров.
Флагман круизного флота компании Royal Caribbean International – Voyager of the Seas, стоимость постройки которого составила $595 млн. Судно имеет водоизмещение 142 тыс. регистровых тонн, пассажировместимость - 3100 человек и длину, равную 3-м футбольным полям. Его конференц-центр располагает залом на 400 человек, который может быть разделен звуконепроницаемыми перегородками на 6 помещений для заседаний. Имеется также комната для совещаний, телекоммуникационное оборудование и своя телестудия. При необходимости заседания могут проводиться и в кинозале, рассчитанном на 1350 мест. Корабли-исполины имеют мощные силовые установки и оснащены новейшим навигационным оборудованием. Но, к сожалению, гигантские размеры судов ограничивают возможность захода во многие порты.
В заключении отметим, что эксперты по деловому туризму полагают, что потенциал круизных судов как места для проведения разнообразных мероприятий - в том числе конференций, совещаний, инсентив-туров - используется пока явно недостаточно. Тем не менее, компания Royal Caribbean International сообщила, что в 1999/2000 отчетном году треть их доходов поступила именно за счет этого сектора бизнеса.