Похоже, то, о чем так давно мечтали российские круизеры, свершилось. Морские путешествия становятся все более популярным, а теперь еще престижным и модным видом отдыха. Да и спрос на них растет несравнимо быстрей, чем в любом другом сегменте отечественной туриндустрии, тоже, как известно, развивающейся достаточно динамично.
Первый серьезный сигнал о том, что морские круизы начинают верно набирать обороты, поступил еще в прошлом сезоне. Ушедший год стал для профильных турфирм действительно удачным, однако о наметившемся прорыве морских туров, прежде упорно пребывавших на задворках туристической отрасли, говорить тогда так и не пришлось. Но если уровень их уже нынешней востребованности продержится до конца высокого сезона, то можно будет смело констатировать начало самого настоящего круизного бума в России. Не Америка, конечно же, с ее миллионными пассажирооборотами, но и россияне уже сейчас заставляют с уважением относиться к ним на просторах мирового океана.
А то, что водные туры вновь популярны, профессионалам стало ясно еще в начале года. Начиная примерно с февраля, наши туристы начали активно, и главное далеко загодя, бронировать поезди – чего никогда прежде не бывало в столь массовом порядке. Дальше – еще лучше: майские праздники стали настоящим круизным триумфом, поскольку турфирмы, также впервые, проводили заезды групп, численность которых доходила до 80-ти человек. Причем в этот благодатный для всего турбизнеса период, многие турагентства продали столько путевок, сколько в прошлом году реализовывали за все лето. Сейчас операторы лихорадочно подсчитывают увеличение объемов продаж. По нашим данным, этот показатель составляет для различных фирм от скромных 15% до 40% и туда дальше.
К началу лета российский рынок морских странствий успешно пребывал в спокойствии или относительном спокойствии, поскольку клиентов хватало на всех или почти на всех. Кроме того, похоже, его основные участники путем долгих проб и ошибок, сумели, наконец, структурироваться. Каждый занял свою нишу: фрахтователи судов по ценам и маршрутам, а операторы и агенты определились с приоритетом в продаже иностранных компаний. Жесткая конкуренция прежних лет вроде бы отошла на задний план. Впрочем, как отмечают в ряде агентств, теперь конкурировать приходится с береговым отдыхом. Особо серьезное беспокойство, в первую очередь региональным турфирмам, доставляли в мае недорогие туры в Турцию и Египет.
Отмечают круизные турагентства и заметные перемены в клиентской среде. Потенциальные туристы стали гораздо более подготовленными (об увеличении глубины бронирования туров уже говорилось), более требовательными, хотя при этом, что отрадно, менее привередливыми. По-прежнему наиболее оптимально раскупаются более дорогие каюты (с балконом – «сьюты» и «грандсьюты») от $3 тыс. и наиболее дешевые – $1-1.5 тыс., хотя и в низком тарифном сегменте россияне отдают теперь предпочтение более комфортным вариантам. Так, вместо «темной» каюты большинство туристов готовы взять более дорогую, но «светлую. Поэтому комфортабельность круизного лайнера и уровень сервиса на борту, в сочетании с известным показателем «цена-качество», стало определяющим при выборе круиза. А поскольку немалая часть клиентов уже не раз ходила в морские просторы, то понятно, сориентироваться в нынешнем «море предложений» грамотным потребителям вполне по силам.
Кстати, именно ростом числа бывалых круизников, которые приводят за собой родных и знакомых, специалисты склонны объяснять нынешний подъем водных туров. Но не только. Конечно, экономическая стабилизация в стране говорит сама за себя, однако большое влияние на рост популярности теплоходного отдыха оказала и его массовая реклама в печатных СМИ и на ТВ, активно идущая с прошлого года.
Агенты, операторы, фрахтователи
Ведущих фигурантов нынешнего российского рынка странствий по морям и океанам можно четко разделить на две самостоятельные категории: фрахтователи судов и агенты зарубежных судовладельцев. Первые фрахтуют (арендуют) морские теплоходы и проводят на них круизные поездки. Агенты, понятно, реализуют туры инокомпаний. (Сами руководители агентских фирм нередко зовут себя операторами. Если не вдаваться в терминологию, то название вполне корректно, поскольку им приходится организовывать групповые заезды россиян на суда, заниматься продвижением продукта на нашем рынке, да и всячески облегчать жизнь русскоговорящей публики на борту иностранных лайнеров.) И еще у них существует своя агентская сеть продаж.
Теперь о главных участниках рынка. Второй год подряд в роли фрахтователей выступают две российские турфирмы – «Метрополис-тур» и «Пак Групп». А в число ведущих операторов входят четыре компании: «Ланта-Тур вояж», «Натали Турс», «Нептун» и «Бриз Лайн».
В этом году «Метрополис-тур» работает с новым судном. На смену прошлогоднему «Асседо» пришла более комфортабельная «Ольвия» (бывшая «Карелия»), имеющая пассажировместимость 760 человек и обслуживаемая русскоязычным экипажем. С июня по конец октября «Ольвия» отправится в 8-мь круизов по Северному и Средиземному морям, а также вокруг Европы. Начинаться и заканчиваться путешествия будут в российских портах – Сочи и Петербурге. Средняя стоимость двухнедельного тура - от $770 до $1,8 тыс. «Метрополис» работает давно, поэтому больше половины его туристов обычно составляют постоянные клиенты.
Вторую навигацию подряд фрахтует бывшее научное судно «Академик Вавилов» фирма «ПАК Групп». Но если прошлый сезон, как отмечают в турфирме, стал в большей мере «опытно-раскруточным», то теперь предстоит по-настоящему профессиональная работа. Идя навстречу пожеланиям клиентов, внесен ряд изменений в структуру проведения круизов. Как и прежде морские программы «Вавилова» строятся вокруг посещений норвежских фьордов. Но теперь к прошлогодним портам заходов в Норвегии, Исландии и на Фарерских островах добавились стоянки в Финляндии, Швеции, Дании, Шотландии и Гренландии. Продолжительность туров 10 суток, стоимость проживания в двухместной каюте от 890 евро. Всего, вместо девяти прошлогодних, запланировано выполнить семь разнообразных круизных программ.
Фирма «Ланта-Тур вояж» - ветеран рынка продаж зарубежных круизов. И уже давно она стала первым и единственным генеральным представителем (General sales manager) ведущего круизного концерна США, в который входят компании Royal Caribbean Cruise Line и Celebrity Cruises. В текущем сезоне концерн отправил шесть лайнеров к берегам Европы - наиболее популярное направление у россиян. На одном из них, Brilliance of the Seas, следующем по «Средиземноморке» из Барселоны, «Ланта» организовывает три групповых заезда. Пользуются спросом и круизы по фьордам на новейшем Jewel of the Seas, впервые отправившемся в плавание в мае этого года. Усредненная цена двухнедельного пребывания на судах Royal Caribbean составляет $2200, хотя в групповые и эконом-туры можно отправиться и за $1400.
Другой General sales manager в России – «Натали Турс». С прошлого сезона этот известный туроператор стал представителем самой крупной в Средиземноморье круизной компании Costa Cruises. В эту навигацию «Натали» планирует организовывать 27 групповых заездов на 8-и теплоходах. Путешествие, к примеру, на новом Costa Fortuna, недавно вошедшим во флот компании, продолжительностью семь суток, стоит от 1400 евро, включая авиаперелеты и трансферы. Интересно, что в этом сезоне на круизы Costa с взрослым туристом может бесплатно отправиться ребенок до 18 (!) лет.
До начала нынешнего года круизный центр «Нептун» выступал генеральным представителем европейской круизной компании Festival Cruises. В настоящее время достаточно рейтинговая прежде компания из-за финансовых сложностей приостановила свою деятельность. А «Нептун» на правах приоритетного партнера продолжает успешно реализовывать круизы компаний Holland America, Cunand Cruises и P & O Cruises, и других ведущих судовладельцев. Как сказали в Центре, особым спросом пользуются поездки на самом большом в мире лайнере Queen Mari II, спущенном на воду в начале года. На 10-суточный групповой заезд, который пройдет в августе, уже продано более 150 билетов. Это плавание по маршруту Лондон - Афины стоит от 1,4 тыс. евро. Из других востребованных туров стоит назвать средиземноморские походы на новом лайнере Amsterdam, прошедшем инаугурацию в апреле (13 суток, $1,5 тыс.), и «экзотику» - путешествие из Пекина в Бангкок на Royal Princess.
Как и везде, важную роль на российском рынке круизов играют агентские фирмы. В число ведущих круизных агентов сегодня входят турфирмы: «СВО-Конти. Туры и круизы», American Travel Company, «Примэкспресс РВБ», «Магазин круизов», «Каравелла». Кстати, еще одним показателем активизации рынка стали структурные изменения среди агентов. За год число фирм, реально продающих морские туры, заметно возросло, причем, главным образом в регионах. И что еще важно, появились турагентства, занятые реализацией только круизного продукта. Сам по себе факт довольно примечательный, поскольку до сих пор в турбизнесе как аксиома считалось, что прожить лишь на одних круизах просто нереально.
Игорь Горностаев