4 апреля руководство известной операторской компании «Ланта – Тур вояж» пригласило в свой офис представителей практически всех основных туристических изданий Москвы. Чуть ли не впервые один из заметных фигурантов рынка подробно отчитался о своей деятельности перед отраслевыми СМИ и ответил на их не всегда удобные вопросы. Впрочем, речь сейчас не об этом. На встрече до обидного мало было сказано о морских круизах – просто оказалось невозможно за столь короткое время объять необъятное. А жаль, ведь «Ланта – Тур» является генеральный представитель компании Royal Caribbean по России и СНГ еще с далекого 1995 года. Став первым в нашей стране подлинным генпредставителем ведущего мирового круизного оператора и судовладельца, фирма накопила немалый опыт и знание этого непростого, но весьма привлекательного рынка. Поэтому наш корреспондент решил не упускать случая, и уже после мероприятия воспользовался гостеприимством президента и совладелицы «Ланты – Тур» Людмилы Пучковой, любезно согласившейся ответить на несколько интересующих профессионалов вопросов.
- Во время прошедшей встречи достаточно мало говорилось о круизной деятельности «Ланты Тур». А вообще, какое место в деятельности вашей фирмы занимают морские круизы? Можете оценить, сколько при этом уходит сил на обслуживание этого направления работы?
- Для сравнения, если за год «Ланта-Тур» отправляет более 30 тыс. туристов, то менее 2 тыс. из наших клиентов следует на круизы. И в общем-то не секрет, что любые иностранные круизы доставляют немало хлопот как самим российским путешественникам, так и реализующим их агентствам. Главное, в силу того что инфраструктура отдыха на зарубежных судах не адаптирована под нужды русского человека. Все эти поездки рассчитаны, в первую очередь, на выходцев из англо-говорящей среды и тяготеющую к ней публику.
- На ваш взгляд, в каком направлении шло развитие интереса россиян к круизному отдыху за то время, что «Ланта» занимается этим бизнесом?
- На туристическом рынке с круизным продуктом Royal Caribbean «Ланта-Тур» впервые появилась в 1995 году. В те времена подавляющее большинство отечественных туристов имело нулевое представление об этом виде отдыха. К тому же, над ним еще очень сильно довлел имидж бывших советских судов Черноморского пароходства: низкая комфортабельность - вплоть до «удобств на этаже», невысокий – «совковый» сервис на борту и т.д. Сейчас же клиенты как правило хорошо подготовлены. Чаще всего, они много знает о круизах вообще, и если сами еще не побывали в морских странствиях, то обязательно заходили на сайты различных операторов и компаний.
- И все-таки, в чем на ваш взгляд основное отличие морского тура от «берегового»?
- Для туроператоров и представителей круизных компаний основной проблемой, камнем преткновения если хотите, тут обычно являются кадры. Требуется время, чтобы подготовить необходимое число специалистов, на высокопрофессиональном уровне разбирающихся во всех тонкостях этого специфического бизнеса. Потом, морские путешествия относятся к разряду дорогого отдыха, рассчитаны на бюджет от $1 тыс. на человека и выше. И таких потребителей, имеющих желание, а главное возможность отправиться в плавание, приходится поискать. А для этого требуются предварительные затраты, и не малые, к примеру, нужно давать рекламу в дорогостоящих «глянцевых» изданиях.
- Хотелось бы услышать вашу характеристику сегодняшнего состояния российского рынка морских круизов?
- Главная отличительная особенность этого вида турбизнеса в России заключается в том, что это далеко не массовое направление. И не станет таковым до тех пор пока современные круизные суда не начнут ходить по Черному морю или же отправляться в дальние плавания из портов Новороссийска, Сочи или хотя бы Одессы. А вообще же, как я считаю, чтобы круизы в стране стали востребованы, необходимо наличие среднего класса, который у нас пока явно отсутствует. Но вернусь к сегодняшним реалиям. Событием для отечественного круизного рынка стало вхождение на него «Натали Турс» в качестве представителя компании Costa Cruises. Но думаю, Воробьевы еще до конца не осознали, за какое сложное и специфическое дело взялись. По крайней мере, те планы, которые они перед собой, как я слышала, ставят – тысяча пассажиров за первый сезон, - не более чем утопия. Я так уверенно об этом говорю прежде всего потому, что «Натали» сейчас идет тем же путем, который «Ланта» уже проходила: ведь лет 6-7 назад мы тоже с такой же «пролетарской непреклонностью» инвестировали раскрутку круизов Royal Caribbean в нашей стране – давали крупномасштабную рекламу, возили в поездки многочисленные группы журналистов из всевозможных изданий... Вот почему я не думаю, что все эти действия принесут «Натали» желаемые результаты. Тем не менее, могу только радоваться по поводу того, что усилия по пропаганде Costa послужат делу популяризации всего морского круизного бизнеса.
- Ходят упорные слухи - опровергните или подтвердите, - что для противостояния с «Натали» «Ланта» объединилась с «Бриз Лайном».
- Нет, это не так. Ну, во-первых, нам незачем противостоять «Натали Турс». Дело тут заключается в том, что люди, которые сплавали на лайнерах Royal Caribbean, никогда не поплывут на менее комфортабельной Costa Cruises. И наоборот, туристы, побывавшие на Costa - готовые клиенты для Royal Caribbean: рано или поздно, но они однозначно придут к нам. Что касается «Бриз Лайна», то он мечтает стать генеральным представителем компании Princess. Поэтому-то «Бриз» ни по какому не может объединиться с «Ланта Тур», которая уже давно является представителем другой круизной компании - Royal Caribbean. Вот с кем мы действительно объединили наши усилия, так это с фирмой «Нептун», да и то только в области совместной рекламы.
- И тем не менее, тарифы у Costa Cruises, а следовательно и у «Натали Турс», заметно ниже, чем у Royal Caribbean-«Ланты - Тур». Это вас разве не смущает?
- Ни в коем случае. «Натали» как бы вспахивает первую борозду, привлекая на рынок ту категорию клиентов, до которого мы, условно говоря, не дотягиваемся. А потом те из них, которые войдут во вкус, и захотят побывать в круизе высокого уровня, повторю, обязательно и довольно скоро станут и нашими клиентами. И далее они же отправятся в путешествие на еще более шикарных лайнерах Celebrity - дочерней компании Royal Caribbean. Ведь расценки у нас не многим больше, да и то не всегда, чем у других более простеньких компаний. Судите сами: недельные пакеты «Ланты - Тур» по Средиземноморью для групповых блоков стоят в среднем $1700-1800.
- И последнее: все же какие эксклюзивные особенности Royal Caribbean вы, как руководитель операторской фирмы и одновременно как обычный турист, могли бы отметить?
- Начну с того, что Royal Caribbean оперирует 18-ю лайнерами класса, сопоставимого с уровнем отелей «4-5 звезд» и одновременно 6-ю еще более комфортабельными судами компании Celebrity.Вниманию потребителей представлено более 160-ти маршрутов плавания - выбор более значительный, чем у подавляющего большинства наших конкурентов. Потом, у Royal Caribbean в этом сезоне, в отличие от Princess и Costa, по Средиземноморью будет ходить значительно больше кораблей, и что важно, все они двух - трехлетней постройки. Потом, имея компьютерную систему бронирования, «Ланта» очень гибко реагирует на любую распродажу туров, любое снижение цен в отрасли. А круизные тарифы в этом году, кстати, непременно ждет понижение – в связи с событиями вокруг иракской войной.
Подготовил Игорь Горностаеав