Норвежская круизная компания Hurtigruten («Хуртигрутен»), если и не знакома массовому туристу, то уж точно имеет известность среди российских поклонников этого вида отдыха. А уж профессионалы морского круизного бизнеса знают о ней и вовсе не понаслышке. Хотя осваивать наш рынок путешествий компания активно начала всего четыре года назад. Однако нестандартные морские странствия, что она предложила достаточно искушенной российской публике, просто не могли оставить истинных круизёров равнодушными. Hurtigruten при этом и рассчитывает на тех любителей водных странствий, что уже не раз бывали в традиционных морских турах, а теперь не прочь попробовать что-то принципиально новое.
И это новое - круизные походы в самых высоких и самых низких широтах. Проводит компания и специализированные теплоходные путешествия, получившие название «экспедиционные круизы». Ее турпродукт, отмечают специалисты, существенно отличатся от классических морских круизов. Прежде всего тем, что рассчитан на людей неравнодушных, стремящихся побывать в отдаленных уголках планеты с их нетронутой цивилизацией природой. Они хотят как можно больше узнать, а возможно даже и почувствовать себя первооткрывателем новых земель, переживая весь тот романтический восторг, что довелось испытать разве что их далеким предшественникам, впервые побывавшим в этих краях.
А начиналось всё так...
Компания, ставшая теперь уже круизным холдингом Hurtigruten ASA, была создана отважным норвежским капитаном Ричардом Уитом еще в позапрошлом веке – в 1893 году. Так что, в следующем году будет отмечаться круглая дата: 120-летие со дня ее образование. Собственно, Hurtigruten, что буквально означает «Быстрый маршрут», создавалась как транспортно-грузовая пароходная компания. В ее задачу входила организация оперативного сообщения центра страны с удаленными от него поселениями, в изобилии раскинувшимися вдоль моря. Намеченное удалось осуществить в полной мере. Таким образом, сама судоходная компании, ставшей по сути национальной, и вся ее история неразрывно, вплоть до сегодняшнего времени, связана с этой морской линией, проходящей вдоль почти что всего побережья Норвегии.
За прошедшие годы менялись морские суда, корректировались маршруты, а «Хуртигрутен» успешно продолжала свои плавания в прибрежных водах. Лишь в 80-х годах прошлого столетия политика компании существенно изменилась. Морской перевозчик, повинуюсь велению нового времени, начинает все больше внимания уделять турбизнесу. Со стапелей сходят построенные по его заказу лайнеры, более крупные и роскошные чем прежде, и имеющие на борту все необходимое для проведения полноценных и в полной мере комфортабельных круизов.
Кроме того, опыт судоходства в весьма сложных, но одновременно и весьма живописных краях, накоплен огромный, что позволило решить важнейший вопрос обеспечения безопасности пассажирского плавания на крайнем севере, а затем и юге мирового океана. Все эти обстоятельства и становятся залогом успешного перехода компании от выполнения обычных транспортно-пассажирских перевозок к организации круизных, а затем экспедиционно-коммерческих маршрутов. Тем не менее, и сегодня суда компании на норвежских линиях одновременно выполняют и вторичную задачу по перевозке местных пассажиров и грузов на линиях между вторым по величине городом страны и ее северными регионами.
Флот морских странствий
Теперь уже самые современные круизные лайнеры Hurtigruten, как и более сотни лет назад, продолжают курсировать по маршруту, общей протяженностью около 2,7 тыс. км, идущему от Бергена до Киркенеса. В настоящее время флот компании состоит из 12 круизных теплоходов. В том числе и тех, что созданы в 1993 – 1997 годах: Polarlys, NordNorge, Nordkapp, Nordlys, Richard With и Kong Harald.. Есть морские суда и более ранних годов построек - Lofoten, Nordstjernen и Vesteralen, которые вполне можно назвать «историческими». Не так давно они прошли полную реновацию. Далее идут комфортабельные лайнеры Midnatsol и Trollfjord, рассчитанные на перевозку примерно 650 пассажиров, как и большинство других теплоходов компании. Два этих «систер-шипа@? Как называют идентичные суда моряки, отправились в плавание в 2002 и 2003 годах. И наконец, флагман «Хуртигрутен» - океанский лайнер Fram, на борту которого могут разместиться 318 пассажиров, вышел на большую воду в 2006 году. Именно он выполняет основной объем экспедиционных круизов. Что важно, все лайнеры имеют ледокольное усиление, которое в регионах их плавания не бывает лишним.
Каждый теплоход при этом имеет свой, отличный от всех остальных стиль. Их уютные внутренние помещения получили индивидуальный дизайн, основными элементами которого стали произведения искусств норвежских мастеров. Пассажиры размещаются в удобных каютах самых разнообразных категорий – от просторных королевских сьютов, в том числе с балконом, до стандартной внутренней комнаты, с окном или без окна. При этом каждая каюта оснащена туалетом и душем, а также имеет кондиционер, отопление, телевизор, холодильник. На самих лайнерах работают рестораны, кафе, бары, магазины, конференц-залы, на большинстве из них есть панорамные салоны, комнаты для детей, а также джакузи и спортивные или фитнес- залы.
Кроме регулярных морских рейсов вдоль побережья Норвегии, теплоходы Hurtigruten выполняет круизные походы и в другие «холодные» регионы нашей планеты: в Гренландию, на Шпицберген, в Исландию, Арктику и даже к берегам Антарктиды. И каждое из этих направлений требует отдельного обстоятельного рассказа. Отметим лишь, что обслуживают эти маршруты, которые как раз и выполняются как экспедиции, наиболее молодая и комфортабельная флотилия компании. И сосредоточим наше внимание на круизной классике «Хуртирутен», представленной пересекающим Северный полярный круг маршрутом, соединившим Берген и Киркенес.
Вдоль норвежских берегов
Отправляясь в круиз из Бергена или Киркенеса, путешественник имеет возможность за 12 суток пройти вдоль почти всей морской границы Норвегии и вернуться обратно. При желании он может выбрать и одностороннюю поездку: недельную Берген – Киркенес или 6-дневную Киркенес – Берген. Более того, у туристов есть и другая уникальная для круизных туров возможность: выбор маршрута и его продолжительности на любом отрезке водного пути между имеющимися 30 портами захода. Что, безусловно, очень удобно. Однако обычно туристы предпочитают пройти по всему морскому направлению. Стоит добавить, что лайнеры компании по нему, что тоже немаловажно, отправляются ежедневно и круглогодично.
А уж между самым южным портом города Бергена и самым крайним на маршруте Киркенеса, есть на что посмотреть и что увидеть. В первую очередь это, конечно же, небольшие норвежские городки, в изобилии встречающиеся на линии – не броские на первый взгляд, но очень колоритные и самобытные. В том же Киркенесе, к примеру, находящимся рядом с российской границей, путешествующие осматривают выстроенный изо льда и снега «Снежный отель», ужинают в его ресторане Gabba, а также посещают национальный парк Pasvikdalen. Или же, отправляются на сафари, причем не совсем обычное - «крабовое». А при желании, катаются на собачьих упряжках.
В общем-то, в каждом порту захода найдется как интересно, а также с пользой для ума и желудка, провести время. Так, лайнеры останавливаются в самом северном городе Европы Хаммерфесте, или в Тромсо, где находится напоминающий айсберг 40-метровый Арктический собор, или же в первой столице Норвегии Трондхейме. А из Харштада в Сортланд, пока судно идет между этими пунктами, можно проехать на автобусе, чтобы увидеть живописнейшие острова Северо-Атлантического архипегага, где природа переплетается с творениями человека эпохи викингов, средних веков и современности. Крупнейший на побережье город Берген, где начинаются либо заканчиваются круизы, известен своим старинным центром, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Вот лишь малая толика того, что ждет круизных туристов.
Не приходится им томиться и во время движения, в открытом море. Впрочем, вряд ли его уместно так называть, поскольку лайнер, как и в речном круизе, далеко от берега не удаляется. И туристы могут свободно, буквально невооруженным глазом, обозревать открывающиеся виды спокойной, но удивительно красивой северной природы. Увиденное порой захватывает дух и будоражит воображение. Причем, вовсе не обязательно отправляться в круизное плавание летом, когда флора и фауна этих суровых мест не на долго как бы оживает. Свои неповторимы прелести есть и у зимнего времени - вспомним хотя бы о загадочном северном сиянии, чем всегда славилось заполярье. Но в любом случае, первое место по популярности, причем вполне заслуженно, принадлежит, безусловно, знаменитым норвежским фьордам, которые с борта корабля вы наблюдаете буквально изнутри. И это, отмечают бывалые туристы, несравнимо более впечатляюще, чем то, что возможно увидеть по ходу обычной «сухопутной» экскурсионки.
Иной раз доводилось слышать, что на судах Hurtigruten ничего, кроме тихих «пенсионерских радостей» не встретишь. Это вовсе не так. Конечно, на борту не увидишь безудержного массового веселья, нет казино и дискотек, не стоит также рассчитывать и на многочисленные шоу-программы. Тем не менее, отдых в ресторане с караоке, танцами и, при желании, возлияниями, никто отменять не собирается. Другое дело, что проходит все это в более спокойной и отчасти, можно сказать, домашней атмосфере.
Они выбрали Hurtigruten
Основную и весьма значительную часть клиентуры Hurtigruten сейчас составляют туристы. Хотя на лайнерах, курсирующих между Бергеном и Киркенесом, можно встретить и обычных пассажиров из местных жителей. Суда также перевозят некоторые грузы и автомобили. Что же касается именно путешественников, то их основной контингент составляют как сами норвежцы, так и граждане Германии, Великобритании, а также других стран Скандинавии.
На круизный рынок России норвежская компания официально вышла в начале 2008 года. Однако уже к тому времени по норвежским маршрутам «Хуртирутен» ежегодно отправлялись более тысячи российских туристов. А за прошедшее время их количеств возросло более чем в три раза. И хотя на фоне общего годового потока Hurtigruten, составляющем полмиллиона человек, этот показатель совсем невелик, однако начавшийся рост рынка, причем, достаточно существенный, не прошел незамеченным руководством круизной компании. В качестве цели, как заявил ранее ее глава Олаф Люхр, намечено довести российскую долю до 2% от общего пассажиропотока.
Все больший интерес к морским походам Hurtigrute проявляют и российские туроператоры. Наибольшего успеха среди них, как в реализации круизов, так и в продвижении самого продукта, достигли специализированные круизные агентства и операторы по Норвегии. А дальше других в непростом деле пропаганды предложений норвежского судовладельца пошла туроператорская компания «Джаз Тревел», организовавшая в нынешнем году поезду на круиз «Киркенес – Берген» нескольких групп российских журналистов.
Игорь Горностаев